RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Одобрен законопроект о запрете создания новых ГУПов и МУПов

Одобрен законопроект о запрете создания новых ГУПов и МУПов 19 сентября 2018

Сергей Фахретдинов, председатель комитета «Деловой России» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний:

- Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о запрете на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий за рядом исключений, а также о ликвидации или реорганизации действующих на товарных рынках ГУПов и МУПов к 1 января 2021 года, сообщила пресс-служба правительства в понедельник.

Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию. При этом производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. «Защищенный спрос» на продукцию предприятия, дополнительные возможности для его капитализации собственником имущества, невозможность поглощения неэффективных предприятий, отсутствие рыночных сигналов для смены неэффективной управленческой команды и низкая эффективность процедур банкротства унитарных предприятий – исключают возможности рыночного контроля предприятия и негативно отражаются на конкуренции. Частный бизнес просто не может закрепиться на тех рынках, где действует унитарное предприятие.

Согласно статистике, количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на 01.01.2013 составило 11252 предприятия, а на 01.01.2016 – 23262 предприятий (за 3 года число предприятий увеличилось более чем в 2 раза). По состоянию на 01.01.2017 в ЕГРЮЛ содержатся сведения о 21034 унитарных предприятиях, что лишь на 10% меньше, чем год назад. По информации ФАС России, по состоянию на 1 января 2018 года количество унитарных предприятий составило 18 тыс. 624 предприятия, что на 39% больше, чем по состоянию на 1 января 2013 года.

Показательная картинка складывается также при сравнении двух значений. Количество средних предприятий в России приближается к 20 тысячам, а количество унитарных предприятий – более 21 тысячи. При этом, по данным Росстата, каждое третье унитарное предприятие в России завершило 2016 год в убытке. Вся проблема заключается в том, что ГУПы и МУПы работают в сферах с развитой конкуренцией: ЖКХ, водоснабжение, торговля, оказание услуг. Бизнес не может соперничать в таких условиях. Плюс ко всему, мы все знаем примеры ухода заказчиков от закупок по 44-ФЗ, в пользу субсидий или каких-то дополнительных схем.

Ликвидация унитарных предприятий осуществляется, но крайне медленно, причем нередко она проводится в форме реорганизации в иные формы организаций с государственным участием, что может свидетельствовать лишь о трансформации доли государства в экономике в иные формы хозяйствования.

Законопроект же предлагает установить запрет создания унитарных предприятий либо изменения видов их деятельности, за исключением случаев, когда унитарное предприятие создается в целях обеспечения обороны и безопасности государства и предусмотрено федеральным законом, актом президента или правительства России либо для работы в сферах естественных монополий или гособоронзаказа.

Стратегически наиболее важным инструментом сокращения числа унитарных предприятий должна стать их приватизация, а также формирование благоприятных условий для развития частного сектора.

Вопросы приватизации являются ключевыми при обеспечении функционирования рыночной экономики в стране. Именно с приватизации государственной собственности началось формирование конкурентных рыночных отношений. Именно приватизация государственного и муниципального имущества продолжает быть ключевым инструментом создания конкурентных отношений на товарных рынках, подверженных государственно-монополистическим признакам.

Однако темпы приватизации государственного и муниципального имущества в последние годы были значительно снижены. Как следует из материалов Счетной палаты, поступления в федеральный бюджет от приватизации в 2010-2014 годах составили лишь 21% первоначального плана, или 256,1 млрд. руб., из которых 190,8 млрд. руб. поступления от продажи акций крупнейших акционерных обществ.

С принятием законопроекта появляется надежда на улучшение данного показателя за счет приватизации многочисленных унитарных предприятий, действующих сегодня на конкурентных рынках.

Партнёры