29 марта на Делегатской прошло заседание комитета «Деловой России» по транспортной логистике. В центре внимая участников встречи был вопрос о ситуации на российском рынке магистральных тягачей. Вел дискуссию член координационного совета бизнес-объединения и председатель комитета организации по транспортной логистике Вадим Филатов.
«Наша сегодняшняя встреча посвящена седельным тягачам. Один из самых болезненных для собственников крупных автопарков вопросов, который мы хотим поднять, — это вопрос о том, на чем будут возить грузы ближайшие три-пять-десять лет», — сказал Вадим Филатов, приветствуя коллег.
Данные статистики о ситуации на рынке, а также прогнозные оценки его развития представили генеральный директор аналитического агентства АВТОСТАТ Сергей Целиков и генеральный директор ООО «БВГ» Александр Цыпин. Потребность отрасли эксперты оценивают в 20 —25 тыс. новых тягачей в год. По словам, Сергея Целикова, в 2022 году на российский рынок зашли китайские машины, закрыв более 50% потребностей рынка, на долю отечественного производителя пришлось 30%. При этом Александр Цыпин указал, на ряд проблемных вопросов использования китайской техники. Так, накладные расходы по доставке машин выше, чем у европейцев, отсутствуют данные статистики по эксплуатации, нет четких стандартов обслуживания и ряд других.
Иначе потребности российского рынка оценивают в ПАО «КАМАЗ». Генеральный директор ТФК «КАМАЗ» Дмитрий Леонов считает, что 20—25 тыс. единиц новой техники в год — это пиковый показатель, и в этом, и последующие годы потребности будут ниже. Исходя из этих оценок завод поставил себе задачу произвести в следующем — 2024 году, 16 тыс. магистральных тягачей, в этом году «КАМАЗ» выпустит на рынок 10 тыс. единиц такой техники. Дмитрий Леонов также пригласил коллег из компаний-перевозчиков посетить завод с целью знакомства с новым российским седельным тягачом. Участники договорились организовать такую бизнес-миссию на производство в ближайшие месяцы.
«Как отрасль мы поддерживаем отечественное производство. Но при этом мы видим, растут ставки на фрахт — 30% в год это много. Это отражается на стоимости доставки, и в результате на стоимости продукции на полках. Вся эта ситуация говорит о том, что машин не хватает. Мы за то, чтобы рынок был насыщен тягачами», — сказал Вадим Филатов.
Участник встречи договорились продолжить мониторинг ситуации, и еще раз провести оценку потребностей рынка с тем, чтобы иметь возможность оперативно принимать решения.
Специалисты отрасли также намерены обратиться в профильные министерства и ведомства с инициативой перезапуска лизинговой программы «Русский тягач 2.0». Она нацелена на поддержку российских перевозчиков, и даст им возможность приобретать отечественную технику по льготным условиям.
Во второй части заседания его участники обсудили ряд организационных вопросов работы комитета. В их числе — участие в экономических форумах по актуальной повестке отрасли, а также организация бизнес-миссии предпринимателей «Деловой России» в Республику Беларусь с возможностью посещения «МАЗ» и проведения консультаций с белорусскими коллегами - представителями отрасли.