Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Регионы » Уральский ФО » Свердловская область » Новости » «Нельзя вкладывать в ЖКХ только потому, что так положено». Три способа спасти коммуналку

«Нельзя вкладывать в ЖКХ только потому, что так положено». Три способа спасти коммуналку 13 ноября 2017

«Бюджет екатеринбургского водоканала не один миллиард рублей, а в землю выливается 24-26% воды. Больше четверти!» — делоросс Сергей Кислицын о том, почему в ЖКХ есть деньги, просто не все их видят.

Сергей Кислицын, член свердловского регионального отделения «Деловой России», генеральный директор «Аверс-СК»:

— Постоянно слышу жалобы, что в ЖКХ нет денег, поэтому коммунальные сети в ужасном состоянии. Да куда они делись, деньги, скажите мне? Они есть, и найти их можно, просто у большинства руководителей уровень желания решить проблему низкий.

В начале 2000-х мы работали с водоканалом в Набережных Челнах. Вот кто меня восхищает! Уровень менеджмента — близкий к европейскому. Когда мы познакомились с руководителем этого водоканала, он мне рассказал, что есть правительственная программа, согласно которой, если город сам разрабатывает проект модернизации сетей и готов вложить 5% в это дело, то Европейский банк реконструкции и развития дает оставшиеся 95%. Этот руководитель, когда узнал про программу, заставил свой технический отдел буквально «на коленке» сделать такой проект, прошел с ним экспертизу, и ему одобрили транш в 2 млрд руб. На эти деньги город реконструировал очистные сооружения, поменял канализацию, много километров водопроводов. Вот что значит: один человек просто приложил усилия и взял деньги.

Кто-то скажет: сейчас санкции, европейские деньги недоступны. Да, ЕБРР больше не работает с Россией, но есть и другие способы найти деньги в ЖКХ.

Способ первый. Не выливать деньги в землю

Недавно я был в Грузии на большом международном форуме, и мне очень там понравилось. Тбилисский водоканал за последние годы сделал феноменальный рывок, и не за счет вливаний в инфраструктуру, а за счет смены топ-менеджмента и среднего звена, и начал бороться с неэффективностью коммунальных служб. За пару лет количество утечек в Тбилиси сократилось на 25%, аварийность — на 30%. Они сознательно выбрали главным вектором борьбу с утечками, это их главная задача, есть четкие кейсы и инструкции. И вот результат.

Или взять наш Уралтрансмаш. Когда в 2014 г. проводилась реконструкция завода, мы меняли им магистральные водопроводы. Работа наша стоила миллионов 18, и это только главные сети, без разводки. Дорого? Кажется, да. Но после смены магистральных сетей они стали платить за воду на 1 млн руб. в месяц меньше. То есть до этого утечек у них было на миллион в месяц.

Получилось, затраты окупились за 18 месяцев, а дальше — сплошная экономия. И это только магистраль. А есть еще километры разводящих сетей…

Начал общаться с коллегами, которые тоже занимаются заменой труб: оказалось, таких примеров много. Самый долгий срок окупаемости — три года. А в основном предприятия за меньший срок возвращают свои инвестиции. Мы сейчас начали продвигать эту мысль заводам: давайте мы заменим вам трубы, и вы эти деньги отобьете моментально.

Руководство Тбилиси, делая реформу ЖКХ, много потратило на повсеместную установку счетчиков воды. Разбили город на мелкие участки, завязали все на единую систему мониторинга, и теперь на компьютере сразу видно, какое давление в водопроводе, сколько воды вошло в трубу в том или ином месте, а сколько вышло. Туда, где упало давление, незамедлительно высылается ремонтная бригада, и утечка устраняется.

В екатеринбургском водоканале тоже это есть, но чтобы система работала, нужно добавить счетчиков. Потому что сейчас у нас видна только информация по большим районам, а нужно, чтобы участки были мелкими. Сейчас в Екатеринбурге, по официальной статистике, в землю выливается 24-26% воды. Больше четверти! При этом бюджет Водоканала не один миллиард, а столько ресурсов в землю утекает... Да если просто вовремя выявлять слабые места и ремонтировать их, эти деньги начнут моментально возвращаться.

Способ второй. Профилактика лучше лечения

Канализационные трубы в городе изношены почти на 50%, а лет через 17 это будет уже 99%. «Лечат» это заменой то одного, то другого участка. А зачастую такое «лечение» и не требуется.

Для канализации есть два беспроигрышных способа — это промывка и диагностика. Сначала трубы промываются, после этого с помощью компьютерной программы можно увидеть, насколько изношена труба, растет этот износ или нет, можно четко установить или прогнозировать, какой участок требует ремонта или замены.

