Дмитрий Алексеев — о том, как на смену отдыху в стиле «все выходные за столом под шашлычки с майонезом и крепкий алкоголь» пришло желание хорошо выспаться, поесть интересной еды и увидеть новые места
Главная цель нашего бизнеса — «делать жизнь вокруг лучше». Так звучит фраза президента РФ Владимира Путина, сказанная в марте 2023 года и обращенная к самым успешным отечественным бизнесменам, участникам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Сделать жизнь лучше, благополучнее, комфортнее, разнообразнее, вкуснее, гостеприимнее, полезнее для здоровья, далее по списку. Разумеется, с сопутствующим получением прибыли и стратегическим развитием самих представителей бизнеса.
Именно такой подход обеспечивает стабильность, развитие всей экономики страны в целом. Потребитель в свою очередь получает новые виды, идеи, концепции, уровень, рост ассортимента, сервиса, качества товаров и услуг.
На очередном круглом столе путеводителя 50 Best Tastes of Russia мы обсудили последние тренды, связанные со стилем жизни, модой, новинками спроса и предложения. О них рассказали лидеры бизнеса самого высокого мирового уровня из разных сфер со всей России.
Принцип «Делать жизнь вокруг лучше» — по сути, это и есть модель экономического развития под названием «экономика впечатлений». Ключевым фактором тут являются ощущения потребителя. «Когда мы начали заниматься развитием Абрау-Дюрсо (Краснодарский край — прим. ред.) именно в качестве курорта, туристического объекта, прежде всего стали объяснять нашим сотрудникам одну простую вещь, основу всей концепции развития, — рассказывает Павел Титов, президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия», президент ГК «Абрау-Дюрсо». — Вы продаете людям не товары, вы продаете эмоции».
Интересно, что в упомянутой компании даже есть такая должность — директор по впечатлениям. Ключевой вектор работы этого уникального и инновационного специалиста — скрупулезный анализ для текущего и будущего развития опыта постоянных клиентов, фактически членов клуба, единомышленников — в рамках единой стратегии.
Следующий важный тренд в компании (с ним во многом связан ежегодный рост прибыли) — постоянное увеличение ассортимента. Если раньше основным направлением было виноделие, то теперь это десятки, если не сотни дополнительных товаров и услуг. Одновременно развивается множество направлений бизнеса — производство продуктов питания, одежды, аксессуаров, парфюмов, рестораны, туризм. Все под одним брендом.
Интерес крупных игроков рынка к туристической сфере не случаен. «Прошлый год стал рекордным по показателям роста оборота и прибыли в нашей сфере, — делится опытом Лада Самодумская, директор отеля «Балчуг Кемпински Москва». — Видим продолжающийся рост интереса к нашей стране со стороны путешественников Ближнего Востока, Китая, Индии, Ирана, стран бывшего СНГ, многих других регионов мира, включая Европу».
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), число зарубежных туристов в РФ за 2024 год выросло в 2,3 раза. Высоки ожидания роста взаимных международных туристических активностей, культурного, делового обмена.
Логика экономики впечатлений, которая, как мы видим, вполне актуальна и в рамках международного бизнеса, очевидна: превратить покупку в увлекательное, захватывающее событие. «Задача — научиться создавать новые, прекрасные, позитивные впечатления для своих клиентов именно с учетом их запросов, — поясняет Ольга Баранова, основатель и владелец загородного отеля-курорта Just Wood в Тульской области. — Если ожидания не оправдаются, вы рискуете потерять клиентов, единомышленников, членов клуба». И наоборот — если люди получат эти эмоции, новый опыт, то приведут в «клуб» своих близких.
Речь вовсе не всегда о покупках, которые можно потрогать руками или увезти с собой из путешествия в чемодане. Например, в числе популярных запросов гостей вышеупомянутого отеля — прогулки по многовековому лесу под пение птиц, медитации, занятия йогой, сон на природе, погружение в ритуалы традиционной русской парной и другие модные активности, связанные с загородным отдыхом, перезагрузкой и сопутствующей философией жизни.
Стабильно растет запрос на покой и тишину. Многие туристы, выезжая на природу из города, уже стараются не веселиться у костра до рассвета, как несколько лет назад. Наоборот, лечь спать пораньше — чтобы отдохнуть и получить больше новых эмоций, опыта и приключений на следующий день. И за это люди готовы платить деньги.
Стремление к здоровому образу жизни часто диктует и отказ от алкоголя (или снижение потребления). Даже крупные винные хозяйства переходят на производство слабоалкогольных и безалкогольных вин, напитков на их основе. В числе новинок — винная вода, винонад (неологизм от «виноград» и «лимонад») и т.п.
