RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Политика российского государства разворачивается в сторону проектной модели развития

Политика российского государства разворачивается в сторону проектной модели развития 28 мая 2007

Денис Молотков, заместитель председателя общероссийской общественной организации "Деловая Россия", председатель Партнерства промышленников и предпринимателей г. Томска, директор ЗАО "Томмаркет", в своем интервью для kreml.org рассказывает о том, какие мер

- Каковы особенности функционирования экономики Сибири и Дальнего Востока и каков вклад этого региона в нынешнее экономическое положение России?  

- Совершенно очевидно, что вклад Сибири в современное экономическое положение России огромен. В период постсоветской России, когда национальная экономика развивалась по сырьевой модели, именно Сибирь с ее значительными запасами металлов, энергоресурсов, полезных ископаемых была и является до сих пор основным "кормильцем" страны. Богатые природные ресурсы и есть одна из особенностей экономики этого региона. Его вторая отличительная черта, которая одновременно является и проблемой - это низкая плотность населения. В Сибири на одном квадратном километре проживает два человека, в то время как у наших китайских соседей - триста. Зачастую приходится слышать предложения о вахтовом методе освоения сибирского региона. Уверен, это путь в никуда - соседи не позволят такой территории пустовать.

В то же время, при столь незначительном населении, данный регион обладает серьезным научным потенциалом, который, к сожалению, до недавнего времени не был востребован. Кроме того, нельзя не учитывать те угрозы, которые исходят непосредственно из Сибири и Дальнего Востока. Федеральный центр иногда не понимает, что этому региону нужно дать перспективы развития. Рынок предполагает конкуренцию, но на данный момент существует опасность определенного разрыва в развитии регионов. Ни для кого не секрет, что Дальний Восток ориентирован на экономические интересы не России, а Китая, Японии и Кореи. И это - вопрос национальной безопасности. Сегодня федеральный центр создает все условия для того, чтобы эти риски существовали. Доля Сибирского федерального округа в федеральных программах из года в год снижается. Сибирь в настоящее время больше отдает центру, чем получает. Мы надеемся, что последняя инициатива президента - переход к проектной модели развития - и есть тот шаг, который сможет изменить эту ситуацию.  

- Каковы конкретные предложения перехода от "политики стабилизации" к "политике роста" для этого региона?  

- Нужно понимать, что страны с такой протяженностью территорий, столь разными регионами по своим климатическим, инфраструктурным, экономическим и культурным особенностям нет больше нигде. И когда мы говорим о переходе от политики стабилизации к политике роста, необходимо осознавать, что единой стратегии для такой большой страны быть не может.

Стратегия страны должна учитывать особенности ее территорий. Если в европейской части России создана и развита инфраструктура, то в Сибири этого нет. Говорят, в России две беды - дороги и дураки. В Сибири и на Дальнем Востоке второго очень мало, а первого нет совсем. Удаленность до любой границы составляет не менее 4000 км. Стоимость перевозки становится зачастую больше стоимости самого товара. А если сюда прибавить высокие энерготарифы, суровые климатические условия, получится, что продукция, произведенная в Сибири, будет не конкурентоспособна.  

- В чем должно выражаться стимулирование экономического роста на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока?  

- Для активного стимулирования экономического роста в Сибири и на Дальнем Востоке государству необходимо сделать этот регион привлекательным как для проживания, так и для вложения инвестиций. Для этого, во-первых, необходима активная и, главное, целенаправленная миграционная политика. Трудовые ресурсы должны идти туда, где их не хватает. Их качество в ближайшее время будет определять конкурентоспособность страны. В том же Китае в прошлом году было заложено тридцать университетов, по масштабам соизмеримых с Массачусетским технологическим институтом.

Во-вторых, необходимо кратно повысить материальные доходы людей, проживающих в данном регионе. Политика федерального центра по бюджетному выравниванию на данный момент исчерпала себя - стоимость жизни в Сибири и на Дальнем Востоке намного выше, чем в европейской части страны. В частном секторе задача государства - создавать благоприятные условия для развития внутреннего производства.

К счастью, государство начало делать некоторые шаги в этом направлении. Томская область выиграла конкурс на создание особой экономической зоны, в Красноярском крае будет реализовываться крупный образовательный проект Национального университета. Это вселяет надежду на то, что инновационный потенциал научно-образовательного комплекса Сибири будет востребован.

Особых экономических зон за Уралом должно быть не одна и не две, а тридцать или даже триста. Рассуждения о том, что Россия отстает на 30-50 лет даже от такой бедной европейской страны как Португалия - это разговоры в пользу бедных. На мой взгляд, мы отстали всего на 2-3 года -   это срок внедрения инновационных технологий. Государству необходимо внимательно следить за тем, чтобы особые экономические зоны стали действительно точками экономического роста, а не "черными дырами" для бюджета. Иначе мы получим банальные оффшорные зоны, т.е. выйдет как обычно в России когда "хотели как лучше, а получилось как всегда". И в этом состоит одна из самых основных задач государства и соответствующего федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Не может не радовать то, что сегодня политика государства разворачивается в сторону проектной модели развития. На мой взгляд, эта модель должна реализовываться в формате частно-государственного партнерства. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке как нигде необходимы, причем с реализацией в достаточно сжатые сроки, инфраструктурные проекты, которые, во-первых, приблизят производителей к границам, а во-вторых, свяжут регионы между собой. Инвестиции государства в инфраструктуру Сибири и Дальнего Востока наряду с высокоэффективным частным управлением дадут мощнейший импульс для развития внутреннего производства с глубокой переработкой и, соответственно, с высокой добавленной стоимостью.

 

Теги:
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Зачем кредитным организациям лизинг и что они могут предложить рынку
Драйвер российской экономики оказался слишком грязным
Добыча полезных ископаемых лидирует по выбросам и отходам
Партнёры