RU / EN
Главная » Регионы » Точка зрения » Правительство намерено решить пенсионный вопрос по-сталински - нет пенсионеров, нет проблем

Правительство намерено решить пенсионный вопрос по-сталински - нет пенсионеров, нет проблем 02 июля 2018

Критикуя очередную «пенсионную реформу», сводящуюся, по сути, к повышению возраста выхода на пенсию, экономист из Казани, татарстанский делоросс Тахир Давлетшин предлагает свой вариант пенсионной реформы, при которой пенсионный возраст останется прежним, не будет пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума, а затраты государства на субсидии пенсионной системы останутся прежними.

Согласно планам правительства, которые огласил премьер-министр Д. Медведев на заседании правительства 14 мая, пенсионный возраст начнут повышать в 2019 г., его пошагово поднимут до 65 лет для мужчин к 2028 г. и до 63 лет для женщин к 2034 г.

Правительство не раскрывает подробности своих планов, стоит предположить, речь идет не просто о повышении возраста выхода на «заслуженный отдых», но и об отмене «балльного» принципа расчёта пенсий, введённого в 2014 году, и о реформировании накопительной части, «замороженной» уже четыре года, и, вероятно, о других новациях.

С начала 2000-х годов в России произошло как минимум три пенсионных реформы, при этом изменялось все: деление пенсий на категории, требования к стажу, система расчёта пенсионных накоплений, повышались сроки выхода на пенсию для госслужащих и замораживалась накопительная часть. Только неизменной оставался возраст выхода на пенсию для трудящихся, при этом все помнят обещание Президента В. Путина от 2005 года о том, что пока Путин Президент – повышения пенсионного возраста не будет.

Необходимо отметить, в массе своей граждане и не надеются на достойное пенсионное обеспечение, но стабильность пенсионного возраста была пожалуй единственным достоинством пенсионной системы. Основная масса будущих пенсионеров и сами пенсионеры особо и не понимали, в чем суть проведенных реформ, но была уверенность, что если доживешь до 60 лет, получишь пособие, на которое можно существовать.

Анализ инициатив правительства по пенсионной реформе, как и законодательство о пенсионном обеспечении граждан сегодня, показывает, что инициаторам реформ следовало бы начинать с изучения Конституции Российской Федерации, Статья 7 которой гласит:

  1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Что значит, государство гарантирует, по достижении пенсионного возраста, или же ранее, если человек стал немощным до достижения этого возраста по иным причинам, ему должна быть назначена пенсия (пособие) в размере не ниже прожиточного минимума. При этом государство не должно делегировать всю ответственность фондам и прочим учреждениям, а должна взять ответственность по прожиточному минимуму на себя. Очевидно, это может быть достигнута, если пенсия в размере прожиточного минимума будет выплачиваться из федерального бюджета.

Суть предлагаемой пенсионной реформы следующая:

Пенсия по старости состоит по крайней мере из страховой пенсии и пенсии за счет средств бюджета Российской федерации.

Пенсия из бюджета должна носить заявительный характер: гражданин обращается за пенсией из бюджета в случае, если страховая пенсия и иные доходы пенсионера ниже определенной суммы, например, 1,5 прожиточного минимума в регионе. Тогда назначается пенсия из бюджета в размере до одного прожиточного минимума, для доведения дохода пенсионера до 1,5 прожиточного минимума. Если доходы пенсионера (страховая пенсия и иные доходы) выше 1,5 прожиточного минимума государство (бюджет) не несет расходы по пенсионному обеспечению, правда, прожиточный минимум пенсионера также надо корректировать в сторону увеличения. Если же страховая пенсия и иные доходы пенсионера ниже 0,5 прожиточного минимума, доплата составит в размере прожиточного минимума. При таком решении проблемы не будет стариков с доходами ниже прожиточного минимума, средняя пенсия возрастет за счет отсечения из системы состоятельных пожилых людей при тех же затратах на пенсионное обеспечение. Появится возможность выстраивания системы страховой пенсии на рыночной основе – нельзя страховые фонды загружать функциями, которые входят в обязательства государства.

За счет каких средств можно провести такую реформу? Каков механизм исполнения?

Согласно Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ, пенсия по старости состоит из страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты.

Фиксированная выплата — это надбавка к основной пенсии, которая начисляется всем без исключения и представляет собой определенную величину. Для инвалидов, престарелых граждан, а также граждан, имеющих какие-либо льготы (например, проживающих в районах сурового климата), фиксированная выплата выше.

Страховая часть пенсии в свою очередь складывается как сумма заработанных до 2002 года, в 2002-2014 года и после 2015 года пенсионных прав по сложному алгоритму.

