Вопрос регулирования деятельности маркетплейсов актуален, но вырабатывать решения по нему необходимо в диалоге с самой отраслью, чтобы не нарушить баланс интересов, сложившийся между всеми участниками рынка. Такую позицию представителей делового сообщества представил член генерального совета и руководитель подкомитета «Деловой России» по электронной торговле, управляющий директор OZON Сергей Беляков. 11 декабря он провел заседание подкомитета, где обсуждались предлагаемые депутатами изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Разработанный законопроект касается положений договора, который регулирует и устанавливает отношения между маркетпелйсом и продавцами. В их числе – частота и количество вносимых в договор изменений, вопрос о штрафных санкциях, а также положения, связанные с возможностью продавать товары от имени площадки.
В обсуждении инициатив законодателей на площадке комитета приняли участие представители нижней палаты парламента, Минпромторга РФ, Федеральной антимонопольной службы.
Предприниматели выразили сомнение, что предложенный документом инструментарий будет способствовать решению проблем и достижению поставленных целей. Ссылаясь на международный опыт регулирования отношений между маркетплейсами и селлерами, выступавшие указывали, что нигде в мире не используются «методы запретов» и действует практика «мягкого регулирования». «Везде акцент делается не столько на законодательные требования, сколько на соразмерность действий маркетплейсов с точки зрения сохранения баланса интересов и незлоупотребления своей рыночной силой», – сказал Сергей Беляков. Отмечалось также, что «риски, связанные с чрезмерным регулированием, распространяются не только на маркетплейсы, но и на все связанные стороны и в конечном счете будут очень чувствительны для покупателей».
«Это не значит, что проблемы, которые стали причиной и поводом для появления такой законодательной инициативы, отсутствуют, но это значит, что регулирование может быть не только решением проблемы, но и сдерживающим фактором развития электронной коммерции», – отметил он.
Позицию предпринимателей разделяют и профильные ведомства, которые также указали на необходимость более тщательной проработки отдельных положений документа. А, по словам представителя ФАС, в текущей редакции законопроекта под регулирование попадут и другие участники цифровых услуг – онлайн-продажа билетов, сервисы бронирования отелей, агрегаторы такси и другие. О готовности к открытому диалогу по законопроекту заявили и парламентарии. Итогом обсуждения стала договоренность о совместной работе по документу всех заинтересованных сторон с целью выработки консолидированного сбалансированного решения.