Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

Делороссы предложат властям поддержать развитие складской логистики страны

18.06.2024
Делороссы предложат властям поддержать развитие складской логистики страны

В Москве прошло совместное заседание комитета «Деловой России» по транспортной логистике и ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс». Участники обсудили необходимость модернизации логистической инфраструктуры для развития транспортных и промышленных предприятий, меры господдержки и использование механизмов ГЧП, а также регуляторных мер в этой сфере.

Председатель комитета и президент «АвтоГрузЭкса» Вадим Филатов рассказал, что сегодня наблюдается большой спрос на складские помещения от бизнеса. При этом наблюдаются инфраструктурные проблемы, а также дефицит кадров.

«Мы бы хотели после встречи обратиться к государству с просьбой обратить внимание на складскую недвижимость, на складские операции, что это тоже предприятие, где работает большое количество людей, которое развивает экономику страны. Логистика — это кровеносная система страны. Будет хорошая инфраструктура — будет много рабочих мест и будет быстрая, качественная логистика», — сказал Вадим Филатов.

Председатель калининградского отделения «Деловой России» Георгий Дыханов призвал развивать мультимодальные перевозки по стране, создавать новые логистические хабы у границ, а также специальные хабы в промзонах. По его словам, внимание также нужно уделить развитию международных транспортных коридоров.

Также он заявил о необходимости упрощать таможенные процедуры, использовать механизмы ГЧП для развития логистической отрасли, поддерживать научные разработки, в том числе IT-программы для хабов. Кроме того, он выделил приоритетные меры господдержки в логистической сфере.

«Здесь могут быть льготные инвестиции, инфраструктурные инвестиции, налоговые льготы, прямая финансовая поддержка. Это могут быть и регуляторные меры, подготовка кадров — на это нужно обратить особое внимание, и поддержка производства контейнеров и спецконтейнеров, которые могли бы снизить и загруженность вагонного парка, и способствовать мультимодальным перевозкам, в том числе и упрощению таможенных процедур и транспортной логистики через границу», — сказал Георгий Дыханов.

Директор по логистике компании «ФМ Ложистик» Маргарита Бэнэвиз рассказала о состоянии складского рынка страны. По ее словам, ключевая черта рынка — острый дисбаланс между спросом и предложением. При этом наблюдается стремительный рост региональных рынков за счет развития маркетплейсов. Говоря о географии спроса на складские помещения, Маргарита Бэнэвиз отметила, что более 50% приходится на московский регион, еще 11% — на Санкт-Петербург и Ленобласть.

В 2023 году спрос на склады в России вырос на рекордные 30%, сейчас на рынке доступны 3,2 млн м2 площадей. В 2024 году планируется ввести в эксплуатацию еще 1,9 млн м2 складов. Количество вакансий на логистическом рынке не превышает 1%, дисбаланс спроса и предложения приводит к повышению арендной ставки. Если в 2023 году ставка на существующих складах составляла 8,7 тыс. руб. за м2, то в 2024 году – уже 9,7 тыс. В 2023 году 6,2 млн м2 складов занимали маркетплейсы, в 2024 году – уже 9,8 млн м2, в 2025-2026 годах эти цифры вырастут до 17 млн м2.

«Требуется больше площадей, потому что штучный подбор требует больше квадратных метров. Замедление стоимости аренды не планируется. Насыщение прогнозируется экспертами к 2027 году, ближайшие три года мы будем жить в высокой турбулентности рынка складских площадей. У нас несколько лет сохраняется и дефицит на персонал. Безработица достигла своих рекордных показателей, то есть уже менее 3%, и количество доступных резюме продолжает снижаться. Средняя стоимость складского персонала выросла на 67%. На текущий момент на рынке 13 тыс. вакансий на складской персонал», — сказала Маргарита Бэнэвиз. По ее словам, логистика продолжает оставаться в топ-5 отраслей, где наблюдается самый высокий дефицит персонала, в первую очередь — водителей погрузчиков.

«В 2024 году рост стоимости аренды может вырасти на 40%, хендлинга — до 20% с учетом совокупной стоимости затрат и других критериев, что на стоимости продукции отразится где-то +1,5-2%. Любая поддержка со стороны министерств и государства была бы полезна всем участникам, начиная от тех, кто строит, кто арендует, заканчивая потребителем», — подчеркнула спикер.

Замдиректора департамента секторов экономики Минэкономразвития России Сергей Гаврилов отметил, что для министерства складские площади — «это про то, чтобы товар оборачивался, и чем больше и быстрее он будет оборачиваться, тем экономике будет лучше». «Логистика — это неотъемлемая часть транспортировки груза от производителя к получателю. К сожалению, министерство транспорта не имеет профильного человека, который бы отвечал именно за логистику. Мы предлагали Минтрансу такие инициативы, но с вашей стороны тоже очень важно обратиться в Минтранс с этой просьбой, потому что вам нужен человек, кто профильно будет вашу отрасль поддерживать на уровне государства», — подчеркнул Сергей Гаврилов.

По его словам, сейчас Минтранс формирует нацпроект «Эффективная транспортная система», цель которого — повышение эффективности перевозки грузов и пассажиров. «Проект будет развивать повышение доли внутреннего продукта, снижение доли несырьевого, неэнергетического экспорта. На сегодняшний день в проекте отсутствует направление по развитию логистических складских площадей, транспортно-логистических центров и прочих базовых элементов транспортной инфраструктуры, на основе которой строится любая перевозка. Поэтому это важно отразить по результатам нашего совещания», — сказал Сергей Гаврилов.

Он сообщил, что Минэкономразвития сейчас занимается четырьмя целями: увеличение объема перевозок, снижение их себестоимости, повышение их надежности и сокращение времени в пути. Эти задачи должен решить будущий нацпроект, который также уделит внимание кадровой проблеме в стране.

«Все предложения, которые вы сегодня сформулировали, надо обязательно направлять, чтобы они нашли отражение в проекте. Мы поддерживаем идею госрегулирования транспортно-логистических центров, давали предложения относительно стратегии их размещения. Там прозвучали как раз приграничные и распределительные зоны внутри страны. Также отмечу, что важным элементом являются центры за пределами России, которые повышают надежность логистических цепочек. Все это должно явиться областью госрегулирования и поэтому вместе с вами нам предстоит эти вопросы решать», — добавил Сергей Гаврилов


К списку новостей
Читайте также
Наши партнёры