Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Новое партнерство бизнеса и государства

Новое партнерство бизнеса и государства 31 мая 2005

Сергей Генералов, сопредседатель общественной организации "Деловая Россия", выступил в газете "Известия" со статьей о государственно-частном партнерстве.

 

Активная дискуссия о государственно-частном партнерстве началась в России в октябре 2004 г., когда правительство признало за ГЧП большое будущее. На том заседании министр транспорта Игорь Левитин убедил коллег, что в сфере деятельности его министерства без ГЧП не обойтись. Транспортная инфраструктура, ежегодно нуждающаяся в 600 млрд. руб., недофинансирована почти наполовину. С помощью ГЧП ситуацию можно исправить.            

Режим ГЧП   - нечто среднее между стопроцентно государственным предоставлением услуг и полной приватизацией. Государство, получая финансирование для капиталоемких, долго окупаемых проектов, не утрачивает над ними контроль, а бизнес приобретает доступ к ранее закрытым сферам экономики - например, транспортной инфраструктуре и ЖКХ. Дополнительный бонус для государства - частный капитал достается ему в комплекте с эффективными управленцами и   передовыми технологиями.                                                                                 

Пик увлечения ГЧП в мире пришелся на конец ХХ века. По данным Всемирного банка, с 1990 г. в развивающихся странах и странах с переходной экономикой появилось 2700 проектов ГЧП. Россия заинтересовалась ГЧП лишь сейчас, хотя критический износ систем ЖКХ и дорог был давно очевиден. На четырнадцатом году реформ в России так и нет приемлемого для осуществления ГЧП комплекса законов. При том, что бизнес кровно заинтересован в неизменности правил игры, иначе привлечение частных инвесторов становится проблемой.  

Говорить о полноценном ГЧП можно будет после принятия закона «О концессионных соглашениях», где концессия трактуется гораздо шире, чем в ГК РФ. При этом важно , чтобы со стороны государства закон применялся одним управомоченным органом. Без последовательной реализации принципа «одного окна» российские бюрократы легко девальвируют и провалят ГЧП. Сегодня частный партнер заручается поддержкой 4-5 госведомств, но из-за того, что их интересы часто противостоят друг другу, об ответственности государства за реализацию ГЧП речи нет.

  Пока дорабатывается закон и решаются оргвопросы, государство должно определить перечень отдаваемых под ГЧП объектов. Ясно, что одним из первых проектов станет строительство автобана Москва - Санкт-Петербург. Исключительные возможности ГЧП открывает перед железнодорожниками. Но ограничения, наложенные законодателем на операции с имуществом   «Российских железных дорог», существенно сдержат приток частных инвестиций в базовую инфраструктуру компании. Частные компании могли бы принять участие в строительстве замороженной с 2002 г. магистрали Архангельск-Сыктывкар-Кудымкар-Пермь. Проект чрезвычайно привлекателен для концессионного освоения: произойдет оживление экономики в нескольких субъектах РФ, а инвесторы получат прямой экспортный путь от Урала к портам Архангельска и Мурманска. В портах на основе "РЖД" можно строить и эксплуатировать объекты общего пользования: причалы, контейнерные перегрузочные порты.

ГЧП абсолютно необходимо в сферах, где приватизация невозможна, но потребность в частных инвестициях ощущается: скажем, модернизация и эксплуатация взлетно-посадочных полос. Легко представить, как действует ГЧП на общественном транспорте: выигравшая конкурс компания заключает с муниципальными властями концессионный договор и получает исключительное право работы на маршруте.                  

Россия уже проходила через ГЧП как форму совместной хозяйственной деятельности государства и частного капитала. Железнодорожная система царской России создавалась именно на основе концессий. В    ходе НЭПа большевики формально реабилитировали концессию, но репутация режима не располагала к партнерству с государством. Последней волной национализации концессии были сметены - пути социализма и частного капитала разошлись окончательно.

Сегодня отношения бизнеса и государства в России доверительными не назовешь. Но, возможно, ГЧП поможет бизнесу и государству увидеть друг в друге честных партнеров, а риски техногенных катастроф, подобных той, что случилась на днях, оставив Москву и окрестности без света, будут значительно меньше.

Теги:
Блок-даун
Банки сократят количество «антиотмывочных» проверок бизнеса
Эксперты считают, что падение выручки общепита по итогам года составит до 50%
Главные причины — ограничения, введенные в связи с ростом заболеваемости коронавирусом, и снижение доходов населения, отметили собеседники ТАСС
Волна оспаривания сделок может накрыть многих
Владимир Кузнецов, член Совета МРО «Деловая Россия», вице-президент Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства
Поддержка бизнеса по жестокой логике
Стало известно, кто может заменить иностранных трудовых мигрантов
Спрос упадет, поездки подорожают, а нелегалов станет больше: фиксированные тарифы и резкое ограничение квот на лицензии затормозят развитие рынка такси
Эксперты рассказали о последствиях нового закона о такси
К риэлторам прописывают закон
Деятельность московских посредников хотят регулировать
Партнёры