RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Народный фронт берет контроль над надзором

Народный фронт берет контроль над надзором 18 июня 2019

Надежную "регуляторную гильотину" власти пока сконструировать не могут

В стране проходит масштабная реформа контрольно-надзорной сферы. К 2021 году власти обещают избавить экономику от устаревших и дублирующих требований и перейти от «палочной дисциплины» к профилактике нарушений. Однако правительство до сих пор не может подготовить адекватный системообразующий законопроект. «НГ» стали известны предложения по реформе от Общероссийского народного фронта (ОНФ), который имеет соответствующее поручение президента.

Правительство уже опубликовало «дорожную карту» по проведению реформы, согласно которой до конца августа экспертное сообщество будет анализировать проекты по снижению административной нагрузки на бизнес и проводить ревизию требований, которые контрольно-надзорные органы выставляют при проверках.

Как раз 18 июня вице-премьер, глава аппарата правительства РФ Константин Чуйченко, выступая на заседании думской фракции «Единая Россия», сообщил, что новая версия материально-правового закона, который направлен на реформирование контрольно-надзорной деятельности, будет подготовлена примерно через две недели. Тем самым он дезавуировал тот проект, который был опубликован во время Петербургского международного экономического форума. «Честно скажу, она нам самим не очень нравится, мы сейчас пишем уже другую версию», – сказал Чуйченко единороссам.

Новая версия закона, по его словам, будет достаточно короткой – страниц в 15, но он создаст базу для разработки уже процессуальных частей законодательства о контрольно-надзорной деятельности государства. Вице-премьер отметил, что материальный закон планируется внести в Госдуму в осеннюю сессию. «Чтобы все убедились, что обратной дороги нет», – сказал Чуйченко. А в течение 2020 года предстоит сформировать подзаконные акты по закону о контрольно-надзорной деятельности.

«Мы получили письмо от кабмина с запросом комментариев к законопроекту, у наших экспертов есть ряд замечаний», – рассказали «НГ» в ОНФ. По словам сопредседателя ОНФ Сергея Когогина, число внеплановых проверок по-прежнему не снижается, контролирующие органы приходят к предпринимателям несколько раз по одному и тому же вопросу. «НГ» при этом стали известны некоторые предложения «фронтовиков», которые они направят в правительство. Например, составить реестр обязательных требований, профилактические визиты согласовывать с контролируемым лицом, определить максимальный объем продукции, который можно изъять для контроля.

«Проверяющий теперь сможет подать ходатайства о каких-то нарушениях или проведении внеплановой проверки уже после того, как вся «доказательная база несоответствий» будет у него на руках. Если все в порядке, то просто зафиксировать факт проверки. Такие меры минимизируют риски «прикрытия» бизнеса на срок проведения проверки», – пояснил «НГ» адвокат, председатель центра «Поколение Права» Андрей Андреев.

Как рассказал «НГ» сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров, за последние девять лет прокуроры отклонили около 4 млн из 8 млн проверочных мероприятий, «то есть в половине из них не было никакой нужды». А в прошлом году было проведено 30,5 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, из которых только 56% завершились выявлением нарушений. При этом бюджетные расходы на это оцениваются в 237,4 млрд руб. «На сегодняшний день в арсенале контролеров скопилось больше 9 тыс. нормативных актов. Многие из них достались нам в наследство с советских времен и сейчас даже гуляют мемами в Интернете», – напомнил Назаров.

Запланированная же цифровизация всей системы контроля-надзора, по его мнению, позволит увидеть не только реальное количество проверок в отношении бизнеса, но и обоснованность предъявляемых претензий, «будет проще принимать оперативные решения по каждому конкретному случаю».

