RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Политика российского государства разворачивается в сторону проектной модели развития

Политика российского государства разворачивается в сторону проектной модели развития 28 мая 2007

Денис Молотков, заместитель председателя общероссийской общественной организации "Деловая Россия", председатель Партнерства промышленников и предпринимателей г. Томска, директор ЗАО "Томмаркет", в своем интервью для kreml.org рассказывает о том, какие мер

- Каковы особенности функционирования экономики Сибири и Дальнего Востока и каков вклад этого региона в нынешнее экономическое положение России?  

- Совершенно очевидно, что вклад Сибири в современное экономическое положение России огромен. В период постсоветской России, когда национальная экономика развивалась по сырьевой модели, именно Сибирь с ее значительными запасами металлов, энергоресурсов, полезных ископаемых была и является до сих пор основным "кормильцем" страны. Богатые природные ресурсы и есть одна из особенностей экономики этого региона. Его вторая отличительная черта, которая одновременно является и проблемой - это низкая плотность населения. В Сибири на одном квадратном километре проживает два человека, в то время как у наших китайских соседей - триста. Зачастую приходится слышать предложения о вахтовом методе освоения сибирского региона. Уверен, это путь в никуда - соседи не позволят такой территории пустовать.

В то же время, при столь незначительном населении, данный регион обладает серьезным научным потенциалом, который, к сожалению, до недавнего времени не был востребован. Кроме того, нельзя не учитывать те угрозы, которые исходят непосредственно из Сибири и Дальнего Востока. Федеральный центр иногда не понимает, что этому региону нужно дать перспективы развития. Рынок предполагает конкуренцию, но на данный момент существует опасность определенного разрыва в развитии регионов. Ни для кого не секрет, что Дальний Восток ориентирован на экономические интересы не России, а Китая, Японии и Кореи. И это - вопрос национальной безопасности. Сегодня федеральный центр создает все условия для того, чтобы эти риски существовали. Доля Сибирского федерального округа в федеральных программах из года в год снижается. Сибирь в настоящее время больше отдает центру, чем получает. Мы надеемся, что последняя инициатива президента - переход к проектной модели развития - и есть тот шаг, который сможет изменить эту ситуацию.  

- Каковы конкретные предложения перехода от "политики стабилизации" к "политике роста" для этого региона?  

- Нужно понимать, что страны с такой протяженностью территорий, столь разными регионами по своим климатическим, инфраструктурным, экономическим и культурным особенностям нет больше нигде. И когда мы говорим о переходе от политики стабилизации к политике роста, необходимо осознавать, что единой стратегии для такой большой страны быть не может.

Стратегия страны должна учитывать особенности ее территорий. Если в европейской части России создана и развита инфраструктура, то в Сибири этого нет. Говорят, в России две беды - дороги и дураки. В Сибири и на Дальнем Востоке второго очень мало, а первого нет совсем. Удаленность до любой границы составляет не менее 4000 км. Стоимость перевозки становится зачастую больше стоимости самого товара. А если сюда прибавить высокие энерготарифы, суровые климатические условия, получится, что продукция, произведенная в Сибири, будет не конкурентоспособна.  

- В чем должно выражаться стимулирование экономического роста на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока?  

- Для активного стимулирования экономического роста в Сибири и на Дальнем Востоке государству необходимо сделать этот регион привлекательным как для проживания, так и для вложения инвестиций. Для этого, во-первых, необходима активная и, главное, целенаправленная миграционная политика. Трудовые ресурсы должны идти туда, где их не хватает. Их качество в ближайшее время будет определять конкурентоспособность страны. В том же Китае в прошлом году было заложено тридцать университетов, по масштабам соизмеримых с Массачусетским технологическим институтом.

Во-вторых, необходимо кратно повысить материальные доходы людей, проживающих в данном регионе. Политика федерального центра по бюджетному выравниванию на данный момент исчерпала себя - стоимость жизни в Сибири и на Дальнем Востоке намного выше, чем в европейской части страны. В частном секторе задача государства - создавать благоприятные условия для развития внутреннего производства.

К счастью, государство начало делать некоторые шаги в этом направлении. Томская область выиграла конкурс на создание особой экономической зоны, в Красноярском крае будет реализовываться крупный образовательный проект Национального университета. Это вселяет надежду на то, что инновационный потенциал научно-образовательного комплекса Сибири будет востребован.

Особых экономических зон за Уралом должно быть не одна и не две, а тридцать или даже триста. Рассуждения о том, что Россия отстает на 30-50 лет даже от такой бедной европейской страны как Португалия - это разговоры в пользу бедных. На мой взгляд, мы отстали всего на 2-3 года -   это срок внедрения инновационных технологий. Государству необходимо внимательно следить за тем, чтобы особые экономические зоны стали действительно точками экономического роста, а не "черными дырами" для бюджета. Иначе мы получим банальные оффшорные зоны, т.е. выйдет как обычно в России когда "хотели как лучше, а получилось как всегда". И в этом состоит одна из самых основных задач государства и соответствующего федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Не может не радовать то, что сегодня политика государства разворачивается в сторону проектной модели развития. На мой взгляд, эта модель должна реализовываться в формате частно-государственного партнерства. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке как нигде необходимы, причем с реализацией в достаточно сжатые сроки, инфраструктурные проекты, которые, во-первых, приблизят производителей к границам, а во-вторых, свяжут регионы между собой. Инвестиции государства в инфраструктуру Сибири и Дальнего Востока наряду с высокоэффективным частным управлением дадут мощнейший импульс для развития внутреннего производства с глубокой переработкой и, соответственно, с высокой добавленной стоимостью.

 

Теги:
Новый оборот
Малому бизнесу упростят льготное кредитование
Штраф и трепет
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Партнёры