9 сентября на площадке «Деловой России» прошло заседание комитета по розничной торговле, в ходе которого эксперты рассмотрели ряд законодательных инициатив, затрагивающих интересы всего ритейла. В центре внимания были законопроекты о «российской полке» и о регулировании работы BNPL-сервисов, позволяющих покупать товары с оплатой частями. Документы в настоящее время находятся на рассмотрении в нижней палате парламента или поступят туда в ближайшее время.
Участники заседания поддержали основную идею законопроекта о «российской полке», представленную директором департамента внутренней торговли Минпромторга России Никитой Кузнецовым, который призван повысить конкурентоспособность российской продукции, однако убеждены, что механизмы решения этой задачи могут быть другими.
Эксперты отметили необходимость адресного подхода к продвижению российских брендов. По их мнению, необходимо проанализировать ситуацию в каждой товарной категории, определить перечень с высокой долей импорта и предложить адресные инструменты стимулирования импортозамещения. Еще один вектор поддержки российского производителя представители отрасли видят в увеличении доли локализации производства российских товаров.
«Онлайн-площадки активно продвигают российские товары. Механики могут быть разные. В Ламоде каждому бренду мы предлагаем индивидуальный набор инструментов. Эта гибкость позволяет нам быть эффективными и привлекательными для наших партнеров», – поделился руководитель по взаимодействию с госорганами Lamoda Александр Перекрест.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов обратил внимание коллег, что предлагаемый механизм регулирования внутреннего рынка вступает в противоречие с нормами ЕАЭС. «Такого рода ограничения пытались установить в Белоруссии и в Казахстане. Ни там, ни там эти ограничения на настоящий момент не работают, они были отменены после предписания Евразийской комиссии», – указал он.
«Все участники рынка ритейл максимально заинтересованы в том, чтобы российские производители были максимально конкурентоспособны. Ритейлу действительно удобнее «работать» с товарами российского производства, и отрасль прилагает все усилия, чтобы все хорошо продаваемые иностранные товары быстро локализовать. Но при этом есть очевидные товарные категории, в которых доля импорта приближается к 100%. Поэтому в таких случаях нужно применять более индивидуальный подход и смотреть «вглубь» каждой категории, если мы не хотим ущемить интересы потребителя, предлагая ему некачественный товар», – резюмировал мнение членов комитета председатель комитета, член координационного совета «Деловой России» Михаил Кучмент.
К разрушению потребительского опыта может привести и чрезмерное зарегулирование деятельности операторов сервисов рассрочки. Законопроект о работе BNPL-сервисов предлагает ограничить сроки рассрочки и установить лимит по сумме в размере 15 тыс. руб., информацию по покупкам свыше этой суммы предлагается передавать в бюро кредитных историй. По мнению представителей ритейла, такой инструмент ничем не будет отличаться от обычного потребительского кредита и в конечном итоге приведет к потере интереса к нему со стороны покупателей.
Участники заседания выступили с инициативой привлечь к оценке рисков и выработке предложений по законопроекту коллег из профильных комитетов «Деловой России» – комитета по финансовым услугам и комитета по банковскому делу.
По итогам дискуссии было принято решение обобщить прозвучавшие предложения по всем законопроектам и сформировать согласованную позицию отрасли для представления ее на официальных площадках.