«Деловая Россия» выступила со-организатором сессии «Расширение межрегиональных связей России и Казахстана как фактор развития интегрированной евразийской транспортной системы». Она прошла на Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Участники сессии обсудили развитие транзитного потенциала регионов двух стран, а также роль транспортной инфраструктуры в развитии перевозок.
Комитет «Деловой России» по транспортной логистике на форуме представил директор «ПЭК Global» Сергей Денисов. По данным компании, заторы возникают на фоне роста объемов перевозок, увеличения количества досмотров и сбоев в новом ПО комитета госдоходов минфина Казахстана. Также бизнес сталкивается с нехваткой мощностей для оформления автотранспорта, полос и подъездных путей на погранпереходах.
В ноябре средний срок ожидания на автомобильных погранпереходах между Россией и Казахстаном увеличился в два раза по сравнению с предыдущим месяцем — до двух-четырех дней, в зависимости от пункта пропуска. Это связано с нехваткой мощностей для оформления транспорта, полос и подъездных путей. Регистрация в электронной очереди с казахской стороны на погранпереходах ограничена из-за периодических сбоев в работе сервиса Cargo Ruqsat.
«Если при пересечении границы возникла поломка ТС или компания неверно оформила документы — остальные ТС образуют многокилометровый затор, вынужденно ожидая разрешения ситуации», — отметил Сергей Денисов.
Средний срок ожидания на автомобильных погранпереходах между Россией и Казахстаном растет и из-за увеличения количества досмотров на направлении — до 90-95% от общего количества грузов, следующих из республики. Процедура может длиться от десяти минут до двух суток при досмотре с полной выгрузкой отправлений из ТС.
В апреле 2023 года Казахстан ввел обязательное оформление сопроводительных накладных на товары во взаимной торговле со всеми странами ЕАЭС. Сейчас экспортный контроль проходят все грузы, которые следуют через Казахстан — как для юридических, так и для физлиц.
Сейчас средний срок доставки между Казахстаном и Россией увеличился более чем на 30% в сравнении с предыдущим месяцем. Например, перевозка из Алма-Аты в Москву занимает 11-14 дней. Стоимость автодоставки в ноябре увеличилась на 15% по сравнению с предыдущим месяцем.
Сергей Денисов отметил, что важно ускорить модернизацию погранпереходов между Россией и Казахстаном. В первую очередь, речь идет о наиболее перегруженных пунктах пропуска: «Бугристое», «Петухово» и «Веселоярск», реконструкция которых, по данным Росгранстроя, запланирована до конца 2026 года.
Также необходимо открыть дополнительные площадки для оформления и осмотра транспорта, увеличить количество автомобильных полос, расширить подъездные пути, а также запустить сервисные зоны для ожидания и отдыха водителей.