RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Ольга Куликова приняла участие в заседании совета потребителей при Росморпорте

Ольга Куликова приняла участие в заседании совета потребителей при Росморпорте 12 февраля 2018

8 февраля 2018 года член генерального совета «Деловой России» Ольга Куликова приняла участие в экстренном заседании совета потребителей при Росморпорте. В ходе встречи по просьбе Минтранса был рассмотрен вопрос оперирования Северного морского пути.

«Использование Северного морского пути (СМП) позволяет сократить морской маршрут между крупнейшими азиатскими и европейскими портами в полтора раза. Таким образом, перспективы развития СМП во многом связаны с тем, что он может стать полноценным конкурентом Суэцкому каналу. Именно поэтому государство выделяет Арктику как ключевой стратегический резерв развития страны, что подтверждает принятая «Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации до 2020 года». Поскольку СМП находится за полярным кругом, в летний сезон морские перевозки по трассам Северного морского пути осуществляются на арктических судах ледового класса, а в зимний – с обеспечением ледокольной проводкой. Таким образом, СМП представляет уникальную транзитную перспективу и возможность для нашей страны, которая может быть реализована только при грамотной организации ледокольных проводок», - отметила представитель «Деловой России» Ольга Куликова.

В настоящее время ситуация в Арктической зоне РФ в части ледокольного обеспечения судов не является оптимальной. В зоне работают два оператора ледоколов «Росморпорт» и «Росатомфлот». Несмотря на использование вышеперечисленными компаниями различных типов ледоколов, определяя одного из них регулятором, возникает монопольное присутствие одного хозяйствующего субъекта и все вытекающие из этого регулирования в его пользу. В 2017 году Атомфлот, подконтрольный Росатомфлоту, вышел с инициативой стать единым оператором и регулятором на трассах СМП. Очевидно, что подобный сценарий приведет к монополизации, которая негативно отразится на развитии Арктической зоны.

Помимо действующих двух операторов, в 2013 году распоряжением правительства была создана организация «Администрация Северного морского пути» (АСМП), подчиненная Минтрансу, основными целями которой являются обеспечение безопасности мореплавания и защита морской среды от загрязнений с судов в акватории Северного морского пути. АСМП имеет потенциал для решения вопросов координации в части рационального и оптимального управления ледокольными операциями и обеспечения безопасности мореплавания судов в зоне СМП.

На прошедшем заседании совета потребителей были обозначены проблемы, необходимые к ликвидации для повышения эффективности и безопасности использования трасс СМП. Одна из них заключается в территориальном ограничении деятельности АСМП участками Северного морского пути, которые представляют лишь составляющую всей Арктической зоны. Действующая система создает территориальные пустоты, контроль которых резко снижен. Помимо этого, текущий статус АСМП в части управления, а именно выдача разрешений и выявление судов-нарушителей, строго ограничен выданными ей правами и полномочиями, а также реальными возможностями небольшого управленческого персонала.

Помимо вышеперечисленного, особо остро стоит проблема недостатка финансирования. Это касается как зарплат сотрудников, так и расходов на средства связи, навигационные электронные карты, оптимизационные системы и прочие современные IT решения, которые могли бы упростить и сделать прозрачными часть бизнес-процессов, что впоследствии ускорило бы решение ряда текущих вопросов.

При правильной организации деятельности и новом статусе, АСМП могла бы «расширить» текущую зону координации, оперируя всем ледокольным флотом и оставив технический менеджмент у собственников ледоколов. В таком случае достигается эффект сотрудничества при имеющей место конкуренции за грузовую базу, который в сегодняшней экономической практике получил название «coopetition» (с англ. competition – конкуренция, cooperation – сотрудничество).

В настоящий момент эту конкуренцию ледоколы Росморпорта «проигрывают» в силу недостаточно оперативного менеджмента, который жизненно необходим для работы в арктическом регионе. Ледоколы Росмопорта, в свою очередь, недополучают грузовую базу, а убытки от содержания линейных ледоколов и слабой доходной части «перекладываются» на портовые сборы. Эта финансовая нагрузка на потребителей услуг (судовладельцев и опосредованно на грузовладельцев) имеет место сейчас, и в перспективе нерациональное распределение ледокольного флота будет только усугубляться, поэтому вопрос о справедливом распределении ледокольных услуг в портовых сборах по отношению ко всем морским портам Арктического бассейна должен быть незамедлительно отрегулирован, о чем отметили все участники заседании Совета Потребителей.

«Итогом заседания стало подписание резолюции. Согласно документу, совет потребителей не поддерживает законопроект «О Государственной корпорации по атомной энергии «Ростатом» и отдельные законодательные акты Российской Федераци», предусматривающий передачу функций в части безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути от Минтранса России хозяйствующему субъекту, которым является Госкорпорация «Росатом», поскольку он противоречит антимонопольному законодательству, является плодотворной почвой для роста тарифов, а также может привести к разрушению единого информационного пространства, поскольку в настоящее время «Росморпорт» осуществляет выполнение функций по содержанию и эксплуатации радиолокационной системы, российской части наземного сегмента Международной спутниковой системы поиска и спасания и других систем управления движения судов», - отметила Куликова.

По мнению представителя «Деловой России», движение судов в зоне Арктических морей и в зоне СМП должно быть организованным, контролируемым, координируемым, но не одним из участников рынка, который ведет коммерческую деятельность. Преимущественным решением должно быть наделение полномочиями по диспетчеризации и коммерциализации ФГКУ «Администрация Северного морского пути». Также на заседании прозвучало альтернативное предложение о создании так называемого арктического агентства, которое не только регулировало бы деятельность в арктическом регионе, но и выступило бы контролирующим органом для Росморпорта и Атомфлота.

Партнёры