Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

Сезон второй, эпизод первый

10.02.2017

Тема тарифов на тепло все больше напоминает многосерийный детектив с головоломками и захватывающим сюжетом. На днях забайкальцы увидели очередной эпизод этого фильма. Напомним, что в прошлом году отопление подорожало дл бюджетных и прочих потребителей на 35 процентов. После вмешательства губернатора процент роста платы был снижен до 7,1. Наступил 2017-й, и проблема зазвучала по-новому на заседании совета Законодательного собрания. Теперь во главе обсуждения - нормативы потребления тепла, а также отмена перекрестного субсидирования, когда население платит гораздо меньше, чем бизнес. Отрадно, что вопрос обоснованности тарифов не забывается, как и проведение аудита крупнейшей теплоснабжающей организации ТГК-14. Правда, кто станет главным положительным героем нашего кино, кто проверит тариф и финансы энергетиков, по-прежнему неясно.

Баланса нет, господа

Новый сезон тарифного детектива организаторы встречи начали с предыстории. Виктория Бессонова, уполномоченный по правам бизнеса в Забайкалье, рассказала, какой шквал обращений по поводу роста платы за тепло пришлось принимать ее ведомству. Вырос тариф, вдобавок потребление тепла в жилых домах предприятия стали оплачивать не по счетчикам, а по нормативам, что оказалось гораздо дороже. Бизнес возмутился.

 - Как оказалось, решение о росте тарифов было принято с нарушением законодательства. У предпринимателей и прочих потребителей плата стала намного выше, чем у населения, - прокомментировала Виктория Бессонова. - Нарушился экономический баланс поставщик - получатель услуги.

Далее уполномоченный напомнила о том, что необходимо общественное обсуждение решений по стоимости благ. "Если бы бизнес знал о повышении, он бы предпринял возможность экономии", - указала она на минусы в просветительской работе. Нужно добавить, что до сих пор неясно, какие параметры заложены в нормативе расчета за тепло. Учитывается ли год постройки дома, уровень благоустройства и класс энергоэффективности здания? На эти вопросы тоже необходимо ответить, если мы хотим получить справедливый расчет за тепло.

Далее слово взял председатель региональной "Деловой России" Андрей Харин. Он сообщил, что от высоких тарифов на тепло пострадали не только клиенты ТГК-14, но и потребители, пользующиеся услугами других теплоснабжающих предприятий. В Краснокаменске - территории опережающего развития оплата за отопление увеличилась на 35 процентов. "Мы ищем инвестора, но показываем тарифные ставки на треть выше", - напомнил он о том, что, увидев ценник на тепло, инвестор может отказаться вкладывать деньги.

Далее руководитель региональной "Деловой России" перечислил рекомендации властям региона от бизнеса: проверить тарифные заявки энергопредприятий с 2013 по 2016 год, провести анализ прибыли и включенные в тариф затраты. На основе проделанной работы - корректировать тарифы последующих лет. Также требуется проверить нормативы в зависимости от благоустройства домов.

По мнению Харина, тарифные заявки энергетиков надо рассматривать не менее двух раз, с участием уполномоченных представителей общественности. Не стоит забывать про оценку регулирующего воздействия тарифных решений по всей экономике края. И о проведении плановой проверки ПАО "ТГК-14", для этого требуются независимые эксперты.

Да, прибыль, но где средства?

Далее разговор ненадолго ушел в сторону электроэнергетики. Депутаты спросили, почему, несмотря на работу новой Харанорской ГРЭС, в Забайкалье стоимость электроэнергии выше, чем у соседей. И получится ли нашему региону присоединиться к начинанию Дальнего Востока, где тарифы на электроснабжение будут снижаться?

 - Вы сказали, что рост тарифа на электричество составил 7,5%, но это не соответствует действительности. По предприятию, в котором я работаю, рост составил 14,7%. Это выше уровня инфляции, - сообщил депутат Сергей Белоногов.

Виктор Паздников, министр территориального развития, ответил, что в программу снижения дальневосточных тарифов мы не попадем потому, что территориально относимся к другому субъекту Федерации, где работает совершенно другой электроэнергетический рынок. Но власти региона уже несколько лет кряду добиваются снижения стоимости электричества в Забайкалье за счет Сибири. Только Минэнерго РФ пока не идет навстречу. Удалось лишь снизить сетевую составляющую тарифа и плату за потребление населением сверх соцнормы.

Возвращаясь к теплоснабжению, министр рассказал, что увеличение на 35% продвигал предыдущий губернатор, и принималось данное решение потому, что средств в бюджете на выплату выпадающих доходов энергокомпаний не хватало. В предыдущие годы тариф сдерживался.

Задавая вопросы по поводу финансовых показателей, депутаты пытались понять, почему, получая прибыль, энергокомпания ведет речь о выпадающих доходах по теплу. Довольно эмоционально на сей счет высказался депутат Андрей Жидков. В ответ Виктор Паздников рассказал, что тариф предусматривает минимальные потребности. Прибыль, заложенная в бухгалтерской отчетности, появляется в результате разных видов деятельности компании, в данном случае платы за электроэнергию, за технологическое присоединение к сетям...

Большая часть вопросов в тот день была задана новому генеральному директору ПАО "ТГК-14" Виктору Мяснику. Андрей Марков, глава региональной Торгово-промышленной палаты, поинтересовался, как ТГК-14 пытается снизить монопольное влияние Сибирской угольной энергетической компании. Топливо в тарифах на энергию занимает существенную долю, почти половину. Быть может, у альтернативных поставщиков угля цены ниже? Депутат Николай Мерзликин интересовался, какая доля инвестиционных средств попадает в тарифы и как отслеживается их освоение.

