Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Насколько обязательны обязательные требования?

Насколько обязательны обязательные требования? 19 октября 2015

Член президиума генсовета «Деловой России» Михаил Розенфельд

В Совете Федерации 16 октября прошли слушания «Проблемы законодательного регулирования государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», организованные Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. В день проведения слушаний РБК опубликовал материал о перспективах развития административной реформы и возможных структурных изменениях в правительстве. Хотя позже новость была опровергнута, в бизнес-среде она продолжает обсуждаться до сих пор.

Реформу КНД действительно можно считать ядром реформы административной. Она тесно увязана с реструктуризацией контрольных полномочий государственных органов. Неоднократно, например, оценивались правовые перспективы для создания объединенных контрольных инспекций, делегирования части федеральных полномочий регионам.

Реформа КНД требует и продолжения судебной реформы, поскольку многолетняя проблема – назначение наказания контрольным органом, а не административным судом, – не может быть решена. Идеальной выглядит ситуация, когда нарушение выявлено инспектором, он оформляет протоколы и передаёт их в суд. Административный суд рассматривает дело по существу и выносит нарушителю наказание.

Укрупнение министерств и ведомств, имеющих контрольные полномочия, создание т.н. «контрольного блока» или «единого офиса контролёров» может проходить только после ясного понимания целей, задач и последовательности принимаемых решений. Одно лишь создание новой матрицы функций и полномочий контрольных и надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях главную задачу –повышение эффективности и результативности КНД – не решит.

Выступая на слушаниях, я сказал: какой бы ни была архитектура административной реформы (включая систему федеральных надзоров), она может быть реализована, только если будет сформирован Реестр обязательных требований, предъявляемых к бизнесу на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Все требования, включая нормы и правила, установленные в СССР и РСФСР (их не так много, но они еще действуют), должны быть немедленно актуализированы и размещены в Интернете.

Разработка обязательных требований должна включать в себя переходный период от старых требований к новым, указание на длительность действия требований (эксперты из ВШЭ настаивают на 15-летнем сроке), включать еще один переходный период (при их апгрейде, обновлении). Требуется также указывать орган контроля и надзора, ответственный за соблюдение этих норм и правил. Даже если у него несколько раз поменяется название, функции органа должны быть понятны. Обязательные требования необходимо разработать, зафиксировать и не менять их на протяжении всего времени их действия.

Пока же важнейшая проблема – доступность для бизнеса обязательных требований, предъявляемых к нему государством и местным самоуправлением, – не решена. Государство сбрасывает с себя ответственность, зато контрольные органы штрафуют бизнес исправно. Разумеется, ни о каком доверии и взаимном уважении интересов здесь говорить не приходится.

Отдельно хотел бы указать на асимметричность ответственности государства и бизнеса. Разработчики законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)» принцип равной (и соразмеренной) ответственности не заложили в основу эффективного функционирования государства в контрольно-надзорной сфере, взаимодействия органов отраслевого управления и контрольных органов, кодификации действий и деятельности организаций и граждан.

Было бы правильным организовать условия, когда из всего массива обязательных требований каждый бизнесмен знал бы те из них, которые предъявляются непосредственно к его компании. На мой взгляд, необходимо, чтобы все обязательные требования находились на едином информационном ресурсе: забиваешь свои коды ОКВЭД и территорию – получаешь информацию. Сформулированные в доступной форме с учетом региональной специфики (отражая подходы муниципалитетов к бизнесу), такие документы однозначно повлияли бы позитивно и на имидж контрольных органов в бизнес-среде.

Вот тогда, руководствуясь взаимной ответственностью, обязательность требований может стать действительно обязательной. В противном случае мы будем иметь дело только со сменой вывески над контрольным органом.

Партнёры