Некоторые объекты, которые в плане на замену, можно в принципе не ремонтировать, они целые. Но как это узнать?

Вот пример: в прошлом году мы поехали в Шымкент (Казахстан) ремонтировать сети диаметром 1000 мм. Познакомились с руководством, они рассказали, что у них 780 метров железобетонной канализации, которая не работает, поэтому все трубы нужно поменять.

Сначала мы промыли этот участок. Это было непросто: когда труба полностью забита, то с одного метра приходится вынимать до одного кубического метра осадка. 780 метров — это 780 кубов, целый состав. Но мы своими машинами все промыли, потом сделали диагностику, и оказалось, что труба-то абсолютно целая! Показываем заказчику: вам не надо менять эти трубы, мы настаиваем — не надо! Деньги, запланированные на замену труб, перекинули на другой объект и тем самым сэкономили пару сотен миллионов. Только потому, что перед заменой мы проанализировали состояние труб.

Если прицельно вкладывать деньги в участки, действительно требующие вмешательства, то деньги точно в коммуналке будут. Да, не сразу, какой-то временной лаг, около года, должен пройти. Но вкладывать слепо только потому что так положено, потому что бюджет есть, это точно неправильно.

Способ третий. Передать водоканал в частное управление

А вот тут палка о двух концах. Все зависит от подхода человека. Есть отличные примеры, когда частник брал водоканал со слабой инфраструктурой и наводил там порядок, а бывают примеры обратные: частник приходит на реально хороший богатый объект, где можно просто несколько лет сидеть, ничего не делать и выжимать деньги.

Где частнику брать деньги на реформу? У кредитных организаций, конечно. И тогда в связке ЖКХ-потребитель возникает третья сторона — банк, цель которого — заработать. Кто будет оплачивать интерес банка? Правильно, потребитель.

Так что все проекты государственно-частного партнерства в ЖКХ однозначно ведут к одному — росту тарифов.

Другое дело, что, может, повышение тарифов — не так уж и плохо. Считаем: вода в кране стоит, например, 20 руб. за 1 тыс. литров. Когда мы покупаем в магазине бутылочку хорошей воды, то литр обойдется нам уже в 100 руб. То есть, за тысячу литров покупной воды мы отдадим 100 тыс. руб. Получаем разницу между водой в кране и водой в бутылочке — в 5 тыс. раз. Вот пусть каждый для себя решит, дорогая у нас в кране вода или дешевая.

Много это или мало — 20 руб. за тысячу литров? При всех моих спорных отношениях с Водоканалом, я вижу все сложности, с которыми он сталкивается. Во-первых, сама структура этой организации большая и трудно управляемая. Во-вторых, кредитная нагрузка огромна. В-третьих, нисколько не преувеличу, если скажу, что в Водоканале постоянно проводятся проверки: одна комиссия, другая, третья — то экологи, то налоговая, то ОБЭП придет, этот процесс не заканчивается никогда. Реально не позавидуешь. И это явно не в лучшую сторону отражается на производительности труда.

И самое интересное — тарифы. За последние год-два рост тарифов составил 5-10%. Примерно на столько же выросла зарплата, и Водоканал, как муниципальное предприятие, был обязан индексировать зарплату своим работникам. За это же время примерно на 20% выросла солярка, процентов на 10 постарели сети, стоимость техники выросла на 200%. А тарифы подняли всего на 10%. Так что тарифы — это очень тонкий вопрос, политический. Может быть, частник более гибко подошел бы к решению этих вопросов, а может, и нет.

Теги:
Эксперт: кризис на гостиничном рынке Москвы разрешится не ранее марта
Путин и бизнес договорились по локдауну
Президент пообщался с представителями системообразующих компаний и заявил им, что бизнес еще может столкнуться с острыми проблемами.
Эксперты объяснили, почему кредитная амнистия не спасет россиян от долгов
Кубышка на 14 миллиардов бюджетных рублей
Правительство создаст новый венчурный фонд фондов для крупного бизнеса
Предложения бизнеса могут включить в план достижения национальных целей России
Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов на встрече с деловыми объединениями обсудил меры повышения объема инвестиций в экономику, поддержку предпринимательства и развитие экспорта
Ничего лишнего: IT-компании просят пересмотреть налоговые льготы
«Деловая Россия» просит распространить налоговый маневр на производителей оборудования
Как пояснили в бизнес-объединении, значительное число предприятий одновременно занимаются разработкой как ПО, так и IТ-оборудования
Партнёры