Виктор Мясник отвечал дипломатично, не призывая смиряться с необходимостью роста тарифа и пытаясь избавить энергокомпанию от имиджа "злодея". Он сообщил, что ТГК-14 намерена реализовать инвестпроекты, призванные сделать работу эффективнее, например, заменить первый турбоагрегат на Читинской ТЭЦ-1. Что положительно скажется на сдерживании роста стоимости услуг компании. Да и от монополии СУЭКа, с которой в этом году истекает трехлетний договор, главный энергетик намерен отказаться, пообещав в будущем задействовать уголь малых разрезов. Непотраченные инвестиционные деньги компания направит в оборудование. Оно весьма изношено, и, по правде говоря, требует не ремонта, а полной замены...

Шла на встрече речь и о мировом соглашении энергетиков и властей по возмещению выпадающих доходов. Мясник ответил, что за 2013-2014 годы ТГК планирует получить из бюджета края 411 млн. рублей. Суд подключил независимую экспертизу затрат и вышел на цифру в 500 млн. Как стало известно уже после заседания, ТГК-14 пока на мировую не пойдет и встретится с властями в суде.

К выступлению начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства краевой прокуратуры Александра Трухина, зрители порядком утомились и начали расходиться. Но представитель ведомства говорил о важных вещах: специальная рабочая группа по оценке тарифов на тепло нашла аргументы в пользу снижения платы.

 - Проверяется также и законность включения в необходимую валовую выручку ресурсоснабжающих организаций всех видов расходов - всего в работе находится более 250 приказов РСТ, результаты проверок станут известны в мае этого года, - сообщил Трухин.

Словом, основная работа по оценке тарифов на тепло еще впереди. Хотелось бы, чтобы она велась под пристальным вниманием общественности.

Заступитесь за граждан

Что ж, бизнес добился снижения тарифа до уровня инфляции. Но тут возникает другой вопрос, потянет ли население ликвидацию перекрестного субсидирования, когда ценники за тепло поползут вверх? Есть ли у нас столь активные защитники, которые не допустят скачкообразного увеличения платы? Не заболтаем ли тему детального аудита ТГК-14 и ее тарифов? Судя по той критике, что сегодня обрушивается на энергокомпанию, ТГК требуется если не сыщик или разведчик, то антикризисный менеджер как минимум.

Способно ли население региона, пребывающего в сложной экономической ситуации оплатить дорожающее тепло, когда зарплата не растет? Реальные располагаемые денежные доходы, по данным Забайкалкрайстата (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), в декабре 2016 года по сравнению с декабрем 2015 уменьшились на 8,6%, в 2016 году по сравнению с 2015 - на 8,4%.

И это отложенная бедность, то есть, экономя сейчас, люди рано или поздно должны будут пойти на внезапные затраты, когда станет совсем невмоготу - речь идет о медицинских услугах, лекарствах, одежде, предметах быта.

Будет ли у региона с его "простреленным" бюджетом средства еще и на компенсацию выпадающих доходов ТГК-14, ведь край не может обеспечить всех нуждающихся? Почему бы не сесть за стол переговоров, не снизить управленческие издержки энергетиков, не привлечь федеральные программы развития?

И последнее. Сегодня, когда из-за кризиса еще больше стал разрыв между богатыми и бедными, потребители вдвойне стали проявлять справедливое любопытство к зарплатам региональных энергетических руководителей.

Говоря о зарплатах сильных мира сего, можно привести немало примеров, когда топ-менеджеры компаний отказывались от части доходов ради своего предприятия в момент экономических неурядиц и технологических проблем. При этом руководители не скрывали суммы своего честно заработанного, совершенно спокойно называя их, хотя речь идет не о рублях, а о долларах. Как сообщают федеральные СМИ, в 2009 и 2010 годах от вознаграждений отказывалось руководство КамАЗа во главе с гендиректором Сергеем Когогиным и председателем совета директоров Сергеем Чемезовым. Причиной было падение продаж предприятия. В январе 2012 года своего бонусного пула в $120 млн. со стороны Сбербанка отказались руководители инвесткомпании "Тройка Диалог" во главе с президентом Рубеном Варданяном. Отказ был сделан в пользу остальных сотрудников компании.

В апреле 2015 года основатель финансового стартапа Gravity Payments Дэн Прайс отказался от годовой зарплаты размером в $1 млн. в пользу сотрудников компании. Через полгода после принятия такого решения выручка компании выросла в два раза, как и чистая прибыль. Гендиректор терпящей убытки Delphi Роберт Миллер в 2005 году снизил свой годовой оклад с $1,5 млн. до $1 млн. Гендиректор и совладелец Норникеля Михаил Прохоров работал за один МРОТ в месяц. "Я человек обеспеченный и работаю за идею, за успех", - объяснял он. Генеральный директор профессиональной социальной сети LinkedIn Джефф Вейнер отказался от предназначенного ему компенсационного пакета акций за 2015 год в пользу сотрудников компании, следует из документов Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Такое решение Вейнер принял после падения стоимости акций LinkedIn на 40%.

Быть может, кому-то такие решения покажутся популистской чепухой, да и доходы у вышеуказанных руководителей куда выше, чем у наших. Однако оставлять прежними затраты на управление энергетикой в кризисном регионе с нищим потребителем еще недальновиднее. В это сложное время, когда все экономят, хотелось бы видеть аналогичные тенденции и в забайкальском энергетическом менеджменте.

Виолетта Вдовяк, Забайкальский рабочий

К списку новостей
Читайте также
Наши партнёры