RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Почему мы плохо кооперируем?

Почему мы плохо кооперируем? 18 октября 2017

Член генерального совета «Деловой России», председатель подкомитета «Деловой России» по инжинирингу Наталья Кириллова

Помню, как несколько лет назад на одном экономическом форуме в Татарстане немецкого эксперта по кластерному развитию спросили, какую основную проблему в развитии производственных компаний он видит в нашей стране. Он ответил буквально следующее: «Вы плохо кооперируете друг с другом».

Почему же в России промышленная кооперация не так развита, как, например, в Европе и других экономически развитых странах? Именно этому вопросу и были посвящены мероприятия II Межрегионального совета по кооперации, который прошёл на двух площадках в Вологде и Череповце 12-13 октября. По вопросу научно-технической и промышленной кооперации при поддержке подкомитета по инжинирингу «Деловой России» был проведён отдельный круглый стол, на котором основными докладчиками выступали представители региональных центров инжиниринга (РЦИ; к слову, с 2013 по 2017 год по линии Минэкономразвития создано более 50 таких центров) и Корпорации развития МСП.

Резюмируя итоги круглого стола, можно констатировать, что РЦИ готовы брать на себя задачу по реализации программы развития межрегиональной и межотраслевой научно-технической и промышленной кооперации. В рамках своей деятельности с 2013 года РЦИ имеют соответствующий опыт и практические кейсы, которые они и представили с комментариями, что получается, а что не очень. Главная проблема, которую обозначили руководители РЦИ, – это информация. Как выразился один из участников, «предприятия МСП иногда не знают, что происходит за соседним забором».

Производственная кооперация – это сложная форма сотрудничества, так как она является многоуровневой и характерна тем, что технически сложные узлы и детали товара изготовляются по заданиям и техническим требованиям целого ряда стоящих в кооперационной цепочке заказчиков. При этом за конечный продукт несёт ответственность поставщик первого уровня. Можно представить, насколько высокого доверия к компетенциям партнёров требует такая кооперация, насколько понятной и прозрачной формы сотрудничества, в том числе юридической.

Кооперация – это, прежде всего, доверие к партнёру, а доверие не выстраивается «на раз». Необходимо знать своего партнёра, понимать его компетенции, опыт и возможности.  РЦИ подошли к вопросу информации, как говорится, «с головы» – они формируют и ведут реестр производственных предприятий МСП, а также инжиниринговых компетенций региона, посещают лично предприятия и проводят оценку производства по методике индекса технологической готовности (ИТГ). В базу РЦИ вносятся основные виды выпускаемой продукции, информация по технологической оснащённости и другие характеристики предприятий МСП, раскрывающие их научно-технические, технологические и производственные ключевые компетенции. По своим базам РЦИ могут осуществлять поиск технических решений/продуктов предприятий МСП по запросу крупного бизнеса, выстраивать горизонтальные и вертикальные кооперационные связи. Участники круглого стола предложили подкомитету «Деловой России» по инжинирингу проработать вопрос создания для центров инжиниринга общей технологической интернет-платформы (поиск и продвижение техрешений и продуктов), так как оперативный доступ к информации ускорит и облегчит процесс выстраивания научно-технической и промышленной кооперации.

Важно понимать, что процесс промышленной кооперации предполагает взаимную ответственность всех участников, в противном случае достижение требуемого результата становится невозможным в принципе. У нас недостаточно опыта, культуры и механизмов кооперационных связей, что препятствует выстраиванию системных подходов в развитии промышленной кооперации. У нас нет соответствующих традиций организации бизнеса, когда предприниматель понимает, что его главная задача – найти ключевую компетенцию и удерживать её, а всё остальное он может получить гораздо дешевле и быстрее по кооперационным каналам. Необходима серьёзная работа по продвижению идеологии кооперации в нашей стране. Созданная инфраструктура в регионах как раз может и должна взять на себя роль модератора данного процесса.

Сегодня, когда процессы глобализации охватывают весь мир, а вопрос себестоимости и качества продукции выходит на первый план, задача производственной кооперации становится особенно актуальной. Кооперация позволяет повысить техническую и коммерческую конкурентоспособность компаний, участвующих в борьбе за заказы, особенно когда это касается сложной технической продукции.

Невозможно при высокотехнологичном производстве всё делать самому, так как это экономически невыгодно, ведь в таком случае предприятие должно будет нести высокие производственные издержки и направлять огромные инвестиции на НИОКР, оборудование, складские запасы и т.д. Поэтому на Западе высокотехнологичное предприятие держит и развивает у себя только ключевую компетенцию (ноу-хау), а необходимые для конечного изделия комплектующие и расходные материалы получает по кооперационным договорам.

Научно-техническая и производственная кооперация идёт рука об руку с инжинирингом. Так, например, кооперация в разработке конструкций, технологических процессов и новой продукции способствует повышению технического уровня изделий и его конкурентоспособности. Именно здесь появляется ещё один важный участник – инжиниринговая организация.

В настоящее время научно-техническая и промышленная кооперация наиболее успешно развивается с использованием различных форм стратегических альянсов, которые представляют собой довольно сложную систему. Как правило, стратегический альянс включает не только промышленные компании, но и научно-исследовательские, инжиниринговые организации, а также вузы. Подобное объединение усилий необходимо для эффективного использования не только производственных мощностей, но и технологических возможностей, а также научного потенциала с целью производства какой-либо технически сложной или новой продукции.

В России форма сотрудничества через стратегические альянсы пока не развита, однако в мировой практике она является одним из важнейших условий, которые могут обеспечить высокий уровень конкурентоспособности производителей, как на уровне данной отрасли, так и на международных рынках. В качестве яркого примера можно привести проект по созданию самолетов Airbus. Данный проект занял более 40 лет, но результат, как говорится, «на лицо», в настоящее время самолёты Airbus являются достойными конкурентами Boeing. Главный успех проекта заключается в том, что европейским странам удалось создать эффективную и экономически выгодную систему международной научно-технической и промышленной кооперации. В процессе разработки Airbus принимало участие несколько сотен исследовательских и проектных организаций, а в промышленную кооперацию по сборке самолёта входит несколько тысяч фирм-поставщиков всевозможных комплектующих. Немецкий автопром около 80%  комплектующих получает по кооперационным контрактам. К слову сказать, есть среди поставщиков БМВ и российские инжиниринговые компании. Следует признать, что общая тенденция развития международной промышленной кооперации, в которой может быть занято весьма большое количество фирм и организаций, является реальным фактом.

Однако важным условием запуска процессов кооперации является готовность и инициатива самих промышленных предприятий. К сожалению, такая инициатива сегодня в нашей стране крайне слаба, но не потому, что мы не хотим развивать кооперационные связи, а потому, что не очень хорошо умеем это делать. На многочисленных секциях Совета по кооперации в Вологде участники делились своим опытом и предложениями. Здорово уже то, что в России проводятся такие мероприятия на межрегиональном уровне. Важно шаг за шагом изучать лучшие практики и транслировать их на межрегиональном уровне.

Кооперация – это сложный процесс взаимодействия, поэтому нам, прежде всего, необходимо проявлять инициативу и учиться кооперировать друг с другом.

Росинформ

Партнёры