На дне российских водоемов находятся сотни затонувших судов и контейнеров с токсичными веществами, что угрожает экологии страны. Проект «Чистая Арктика» вывез более 12 тыс. т отходов за последние три года, а в этом году стартует новый нацпроект «Экологическое благополучие». Однако по мнению члена генсовета «Деловой России» Юрия Коробова этих усилий недостаточно.
«Мы должны бороться не только с последствиями недавних ЧП, как утечка мазута у Анапы, но и с угрозами, которые достались нам от XX века — это брошенные суда, ржавеющая техника, захороненные в донных отложениях яды», — подчеркнул делоросс.
Однако поднять такие объекты — сложная техническая и юридическая задача. Каждая операция требует экспертиз, согласований, тендерных процедур. Если судно признано бесхозным, его подъем — зона ответственности конкретного региона. На практике за два года удовлетворено всего 36 исков о принудительном удалении затонувших судов — капля в море от реального масштаба проблемы, отметил Юрий Коробов. Экологический ущерб от одного затонувшего танкера может составлять десятки млрд руб.
С 2023 года Россия упростила законодательство, регулирующее удаление затонувших судов, и присоединилась к Найробийской конвенции. Согласно новым нормам, к 2031 году все подобные объекты нужно поднять из воды.
«Мы можем стать экспортером экотеха — подводных роботов, судоподъемных платформ, технологий экстракции и утилизации. Это не просто про экологию, это про импортозамещение, новые рабочие места и укрепление суверенитета», — сообщил Юрий Коробов.
Для эффективной очистки российских водоёмов от затонувших судов и других подводных угроз необходимо перейти к системному и долгосрочному подходу. Делоросс предложил комплексную программу, которая могла бы лечь в основу нового национального проекта.
Прежде всего требуется создать федеральный реестр всех потенциально опасных подводных объектов. Следующий шаг — запуск десятилетней госпрограммы по очистке дна с целевым финансированием. Также важно упростить бюрократические процедуры, которые сегодня затягивают экоработы.
Особое внимание нужно уделить привлечению частного сектора, включая МСП. Средства, поступающие в бюджет от экоштрафов, должны идти только исключительно на экоцели.