RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом

Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом 27 ноября 2019

Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась

Законопроекты, которые определяют, как устанавливать требования к бизнесу и проверять их выполнение, одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности, рассказали два федеральных чиновника. "Ведомости" ознакомились с копиями документов, их подлинность подтвердили член комиссии и сотрудники двух бизнес-объединений, участвовавших в обсуждении проектов. В четверг оба проекта будут обсуждаться на заседании правительства, говорит сотрудник аппарата правительства. Представитель аппарата вице-премьера Константина Чуйченко не ответил на вопросы "Ведомостей".

Законопроекты - о госконтроле и об обязательных требованиях - часть реформы контрольно-надзорной деятельности. Второй документ нужен, чтобы работала регуляторная гильотина - до 2021 г. чиновники должны пересмотреть правила контроля и отменить необоснованные требования к бизнесу.

Законопроекты обсуждаются весь год. Бизнесу удалось добиться, в частности, переходного периода для вступления в силу новых норм и их публичного обсуждения. Каждые пять лет нормативные акты должны будут снова анализироваться и неактуальные отменяться. Сами виды контроля не должны дублироваться, а результаты проверок можно будет обжаловать в досудебном порядке.

Но за время работы над законопроектом о госконтроле сфера его применения серьезно сузилась - даже по сравнению с октябрьской версией с 23 до 35 выросло количество видов контроля, которые не попадают под новые правила. Всего сейчас существует около 2 млн требований к компаниям и более 200 видов контроля. Например, список исключений пополнился контролем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за антимонопольным законодательством, госзакупками, сделками экономической концентрации, иностранными инвестициями, гособоронзаказом. Надзор за гособоронзаказом и госзакупками необходим для контроля за бюджетными расходами, передает через представителя замруководителя ФАС Михаил Евраев, он не создает нагрузки на частный бизнес и даже защищает его интересы. Не будут распространяться новые правила также на валютное законодательство, налоговое, таможенное, на контроль за экспортом - для них сохранится действующее регулирование. Некоторые виды контроля не затрагивают интересы бизнеса, например контроль силовых ведомств в воинских частях и учреждениях исправительной системы, передавал через представителя замминистра экономического развития Савва Шипов.

Расширение перечня видов контроля, которые выводятся из-под действия законопроекта, связано с их особенностями и с замечаниями ряда министерств и ведомств, объясняет представитель Минэкономразвития. В частности, это касается контроля, осуществляемого Росгвардией, а также большинства видов контроля со стороны ФАС. Минэкономразвития, по словам его представителя, выступает за универсальный характер законопроекта, то есть, за его распространение на все виды контрольно-надзорной деятельности, но доводы о необходимости специального регулирования отдельных видов контроля заслуживают внимания. При рассмотрении законопроекта в Госдуме, его положения, в том числе список исключений, может измениться, заключает представитель министерства.

Число проверок будет зависеть от группы риска, в которой находится компания. Всего законопроект о госконтроле предлагает шесть групп - от чрезвычайно высокого риска до низкого. Проверок уже с каждым годом становится все меньше: за 10 лет к 2018 г. количество плановых проверок сократилось в 4 раза до 302 000, а внеплановых вдвое - до 676 000, сказал советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Леонид Анучин. Но сумма штрафов растет: в 2018 г. - более чем 980 000 компаний на 179 млрд руб., что вдвое больше, чем в 2015 г., сообщал он.

Законопроект предлагает ввести новые виды контроля - контрольную закупку, выездные обследования, рейд, но главными будут профилактические меры, например рекомендации. Предлагается изменить и KPI для контролеров - ключевым будет количество устраненных рисков, а не проведенных проверок и выявленных нарушений. За безосновательные проверки инспекторов будут наказывать, говорится в законопроекте.

Законопроекты помогут снизить административное давление на бизнес, но все зависит от практики применения новых норм, сказал эксперт департамента законотворческой деятельности Торгово-промышленной палаты Алексей Переседов. Замечания бизнеса были учтены, отмечает сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, но некоторые нормы еще предстоит доработать в Госдуме. Главное, чтобы система профилактических мер действительно работала, а все проверки согласовывались с прокуратурой, отмечает вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин. Сейчас законопроект предлагает согласовывать с прокуратурой только выездные проверки и повторные контрольно-надзорные мероприятия, рассказывает вице-президент РСПП Александр Варварин, например, она уже в половине случаев отказывается согласовывать внеплановые проверки. Кроме того, проект предлагает сократить срок уведомления о плановых проверках с 3 рабочих дней до 24 часов, отмечает он, что создает риски для бизнеса.

Теги:
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Зачем кредитным организациям лизинг и что они могут предложить рынку
Партнёры