RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Новое партнерство бизнеса и государства

Новое партнерство бизнеса и государства 31 мая 2005

Сергей Генералов, сопредседатель общественной организации "Деловая Россия", выступил в газете "Известия" со статьей о государственно-частном партнерстве.

 

Активная дискуссия о государственно-частном партнерстве началась в России в октябре 2004 г., когда правительство признало за ГЧП большое будущее. На том заседании министр транспорта Игорь Левитин убедил коллег, что в сфере деятельности его министерства без ГЧП не обойтись. Транспортная инфраструктура, ежегодно нуждающаяся в 600 млрд. руб., недофинансирована почти наполовину. С помощью ГЧП ситуацию можно исправить.            

Режим ГЧП   - нечто среднее между стопроцентно государственным предоставлением услуг и полной приватизацией. Государство, получая финансирование для капиталоемких, долго окупаемых проектов, не утрачивает над ними контроль, а бизнес приобретает доступ к ранее закрытым сферам экономики - например, транспортной инфраструктуре и ЖКХ. Дополнительный бонус для государства - частный капитал достается ему в комплекте с эффективными управленцами и   передовыми технологиями.                                                                                 

Пик увлечения ГЧП в мире пришелся на конец ХХ века. По данным Всемирного банка, с 1990 г. в развивающихся странах и странах с переходной экономикой появилось 2700 проектов ГЧП. Россия заинтересовалась ГЧП лишь сейчас, хотя критический износ систем ЖКХ и дорог был давно очевиден. На четырнадцатом году реформ в России так и нет приемлемого для осуществления ГЧП комплекса законов. При том, что бизнес кровно заинтересован в неизменности правил игры, иначе привлечение частных инвесторов становится проблемой.  

Говорить о полноценном ГЧП можно будет после принятия закона «О концессионных соглашениях», где концессия трактуется гораздо шире, чем в ГК РФ. При этом важно , чтобы со стороны государства закон применялся одним управомоченным органом. Без последовательной реализации принципа «одного окна» российские бюрократы легко девальвируют и провалят ГЧП. Сегодня частный партнер заручается поддержкой 4-5 госведомств, но из-за того, что их интересы часто противостоят друг другу, об ответственности государства за реализацию ГЧП речи нет.

  Пока дорабатывается закон и решаются оргвопросы, государство должно определить перечень отдаваемых под ГЧП объектов. Ясно, что одним из первых проектов станет строительство автобана Москва - Санкт-Петербург. Исключительные возможности ГЧП открывает перед железнодорожниками. Но ограничения, наложенные законодателем на операции с имуществом   «Российских железных дорог», существенно сдержат приток частных инвестиций в базовую инфраструктуру компании. Частные компании могли бы принять участие в строительстве замороженной с 2002 г. магистрали Архангельск-Сыктывкар-Кудымкар-Пермь. Проект чрезвычайно привлекателен для концессионного освоения: произойдет оживление экономики в нескольких субъектах РФ, а инвесторы получат прямой экспортный путь от Урала к портам Архангельска и Мурманска. В портах на основе "РЖД" можно строить и эксплуатировать объекты общего пользования: причалы, контейнерные перегрузочные порты.

ГЧП абсолютно необходимо в сферах, где приватизация невозможна, но потребность в частных инвестициях ощущается: скажем, модернизация и эксплуатация взлетно-посадочных полос. Легко представить, как действует ГЧП на общественном транспорте: выигравшая конкурс компания заключает с муниципальными властями концессионный договор и получает исключительное право работы на маршруте.                  

Россия уже проходила через ГЧП как форму совместной хозяйственной деятельности государства и частного капитала. Железнодорожная система царской России создавалась именно на основе концессий. В    ходе НЭПа большевики формально реабилитировали концессию, но репутация режима не располагала к партнерству с государством. Последней волной национализации концессии были сметены - пути социализма и частного капитала разошлись окончательно.

Сегодня отношения бизнеса и государства в России доверительными не назовешь. Но, возможно, ГЧП поможет бизнесу и государству увидеть друг в друге честных партнеров, а риски техногенных катастроф, подобных той, что случилась на днях, оставив Москву и окрестности без света, будут значительно меньше.

Теги:
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры