RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » О проекте пенсионной реформы

О проекте пенсионной реформы 14 июня 2018

Сопредседатель «Деловой России», уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов:

Параметры пенсионной системы сегодня таковы, что, если ничего не менять, её устойчивое развитие будет невозможно. Ещё в 2012 году средняя пенсия превышала прожиточный минимум в 1,8 раза, и предполагалось со временем довести этот показатель до 2,5–3, а соотношение пенсии со средним заработком – до 40%. Но всё пошло наоборот. К 2016 году средняя пенсия сократилась до 1,5 прожиточного минимума пенсионера и 34% от средней зарплаты.

Что делать? Правительство видит лишь один выход – повышение пенсионного возраста, то есть уменьшение количества людей, которые могут претендовать на пенсию. За образец взят европейский опыт. Но у нас совершенно другие условия социального обеспечения, другая продолжительность жизни – всего 70,9 лет. Для сравнения, в Турции живут 75,4 года, в Китае – 76,1 года, в Германии – 81,1 года, во Франции – 82,7 года.

Наша позиция – пенсионный возраст можно будет повышать не раньше, чем увеличится средняя продолжительность жизни. А увеличится она тогда, когда изменятся экономические условия, когда улучшится социальная политика (именно на эту задачу направлены последние президентские указы).

Для решения пенсионной проблемы есть другие решения. Мы давно предлагали создать Фонд старших поколений и напрямую финансировать из бюджета пенсии граждан, родившихся до 1967 года. В конце концов, Россия приняла на себя обязательства СССР по выплате внешнего долга, а взять на себя обязательства перед теми, кто своим трудом создавал основные фонды страны, не может? Этот же фонд можно целевым образом пополнять, если ввести дополнительный платёж – 10% на сверхдоходы свыше 1 млн руб. в месяц.

За счёт предыдущего шага снизить ставку социальных взносов, которые берутся с ныне работающих. Социальный налог (а по факту это налог) в России – один из самых высоких в мире. Такая мера позволит оживить деловой оборот, сделает более легким вывод зарплат из тени. Сегодня из-за непосильного налогового бремени миллионы людей получают зарплаты в конвертах, пенсионный бюджет, соответственно, лишается десятков миллиардов рублей.

Сделать формирование накопительной пенсии исключительно добровольным. Ускорить ввод системы индивидуального пенсионного капитала. Обеспечить меры налогового стимулирования для работников и работодателей, которые добровольно отчисляют средства на формирование ИПК.

Отменить особый порядок пенсионного обеспечения чиновников. Пенсионное законодательство и расчёт пенсий должны быть едиными для всех трудящихся, включая госслужащих.

А вообще, конечно, пенсионная система существует не сама по себе. Она часть экономики. Есть такой факт: по отношению к ВВП пенсионные выплаты и страховые взносы в России значительно ниже, чем в развитых странах. Объём собираемых страховых взносов составляет всего 8,6% ВВП. Для сравнения: в Чехии – 14,8%, во Франции – 19,2%. О чём это говорит? Во-первых, о низком уровне зарплат, во-вторых, о большом объёме теневого сектора. Соответственно, невелик и объём пенсионных выплат – всего 8,7% ВВП.

Что нужно делать? Повышать зарплаты посредством увеличения производительности труда, создавать условия для «обеления» экономики. Но это уже другая и более сложная история. Правительство, к сожалению, идёт по самому короткому пути.

Иностранцам могут разрешить путешествовать по электронной визе по всему Дальнему Востоку
Благодаря инициативам парламентариев и чиновников сферу туризма ждут серьезные изменения
Предприниматели просят для себя присяжных
Верховный суд и Генпрокуратура срочно готовят отчеты о расследованиях экономических преступлений
Андрей Назаров: в послании президент сделает упор на нацпроектах
Перспективы регулирования обращения с отходами и поступления в атмосферу парниковых газов в рамках обеспечения экологической безопасности
Зарубежные рынки российских изыскателей не ждут
Российские изыскатели тяжело живут на Родине, но за рубеж выйти еще тяжелее
"Деловая Россия" предложила тестировать новые требования к бизнесу до их принятия
Глава объединения Алексей Репик назвал эту инициативу "регуляторным тест-драйвом"
Как решить проблему эквайринга без запретов
Законодательное ограничение банковских комиссий лишь переложит издержки на потребителей. Ситуация изменится, если банки почувствуют конкуренцию со стороны других платежных систем
Партнёры