Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Не от Moet: что стоит за громкими заявлениями дистрибьюторов шампанского из Франции

Не от Moet: что стоит за громкими заявлениями дистрибьюторов шампанского из Франции 05 июля 2021

В России нет и не будет запрета на использование слова "шампанское" на этикетках зарубежных производителей. Об этом заявили опрошенные "Известиями" участники рынка, эксперты отрасли, а также депутаты Госдумы - соавторы законодательных изменений, на которые ранее в письме своим партнерам указал российский дистрибьютор Moet Hennessy. Этим он объяснял планы приостановить поставки в РФ - якобы продукцию придется переименовывать в "игристое вино" и заново ее сертифицировать. Источники "Известий" в Росалкогольрегулировании с такой трактовкой не согласны и напоминают, что поправки в 171 -ФЗ приняты для гармонизации норматива с работающим больше года законом о вине (468-ФЗ), который нареканий со стороны зарубежных поставщиков не вызвал. В Минсельхозе подчеркнули, что никаких запретов на использование названия продукции в законе нет. Заявление Moet Hennessy было сделано на фоне рекордно низкого урожая в регионе Шампань, отмечают аналитики рынка. По их словам, французский производитель мог попытаться сослаться на "форс-мажор", чтобы не получить штрафные санкции от российских партнеров из-за потенциального срыва поставок. Но когда стало очевидно, что аргументация не выдерживает критики, компании пришлось корректировать свои планы.

Что произошло

О том, что российский поставщик премиальных напитков Moet&Chandon, Dom Perignon и Veuve Clicquot - "Моет Хеннесси дистрибьюшн Рус" - предупредил партнеров о временной приостановке поставок в РФ; стало известно 2 июля.

В уведомлении, с которым ознакомились "Известия", компания напоминала, что 23 июня Совет Федерации одобрил внесение поправок в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." (171-ФЗ) и они ожидают одобрения президента Владимира Путина. Вечером 2 июля документ после подписания главой государства был опубликован на портале правовой информации.

В качестве причины приостановки поставок в РФ "Моет Хеннесси дистрибьюшн Рус" называла тот факт, что поправки уточняют определения винодельческой продукции. В компании сочли, что документ "исключает понятие "шампанское", разрешает использовать его исключительно в отношении "российского шампанского", изготовленного на территории РФ, и обязывает производителей шампанских вин из французского региона Шампань переименовывать их продукцию в "игристое вино"". В письме отмечалось, что со вступлением закона в силу нужно будет заново сертифицировать продукцию (указав категорию "игристое вино") и переделывать маркировку на бутылках. Менять категорию своей продукции для российского рынка производитель не готов, завершалось послание "Моет Хеннесси дистрибьюшн Рус".

 

Законом "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", который начал действовать с 26 июня прошлого года, была введена классификация винодельческой продукции, включающая в том числе вина, игристые вина, крепленые вина, напомнили в Минсельхозе.

- 2 июля внесены корреспондирующие изменения в федеральный закон № 171-ФЗ об алкоголе, которыми предусматривается аналогичная классификация, основанная на международных стандартах, - пояснили "Известиям" в пресс-службе ведомства. - В случае если производитель зарегистрировал в установленном порядке географическое обозначение для винодельческой продукции, в том числе Champagne, то закон не содержит запрета для его использования. Вместе с тем указание на этикетке вида винодельческой продукции является обязательным.

Все принятые изменения в 171-ФЗ - это лишь гармонизация его требований с уже функционирующим законом о виноградарстве и виноделии (468-ФЗ), подчеркнул источник "Известий" в Росалкогольрегулировании. Оба документа регулируют производство и оборот винодельческой продукции. Учитывая, что 468-ФЗ вступил в силу в середине прошлого года, вызывает удивление, почему французская компания не высказывала опасений все это время, отметил собеседник редакции.

В самой компании "Моет Хеннесси дистрибьюшн Рус" не ответили на вопросы "Известий". Однако вечером 4 июля появилось сообщение, что шампанский дом Moet Hennessy скоро начнет включать упоминание "игристое вино" в состав контрэтикеток на обратной стороне бутылок, отправляемых в Россию.

Изменения в законодательстве РФ приведут к "очень временной приостановке поставок" для корректировки с точки зрения логистики и регулирования, цитирует Bloomberg сообщение компании.

Редакция также обратилась за официальными комментариями в правительство РФ, Минфин, ФТС и Росалкогольрегулирование. Близкие к этим ведомствам источники сообщили, что дополнительные разъяснения в ответ на заявления Moet Hennessy готовятся и, возможно, будут обнародованы 5 июля.

Что это значит

Ни 468-ФЗ, ни 171-ФЗ не запрещают иностранным производителям писать на этикетке название напитка - шампанское, заявил "Известиям" председатель совета Союза виноделов России Дмитрий Киселев.

- Лишь на контрэтикетке бутылки следует указать, что это игристое вино (а это международная классификация), после уточнить регион - Шампань, - добавил он. - Регулирование не представляет никакой существенной нагрузки для импортеров, им надо лишь пройти формальные процедуры пересертификации продукции.

 

Слова "игристое (шампанское)" заменены по тексту закона № 171 на слово "игристое", поскольку они не являются синонимами - игристое не всегда из Шампани, уточняет эксперт.

- Теперь производители "шампанского" не из Шампани должны указывать на этикетке "Игристое. Место производства - Эльзас", например, -объясняет Дмитрий Киселев. - Производители игристого из Шампани должны указывать "Игристое. Шампань". Данные правила полностью соответствуют мировой практике и исключают введение потребителя в заблуждение относительно места производства вина, что сделано в том числе в интересах производителей "настоящего шампанского" из Шампани.