Как никогда актуален принцип: важно не количество — а качество. Действует он и в гастрономическом направлении. «Один из главных трендов — комфортная еда, простая и понятная, с использованием минимального количества ингредиентов, — делится опытом Кирилл Мартыненко, ресторатор, совладелец Torro Grill, Boston Seafood & Bar и других проектов. — Очень важно, чтобы продукты были высочайшего качества».
«Потребитель хорошо разбирается в здоровых, экологически чистых, лучших мировых продуктах, — продолжает тему Сергей Смирнов, генеральный директор АО «Норебо Ру». — Чтобы привлечь внимание, нужно что-то новое, интересное, необычное».
В числе новинок крупнейшего рыбодобывающего холдинга страны — бакаляо (традиционное блюдо во многих регионах Южной Европы, а также в Бразилии) «по-мурмански» — из российской океанской трески, по классическому, но адаптированному к нашим вкусам историческому рецепту.
Если говорить о продуктах, то в лидерах спроса — сыры. «За считаные годы отечественное сыроделие совершило революцию, — рассказывает Алексей Андреев, первый российский производитель сыра, посвященный в рыцари Международной гильдии сыроделов (La Guilde Internationnale des Fromagers, Франция). — Появляются все новые форматы продвижения сыров — например, коллаборации производителей и ресторанов».
Стоит отметить целую серию исторических побед наших сыров на международных конкурсах. Результат — рост числа блюд из локальных отечественных сыров в меню российских кафе и ресторанов. А также продуктов, деликатесов, десертов на их основе — даже в ассортименте крупных производителей.
А главный продукт теплого сезона — конечно, мороженое. В этом сегменте рынка наши производители демонстрируют поистине невероятное разнообразие ассортимента, видов, вкусов, цветов, форм. «В числе наших новинок и ближайших планах на сезон — десятки видов мороженого и сорбетов, в том числе без сахарозы, без лактозы, из дикоросов, фруктов, ягод, сыра, зеленого чая матча и многих других только натуральных ингредиентов, — рассказывает Армен Бениаминов, вице-президент ГК «Чистая линия». — Отдельная новая линейка, которая должна быть запущена в ближайшее время, — мороженое для собак».
Еще один приятный тренд: отечественные производители натуральных видов мороженого активно вытесняют с нашего рынка аналоги от зарубежных компаний, созданные на основе пальмового масла, усилителей вкуса, аромата, ГМО и т.п.
Для успеха бизнес-проекта достойному продукту необходимо достойное обрамление. В моде российский дизайн. «Популярны предметы интерьера, посуда, аксессуары на основе наших традиционных, исторических стилей», — рассказывает Анастасия Панибратова, дизайнер, архитектор, создатель бренда Anastasia Panibratova. В числе необычных новинок бренда — первая в мире коллекция супрематических ковров, в стилистике Малевича, Кандинского и других великих русских художников.
Для компаний дизайнерские проекты — это возможность привлечения туристического потока, считает Анастасия Праведнова, креативный директор АО «Гжельский фарфоровый завод». «Например, к нам на экскурсию уже записываются за несколько месяцев вперед», — говорит она. А после поездки люди делятся опытом и эмоциями в соцсетях.
И это, на мой взгляд, главное: на смену формуле отдыха «все выходные за столом под шашлычки с майонезом и крепкий алкоголь» приходит принципиально новая концепция отдыха. Что подтверждают и исследования: по данным «Контур.Фокус», за последние четыре года в стране закрылось 17,17%, в Москве — треть всех производителей крепкого алкоголя.
Спрос на напитки с невысоким содержанием алкоголя часто оборачивается ответом на вопрос — куда поехать? В том числе на выходные. «Все больше виноделен, в том числе новых и небольших, превращаются в популярные объекты туризма с высокой маржинальностью», — рассказывает Андрей Григорьев, руководитель винного рейтинга Top100Wines. Привлекает красота, энергетика виноградников, современное оборудование, успех, культура, поколение молодых специалистов.
«Благодаря винному туризму состоятельные туристы из крупных городов уже активно путешествуют по Ростовской области, Ставрополью, Краснодарскому краю, Крыму», — говорит Михаил Шенштейн, куратор «Первого гида».
Добавлю, что объекты винного туризма появляются вовсе не только на юге страны — но и в Подмосковье, Воронеже, Орле, Мурманске и других точках страны, создавая новые проекты, рабочие места, перспективы.
И все это в самом прямом смысле слова делает нашу жизнь лучше. А значит — выбранный бизнес-принцип верен не только в теории, но и на практике.
Источник: ТАСС