Руководитель Центра правовой поддержки бизнеса Алексей Мишин напомнил «НГ», что предприниматели часто сталкиваются с ситуацией нескончаемого потока проверок различными контрольно-надзорными ведомствами. Он согласен, что готовящиеся изменения облегчат ведение бизнеса и предотвратят несанкционированные проверки. Однако эксперт подчеркивает: «Потребуется либо создание нового федерального контролирующего органа,  либо увеличение финансирования реализации функциональных обязанностей одного из существующих». Дополнительные расходы, по его словам, уйдут на техническое создание и функционирование электронных баз, реестров, а также зарплату экспертов по информированию и консультированию проверяемых.

Член генсовета «Деловой России» Владимир Прохоров убежден, что первый этап реформы в 2016 году – переход части организаций на риск-ориентированный подход – нельзя назвать эффективным. Поэтому сегодня бизнес-сообщество выступает за обязательное включение в реформу системы так называемой контрольной навигации. То есть разработку понятных требований к каждому предприятию.

Эксперт центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Екатерина Авдеева указала на бесчисленное множество нормативно-правовых актов с большим количеством морально устаревших и бессмысленных требований. Она рассказала «НГ», что до осени контрольно-надзорные ведомства должны представить предварительный список подлежащих инспекции нормативов. Однако эксперты ожидают, что готовящийся список все равно будет избыточным. «Важно,  чтобы учитывались именно риски. Если их нет при невыполнении той или иной нормы, то и проверять этот показатель не имеет смысла», – пояснила Авдеева.  Также, по ее словам, стоит учитывать рентабельность бизнеса – если исполнение норм приводит к его убыточности, то такие компании уйдут в тень, создавая нездоровую конкуренцию тем, кто продолжит работать открыто.  «Такие последствия существенно снизят эффект от реформы», – подчеркнула собеседница «НГ». Поэтому, по ее мнению, нужно предусмотреть механизм «забвения» прошлых нарушений для легализации бизнеса, продумав способы и сроки, отведенные для исправления ошибок, а также предусмотреть гарантии, что компании не будут привлекать за нарушения, вынудившие их уйти в тень. Но одновременно надо, конечно, предусмотреть и карательный механизм на тот случай, если «серые» компании не встанут на правильный путь.

Ответственный секретарь «Деловой России» по регулированию контрольно-надзорной деятельности Илья Борзик сообщил, что в профильном комитете этой организации уже подготовлен ряд дополнений к законопроекту. Во-первых, подчеркнул он, нужно систематизировать существующий объем обязательных требований: «Исходные перечни сегодня содержатся в чек-листах. Для проведения дальнейших действий они должны быть укрупнены, в зависимости от статуса акта – от 5 до 100 и более раз». Этого можно добиться путем аудита полномочий контрольно-надзорных органов «с анализом наборов проверяемых обязательных требований и выявлением среди них дублирующих и неэффективных». А результатом такой работы, по его мнению, может быть как приятие решений об отмене госконтроля или надзора в отдельных сферах, так и оптимизация структуры и полномочий контрольно-надзорных органов.

 

Теги:
«Деловая Россия» предложила увеличить нормативы утилизации РОП на выставке ИННОПРОМ-2019
На базе площадки представители органов власти, бизнеса, научного сообщества и профильных организаций обсудили новейшие технологии и разработки в сфере промышленности.
Санкционные продукты получили поддержку в правительстве
Возможно ли смягчение политики продовольственного эмбарго
Сделка лета
Предприниматели Бахрейна готовы инвестировать в Крым €500 миллионов
Главными поставщиками микроэлектроники в Россию оказались три страны Азии
Правительство определило ведомства, которые попадут под регуляторную гильотину
Все их требования должны быть пересмотрены до 2021 года
Актуарные цифры
Соцстрахование планируют перевести на принципы ОСАГО
Эксперты Титова раскритиковали ЦБ за неправильную борьбу с инфляцией
Инфляция в России в основном складывается из немонетарных факторов - например, роста тарифов и налоговой нагрузки, утверждают эксперты института Бориса Титова. А Центробанк ошибочно борется с ней монетарными методами, пишут они
Партнёры