Действия властей в винной сфере в последнее время связаны с защитой российского производителя, отметил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. Например, вступившее в силу в прошлом году требование о производстве российского вина только из отечественных виноматериалов, и это очень верное с точки зрения позиционирования продукции наших компаний решение, считает он. - Определение "включая российское шампанское" значит лишь то, что в законе четко прописывается, каких конкретно категорий касается регулирование, - пояснил "Известиям" юрист. - С моей точки зрения, все поправки носят чисто технический характер и не предъявляют новых или избыточных требований.

Иностранный производитель имеет право называть свою продукцию шампанским, так как в данном случае это касается наименования места происхождения продукции, добавил соавтор закона о виноградарстве и виноделии депутат ГД Геннадий Онищенко. Речь в случае с заявлением Moet Hennessy шла об ошибочном толковании норм законодательства, заявил "Известиям" еще один автор 468-ФЗ, депутат Константин Бахарев.

- Вполне нормальная практика - называть вина по месту производства или происхождения, как, например, просекко-итальянское игристое вино, - добавил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Законодательные вопросы нередко решаются в области правоприменительной практики, отметил председатель "Деловой России" Алексей Репик. То, какие последствия несет в себе закон и как именно его трактовать, вероятно, будут определять нормативные акты, полагает он.

И при чем тут неурожай

Значительную роль в случившемся сыграли неформальные факторы, считает руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев.

Во-первых, отметил он, в прошлом году сбор винограда в регионе Шампань из-за пандемии был сокращен на 30%. Во-вторых, прогнозы по урожаю в этом году тоже негативные - из-за заморозков сбор будет существенно меньше. В связи с этим на рынке вин Шампани эксперты ожидают возникновения дефицита.

 

- Но пересмотреть договоры поставки с российскими сетями не так просто: все объемы уже зафиксированы, и недопоставка грозит штрафными санкциями.

Их можно было избежать, если сослаться на форс-мажорные обстоятельства - например, на новое регулирование в стране, - сказал "Известиям" аналитик.

При этом другие иностранные производители так и не заявили о схожих проблемах в РФ. Молчали и изготовители региона Шампань, что заставляло сомневаться в аргументации Moet, подчеркнул глава Союза сомелье Артур Саркисян.

- История скорее связана с тем, что компании не хватает объемов продукции для мирового рынка плюс она хочет избежать штрафных санкций от российских ритейлеров за недопоставки, - добавил он. - В целом больше похоже на продвижение товара на рынке, чем на возникновение серьезных барьеров.

В случае с понятиями "игристое вино" и "российское шампанское" речь идет о видах алкогольной продукции, которые должны быть указаны на русском языке, но на контрэтикетке с помощью дополнительной наклейки, пояснил Александр Ставцев. Названия и торговые марки на других языках на бутылке никто изменить не может, отметил он.

- Из-за того что в регулировании появились новые определения алкогольных напитков, изменились и коды ТН ВЭД, которые используют при ввозе спиртного в страну. Если раньше компания могла ввозить продукцию по коду "шампанское", то теперь нужно будет ввозить по коду "игристое вино", - подчеркнул эксперт. - На практике это значит, что нужно будет заново пройти процедуру соответствия действующим требованиям безопасности, то есть лабораторные исследования образцов спиртного. Затем - заполнить и подать декларацию о соответствии.

Несмотря на то, какие определения есть или были в регулировании, все участники рынка должны сертифицировать свою продукцию, то есть подтверждать ее соответствие стандартам - речь идет о безопасности, заявили "Известиям" в Союзе виноградарей и виноделов.

- В случае с шампанским и игристым вином - это ГОСТ на вина игристые, ему и должны соответствовать напитки. Он не менялся, - добавили в организации.

Россия ежегодно производит максимум 130 млн л игристых (шампанских) вин, при этом импорт составляет около 40-50 млн л, отметил глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его данным, на французские напитки в общем объеме импорта приходится около 7 млн л. Если учесть, что около 700-900 тыс. л из них обычно ввозит в Россию Moet Hennessy, долю этого производителя сложно назвать крупной, считает эксперт.

Закон о виноделии открыл дыхание отрасли, с его помощью в стране остановили производство российского вина из завезенного балка, напомнил Дмитрий Киселев. - Наше вино на глазах становится лучше и справедливо все более популярным. Западные производители почувствовали угрозу себе на российском рынке, - подчеркнул он. - Отрасль развивается быстро благодаря жесткому закону.

В таких условиях, добавил эксперт, Moet чувствует, что может потерять долю рынка, и делает себе рекламу.

Теги:
Законопроект об отмене налогов для помогающих ЛНР и ДНР компаний направили в правительство
Риски и издержки могут вернуть удаленный режим
Перспективы для коммерческой недвижимости в стране стали туманными
Мобилизация обнулит безработицу
Российская экономика столкнется с дефицитом кадров, падением потребительского спроса и сжатием ВВП
Где деньги говорят: почему мораторий на банкротство могут не продлить
Вместо всеобщей отсрочки предлагают ввести точечные меры
Скудный процент: нужно ли бороться с очень низкими ипотечными ставками
В ЦБ заявили, что в основе таких предложений – маркетинговый ход
Обвал импорта перевернул планы бизнеса. Спрос на складскую недвижимость за год сократился вдвое
Долг не красен: сложились условия для непродления моратория на банкротство
Антикризисная мера привела к злоупотреблениям
Все мнения
Партнёры