По данным ПФР размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на 01.02.2017 составляла 4805,11 руб. ( с 01.01.2018 составляет 4982,90 руб.), пенсия по старости в 2017-м году в среднем составила 13,8 тыс. руб.

Поступление страховых взносов в Пенсионный фонд составило 4,5 трлн руб., они покрыли примерно 70% расходов на пенсии по старости, разница в 2 трлн руб. компенсировалась из федерального бюджета. Получаемые ПФР трансферты больше этих цифр, составили в 2017 году 3,7 трлн руб., или 44,6 % общего объема доходов бюджета ПФР, т. к. обязанности ПФР шире, например через него идет финансирование материнского капитала и другие программы.

Нетрудно подсчитать, сумма фиксированной выплаты на всех пенсионеров составляет 2,5 трлн рублей за год, и примерно равна сумме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для выплат пенсий по старости. Таким образом, для проведения предложенного варианта реформ дополнительных источников финансирования не требуется.

При этом нельзя в целом отказаться от принятой в 2014 году «балльной системы» для расчета страховой части пенсии, которая учитывает трудовую деятельность гражданина в разные периоды истории страны, в условиях устойчивого обесценения рубля.

Механизм реализации предложенного варианта реформ прост: если гражданин продолжает работать, реально он теряет фиксированную выплату. Если же его доход ниже 1,5 прожиточного минимума (цифра условная), то он имеет право на получение пенсии из бюджета, который дотягивает доход пенсионера до 1,5 прожиточного минимума.

Исключение из пенсии по старости фиксированной выплаты, взятие части функций по пенсионному обеспечению государством (бюджетом) даст возможность развиваться Пенсионному фонду как по настоящему страховой фонд.

Также имеются значительные ресурсы внутри пенсионной системы.

Параллельно необходимо создать механизм добровольного более позднего ухода на пенсию. Сегодня в России продолжают работать 14 млн. человек (примерно треть всех пенсионеров), уже достигших возраста выхода на пенсию по старости, при этом за них работодатели платят взносы в социальные фонды и НДФЛ, и это надо стимулировать.

Необходимо объявить войну "молодым" пенсионерам, а также "разобраться" с государственными и муниципальными пенсиями. Подполковник полиции, который не выходил из офиса ОВД, военнослужащий, который никогда не был в горячих точках, учитель, медсестра и прочие служащие, список которых велик, вполне могли бы работать до 60 лет на своих должностях, или переквалифицироваться. Также непонятно, например, почему экс-глава муниципального образования, имеющий состояние в 1 миллиард рублей и ежегодный доход около 20 миллионов, получает еще пенсию в 100 тысяч рублей в месяц.

Значительные суммы можно сэкономить, «оптимизировав» Пенсионный фонд: 121 тысяча работников и почти 1 триллион рублей ежегодных расходов - непосильное бремя для бюджета .

Но нельзя идти по пути повышения пенсионного возраста.

Необходимо реформирование пенсионной системы на принципах гуманности, соблюдения принципов справедливости. Есть уверенность, объявленная правительством «пенсионная реформа» кроме повышения пенсионного возраста, которое является ситуативным решением, никаких реформ не предполагает.

Конечно же, пенсионная реформа должна идти в ногу с другими реформами: социальными, экономическими, политическими.

Самая главная задача - переход российской экономики на инновационный путь развития, повышение производительности труда работающих граждан на этой основе и рост благосостояния граждан, в том числе пенсионеров.

При этом возникает обратная задача – как трудоустроить освобождающихся работников, особенно тех, чей возраст предпенсионный. В стране проблема скрытой безработицы приобретает угрожающие масштабы, решение этой проблемы сопряжено в том числе с пенсионной реформой. Повышение пенсионного возраста обострит проблему безработицы не только в молодом возрасте (среди молодежи она наиболее остра), но и в пожилом возрасте, приведет к дальнейшему обнищанию широких слоев населения и полной потере уверенности в будущем большинством граждан.

В настоящее время первоочередной является реформа налоговой системы, основная задача которой – вовлечь в легальный бизнес и трудовую деятельность десятков миллионов граждан, сделав привлекательным и выгодным предпринимательскую и трудовую деятельность на законных основаниях. Для этого в первую очередь необходимо реформировать НДС и НДФЛ, что дала бы недостающие суммы и в федеральный бюджет, и в Пенсионный фонд при неизменности эффективных ставок налогов и возраста выхода на пенсию.

И манипулированием налоговых ставок, как и повышением пенсионного возраста, проблема не решается, а отодвигаются на более поздний срок, усугубляя и так сложную социально-экономическую и политическую ситуацию.

Впрочем, предлагаемый вариант пенсионной реформы не является такой уж оригинальной новацией – в странах Европы идут эксперименты по безусловному базовому доходу граждан, причем суммы фигурируют на порядок большие, чем российские пенсии.

Партнёры