RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » «Не нужно административно давить на бизнес неизвестно в чьих интересах»

«Не нужно административно давить на бизнес неизвестно в чьих интересах» 12 февраля 2019

Антон Данилов-Данильян убежден, что бизнес и власть должны быть партнерами

Развитие малого и среднего бизнеса в России прочно вошло в число приоритетных государственных задач. Очевидным становится, что экономическое благополучие небольших регионов все больше зависит от состояния предпринимательской среды, от степени взаимодействия бизнеса и власти. Много нерешенных вопросов, конечно, остается и на федеральном уровне. Как сделать бизнес в России привлекательным и успешным, в интервью "ФедералПресс" рассказал сопредседатель "Деловой России", председатель Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ, председатель экспертного совета Фонда развития промышленности Антон Данилов-Данильян.

Антон Викторович, сегодня много говорится о создании новой, инновационной среды для бизнеса, для граждан. Какой должна быть эта среда в вашем понимании?

- От новой среды требуются такие характеристики, которые были бы понятны как государству, с одной стороны, так и бизнесу - с другой. Нам нравится такая триада: удобно, выгодно, безопасно. Делать бизнес в стране должно быть удобно, выгодно, безопасно.

Могли бы вы расшифровать эту триаду?

- Удобно. Это означает, что те требования, которые государство предъявляет бизнесу, были бы понятны, достаточно лаконичны. У бизнеса это не сотни, а сотни тысяч требований. Огромное количество из них не нужны. Контролирующие организации их даже не проверяют. Тем самым мы получаем ситуацию, когда бизнес вести неудобно, некомфортно.

Выгодно. Должен быть такой уровень налогообложения, такие издержки, чтобы бизнес мог быть конкурентоспособным как за рубежом, так и внутри страны: и экспорт нужно развивать, и импортозамещение, и между собой конкурировать. Если все эти параметры будут задираться, налоги будут расти (НДС увеличили на 2 %, пытаются вводить другие неналоговые сборы), это сделает ведение бизнеса все менее удобным.

Безопасно. Очень важный параметр, который говорит о том, что у меня бизнес не отберут. Не потому, что его кто-то заказал из конкурентов, а потому, что государственные органы при проведении соответствующих проверок не доведут меня до состояния банкротства, когда я просто не смогу вести бизнес в открытую и честно. Соответственно, для меня будет исполнение закона просто опасно.

Такие ситуации действительно возникают?

- У нас много таких отраслей, которые исполняют заказы крупных компаний: уборка помещений, оборудование помещений разными приборами учета, контроля пожарной безопасности и т. д. Законы о госзакупках настроены на то, чтобы цена была максимально низкая. Возникает очень жесткая конкуренция. К чему это приводит, если брать только параметр цены? Это приводит к тому, что компании пытаются экономить на всем для того, чтобы выиграть тендер, - на налогах, на правильной постановке на учет иностранных работников, на каких-то обязательных издержках. Они идут на то, чтобы нарушить законодательство ради победы на тендере. Соответственно, у нас не должно быть так, чтобы только параметр цены играл ключевую роль. Сначала компании, участвующие в тендере, должны быть законопослушны, и уже из тех, кто действительно законопослушный, требуется по цене производить отбор. И мы возвращаемся к первой части - удобно.

За рубежом подходы аналогичные?

- Эта триада идет сквозняком через весь российский и весь международный бизнес. Любой бизнес ориентируется на эти три параметра. Государство должно это все воспринять, а мы, предприниматели, должны воспринять то, что хочет от нас государство: чтобы мы исполняли законы, платили налоги, участвовали в социальных программах, делали жизнь наших граждан лучше. Это должно быть движение навстречу друг другу. Чем больше мы будем объяснять друг другу наши проблемы, чем больше мы будем находить различные точки соприкосновения, менять законодательство, чтобы это было выгодно всем, тем быстрее жизнь будет улучшаться, несмотря ни на какие внешние санкции.

Как в эту схему вписывается обычный гражданин?

- Социальная ответственность бизнеса, гражданская ответственность - это, в первую очередь, платить законом установленные налоги и выполнять иные установленные законом требования. Если у бизнеса все нормально развивается, если бизнес все выполняет, у него хорошая прибыль, он конкурентоспособен, он может позволить себе участвовать в самых разных иных программах (благотворительность, меценатство, поддержка одаренных детей, детей-инвалидов, культурных мероприятий и т. д.), то мы оказываемся в ситуации, когда бизнес сам начнет это предлагать. На самом деле никому из предпринимателей не нравится, когда ты привозишь какого-нибудь иностранного партнера, а улицы города не убраны, вокруг не самые лучшие фасады домов, не лучшие социальные объекты и т. д. Поэтому бизнес начинает вкладываться. Но чтобы он начал вкладываться, ему нужно обеспечить эту триаду.

Поэтому каждый простой человек от этой уверенности бизнеса в завтрашнем дне получает очень много: рабочие места, возможность помощи со стороны богатого государства, которое стало богатым потому, что бизнес платит налоги; он получает огромное количество самых разнообразных возможностей для досуга, потому что бизнес участвует в разных социальных, культурных и прочих программах, - все это развивается ради того, чтобы жизнь стала лучше. Ну и среда улучшается, среда обитания.

Вместе с тем мы понимаем, что возможности регионов разные: сравнивать Москву и Питер, нефтегазовые регионы с Псковом, Курганом, другими скромными по своему экономическому потенциалу регионам неприемлемо. Так и для бизнеса: одно дело - вкладывать деньги в Москву, другое - в периферию, не видя перспектив.

- Но в таких небогатых регионах и численность населения гораздо меньше. У них может быть неплохое географическое расположение с точки зрения доставки грузов. У них есть возможность развивать то, что нет возможности развивать в Москве, - экологический туризм, различные виды отдыха. У каждого региона есть свои изюминки. Их надо только найти и должным образом представить инвесторам, чтобы они захотели вкладываться.

Как это сделать? И чья это задача?

- Захотеть вкладываться - это и есть искусство работы руководителей соответствующих регионов: те, которые эффективно работают, которые постоянно ведут диалог с бизнесом, которые понимают, кто из малого хочет стать средним, из среднего вырасти в крупный, те, кто понимают проблемы бизнеса, они получают очень хорошие результаты. У них реально работает бизнес, несмотря ни на какие санкции. Надо просто много работать, взаимодействовать с предпринимателями, реально их защищать, а не административно давить в интересах неизвестно кого.

Вернут едой. Почему нет смысла переплачивать за возвратные билеты?
АиФ.ru рассказывает, в каких случаях возвратный билет на самолет становится невозвратным, о каких правилах умалчивают авиакомпании, и стоит ли переплачивать за возможность вернуть билет.
Титов предупредил о рисках распространения на самозанятых льгот малого бизнеса
Бизнес-омбудсмен отметил, что в отношении самозанятых не доработана юридическая база
Кредитам уточняют размер
Минэкономики расширило спектр льготных кредитов для малого бизнеса
Свой сухарь лучше привозного
Минэкономразвития выступило против новых требований к организации питания детей
Силуанов заявил о нигилизме бизнеса из-за отказа инвестировать
Самарская область в первый день работы ПМЭФ подписала 12 соглашений
Самарская область в первый день работы ПМЭФ подписала 12 соглашений
Презентация результатов национального рейтинга состояния инвестклимата
Партнёры