За прошедшие несколько лет производители электрического спецтранспорта и электрических зарядных станций в нашей стране достигли совершенно новых уровней развития, а текущая геополитическая ситуация дополнительно способствует развитию и укреплению технологического суверенитета государства. К такому выводу пришли эксперты комитета «Деловой России» по электротранспорту 25 сентября на заседании, которое прошло под председательством члена координационного совета бизнес-объединения Алексея Кучмина.
Участники встречи подвели промежуточные итоги электрификации отрасли спецтранспорта, обозначив множество достижений производителей и тех вопросов, решение которых требует дополнительной поддержки нашей общественной организации.
По мнению представителя Фонда Транспорта Инноваций Москвы Александра Разумова, проекты электрического спецтранспорта сложнее, чем другие проекты в сегменте транспорта: они требуют большей экспертизы и постоянного притока инвестиций. В этом ключе необходимо обратить внимание на комплексное развитие отрасли: электротранспорт, электрическую инфраструктуру, разработку батарей и прочее. Развитие электрического спецтранспорта должно происходить только в постоянной коллаборации государства, инвесторов и компаний-производителей.
Согласился с эффективностью такого взаимодействия и представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы Николай Фигуровский. По его мнению, ярким примером является утверждение мэром столицы программы замены спецтранспорта на срок до 2030 года, в частности, перевод минимум четверти парка коммунальной спецтехники на электрическую тягу. Более того, столица активно использует инструмент офсетного контракта для эффективного взаимодействия с инвесторами и заводами-производителями. Данный вид контракта позволяет формировать инвестору и производителю долгосрочные инвестиционные и производственные планы, а заказчику в лице города – уверенность в качестве и сроках получения продукции.
Электрификация спецтранспорта – тренд десятилетия. Однако стихийное развитие, например, электробусных программ или программ электрификации коммунальной спецтехники в разных регионах нашей страны никоим образом не способствует формированию эффективности их дальнейшей эксплуатации. Абсолютно идентичная ситуация складывается и с отсутствуем единой зарядной инфраструктуры на национальном уровне, отметили эксперты.
Генеральный директор производителя электрических зарядных станций Дмитрий Петров обратился к делороссам с предложением об инициации на федеральном уровне проекта по созданию ультрабыстрых зарядных хабов для электрокаров и мегаваттных зарядных хабов для электробусов и грузовиков на крупных федеральных трассах, включая разработку единого стандарта для таких хабов. Более того крайне важно унифицировать техническое задание к зарядной инфраструктуре для всех регионов и запустить единую программу (стандарт) для крупномасштабных инфраструктурных проектов.
В качестве наглядного примера развития отрасли электрического спецтранспорта на заседании также был представлен серийный образец «Ильи Муромца» – первой полностью электрической коммунальной машины, произведенной в Москве. Однако по мнению руководителя проекта Игоря Белкина крайне важно не допустить того, чтобы китайские или иные импортные аналоги смогли оказаться дешевле, а российские технологии, даже с учетом их значительного продвижения вперед, вдруг бы оказались невостребованными.
«Выдерживать ценовую конкуренцию с производителями из дружественных стран крайне сложно, потому что они производят миллионами и миллиардами, а у нас это пока штучная история. Поэтому государство должно регулировать уровень цен на продукцию российских производителей. Качество этой продукции у нас уже на достаточно на хорошем уровне. Производители научились локализовать и делать новые технологии», – отметил Алексей Кучмин.
В связи с этим комитет планирует рассмотреть формирование обращения к таможенным и налоговым органам нашей страны о возможности повышения заградительных пошлин на иностранную электрическую спецтехнику в целях поддержания и дальнейшего развития текущего уровня технологических достижений российских производителей̆.