25 декабря отраслевые комитеты «Деловой России» провели в Госдуме РФ законодательную питч-сессию. Ее модератором выступил член координационного совета «Деловой России», депутат Госдумы Владимир Кошелев.
На мероприятии были озвучены законодательные инициативы бизнеса, подготовленные отраслевыми комитетами «Деловой России». Суть встречи – донести до депутатского корпуса предложения бизнеса по совершенствованию законодательства. Питч-сессия состояла из шести тематических блоков: градостроительство, жилищное строительство, ЖКХ, развитие промышленности, контрактная система, и блок «разное». Общее количество поступивших инициатив – более 100. Из них был сформирован шорт-лист предложений, которые презентовали 30 делороссов-экспертов из различных отраслей. От сферы ДМДК нициативы представил исполнительный директор комитета «Деловой России» по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и НХП Владимир Збойков.
В своем выступлении, он отметил, что основной закон, по которому работает сфера ДМДК, это 41-ФЗ, который был принят еще в 1998 году и за прошедший период многократно претерпевал внесение поправок, но – по инициативе регулятора, то есть Минфина. В целом эти поправки вели ко все большему возрастанию административной нагрузки на бизнес, и часто принимались на основе уже действующих постановлений правительства.
При в перечень объектов, оборот которых регулирует 41-ФЗ, входят драгоценные металлы и камни, далеко не в равной степени важные для интересов государства. Такие объекты регулирования, как серебро или цветные драгоценные камни имеют очень невысокую финансовую значимость в масштабах экономики страны, но, тем не менее, их оборот осуществляется согласно 41-ФЗ в том же самом жестком нормативном правовом поле, что и оборот золота, платины и алмазов. Тот же учет и контроль, та же система ГИИС ДМДК, те же наказания за правонарушения, возникновение которых возможно в ходе деятельности предприятий. Такое избыточное регулирование объектов ДМДК, не имеющих ключевого финансового или иного значения для государства, влечет избыточные затраты для бизнеса, сдерживая их оборот, но не приносит пользы государству.
Бизнес считает, что в целом в регулировании сферы ДМДК все более возрастает перекос от задач развития перерабатывающих отраслей в сторону необоснованного ужесточения контроля за деятельностью бизнеса. Помимо давления прямых норм регулирования сферы ДМДК, бизнесу приходится соблюдать и нормы другого, «антиотмывочного» закона 115-ФЗ, хотя трудно представить, какие реальные риски есть в данной сфере. Постоянный рост административной и налоговой нагрузок не только сдерживает рост бизнеса, но все в больших масштабах приводит к его закрытию.
Мало того, что печально известный в отрасли закон 47-ФЗ ввел запрет субъектам МСП на применение в ювелирном производстве и торговле налоговых режимов УСН и ПСН, так оказался под запретом для ювелиров еще и АУСН – налоговый режим для самого микробизнеса.
Подытоживая, Владимир Збойков перечислил, что хотело бы видеть бизнес-сообщество сферы ДМДК в части совершенствования отраслевой законодательной базы. Первое – это корректировку Федерального закона 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», но не с точки зрения регулятора, а с точки зрения интересов отраслевого бизнеса. Второе – оценку обоснованности норм Федерального закона 115-ФЗ в части контроля за оборотом ДМДК, и в случае признания избыточности регулирования – устранение в законе этой избыточности. И третье – завершение рассмотрения возможности применения специальных налоговых режимов при работе с отечественными изделиями из серебра с принятием соответствующих поправок в Налоговый кодекс, а также рассмотрение возможности возвращения для микропредприятий применения налогового режима АУСН.