RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Нововведения законопроекта №330414-6 ударят по законопослушным банкам

Нововведения законопроекта №330414-6 ударят по законопослушным банкам 25 сентября 2013

Павел Гагарин о необходимости доработки законопроект по налоговому контролю банков.

 24 сентября 2013 г. в Торгово-промышленной палате РФ обсуждались предстоящие корректировки налогового законодательства и наиболее важные для бизнеса летние изменения. 

 
Круглый стол «Новые правила налогового контроля: взгляд бизнеса» являлся открытым заседанием рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного налогового совета ТПП РФ. Руководит рабочей группой председатель отраслевого отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин.
 
Наибольший резонанс в ходе мероприятия вызвало рассмотрение правительственного законопроекта, фактически вводящего новый вид налоговых проверок для банков; в конце октября планируется его рассмотрение Госдумой в первом чтении (проект Федерального закона №330414-6 «О внесении изменений в ч.1 НК РФ и ст. 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ…»).
 
«Понятно, что банк – кладезь ценной информации для налоговых органов. Пока у российских налоговиков нет законного права пользоваться этими сведениями в неограниченном или близком к этому объеме и оперировать ими в суде, хотя их американские и европейские коллеги уже давно имеют такую возможность. Судя по всему, наши фискалы и их вышестоящие руководители считают такое положение дел несправедливым, потому и пытаются протолкнуть эти нормы, - пояснил мотивы появления законопроекта №330414-6 руководитель рабочей группы Павел Гагарин. – С одной стороны, законопроект №330414-6 ужесточает контроль за банками, что должно способствовать борьбе с нелегальной банковской деятельностью, но, с другой стороны, нововведения ударят по законопослушным банкам, объем отчетности которых значительно вырастет. Официально финансово-кредитные организации не высказывают резко негативного отношения к законопроекту, но в приватных беседах знакомые банкиры не стесняются в выражениях и характеризуют предлагаемые нововведения «откатом в 1990-е годы, когда отчетность в налоговую инспекцию возилась КАМАЗами…». 
 
«Вовлечение банков в процесс налогового контроля – общемировая тенденция, противостоять которой бессмысленно, - согласился начальник управления налогового планирования «Сбербанка России» Алексей Зеленков. – Но полезный эффект от реализации банками некоторых положений законопроекта будет несопоставим с трудозатратами, необходимыми на выполнение предусмотренных документом обязанностей. На мой взгляд, нынешние положения Налогового кодекса, касающиеся электронного документооборота, создают достаточный уровень комфорта для налоговиков с точки зрения пользования банковской информацией. Так что предлагаю вносить локальные коррективы в существующий порядок налогового контроля за банками и только в тех случаях, когда налицо неэффективные элементы, не охваченные системой электронного документооборота».
 
«Если в налоговые органы и так поступает вся необходимая информация как от банков, так и от налогоплательщиков - клиентов банков, и контроль за банками и так осуществляет ЦБ, то для чего создавать систему двойного контроля и избыточных полномочий? Очевидно, что это может стать почвой для коррупции», - предостерег заместитель председателя экспертного налогового совета ТПП РФ, замдиректора юридического департамента ТПП РФ Дмитрий Фадеев.
 
Представители других финансово-кредитных организаций и регулятора в лице ЦБ РФ в целом согласились с озвученными позициями экспертов и участника заседания от «Сбербанка». Павел Гагарин сообщил, что за оставшийся месяц до рассмотрения законопроекта №330414-6 депутатами Госдумы рабочая группа по управлению налоговыми рисками ТПП обобщит все конструктивные предложения по совершенствованию документа. Глава рабочей группы рассчитывает, что это позволит устранить противоречия между законопроектом и Основными направлениями налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.
 
Помимо банковского законопроекта «двух троек, двух четверок», на заседании обсуждались важнейшие новеллы 134-го «антиотмывочного» закона от 28.06.2013 («О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям»), ключевые положения закона №248-ФЗ, который вступил в силу 24 августа 2013 г. и внес в Налоговый кодекс поправки, касающиеся механизмов налогового контроля и администрирования, а также практика применения закона №227-ФЗ о контроле за трансфертным ценообразованием.
 
Руководитель аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова рассмотрела еще одну весьма болезненную для бизнеса тему – новые основания блокировки счетов и последствия этой меры в свете последних изменений законодательства. «Согласно поправкам, внесенным в ст. 76 НК РФ законом № 134-ФЗ, с 2015 г. решение о приостановлении операций принимается в течение трех лет со дня окончания десятидневного срока непредставления декларации, - напомнила аудитор. - С 2015 г. правила по приостановлению операций будут распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками. Начиная с 2015 г., получив требование о предоставлении документов или пояснений или вызов в инспекцию, налогоплательщик обязан направить квитанцию, подтверждающую прием документов в электронной форме (ст. 23 НК РФ). Неисполнение этой обязанности является новым основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика.
 
Уведомление о получении должно быть отправлено в 10-дневный срок после истечения шести дней с даты отправки этих документов налоговым органом. Счет в этом случае разблокируют после получения подтверждения (электронной квитанции) или представления компанией истребованных документов по направленному в электронном формате требованию. С 2014 г. запрет на открытие счета при его блокировке в одном банке, будет распространяться на все банки. В настоящее время, если у компании заблокирован счет, банк не вправе открывать этому налогоплательщику новые счета. При этом открывать счета в других банках не запрещено».
 
Предложения по совершенствованию законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием внесла руководитель управления методологии и контроля консолидированной отчетности «Стройтрансгаза» Мария Пушкина. «Совместная работа налоговых органов и налогоплательщиков должна быть продолжена посредством проведения регулярных круглых столов и видеоконференций, официальном переводе и публикации рекомендаций и инициатив ОЭСР в области трансфертного ценообразования на сайте ФНС России, адекватной адаптации к налоговому законодательству РФ подходов ОЭСР к трансфертному ценообразованию», - призвала Мария Пушкина.
 
В обсуждении приняли участие представители ФНС России, ЦБ РФ, руководители налоговых, бухгалтерских и юридических департаментов крупнейших компаний. 
 
Теги:
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Зачем кредитным организациям лизинг и что они могут предложить рынку
Драйвер российской экономики оказался слишком грязным
Добыча полезных ископаемых лидирует по выбросам и отходам
Партнёры