Законопроект Минфина предполагает плавный рост ставки налога с 5% в 2027 году до 20% к 2030
Минфин представил поправки, устанавливающие порядок обложения НДС ввозимых в Россию товаров электронной торговли. Согласно нововведениям, продажи в e-commerce начнут облагать НДС с 2027 г. Ставка налога будет расти постепенно: в 2027 г. она составит 5%, в 2028 г. – 10%, в 2029 г. – 15% и начиная с 2030 г. – 20%.
Исчислять и платить налог, согласно поправкам, обязаны будут налоговые агенты, в качестве которых выступят иностранные интернет-магазины, маркетплейсы или компании, если иностранные продавцы реализуют свои товары через них. При этом налоговая база рассчитывается исходя из того, превышает стоимость товара установленный в ЕАЭС порог беспошлинного ввоза или нет. В 2026 г. власти государств – членов союза планируют сохранить его на отметке в 200 евро, писали «Ведомости» 29 августа 2025 г. Если цена будет ниже этой суммы, то налоговая база будет определяться как стоимость товаров, уплаченная налоговому агенту, с учетом акциза (для подакцизных товаров) и без учета суммы налога, говорится в документе. Если же она превысит 200 евро, то в базу будет включаться также сумма таможенной пошлины (составит 5%, писали «Ведомости»).
Поправки не приведут к существенному росту цен на товары e-commеrce, из-за того что подавляющая часть поставок на территорию России по каналу трансграничной торговли идет с территории КНР, уверен член генерального совета «Деловой России», вице-президент «М.видео-Эльдорадо» Тагир Калимуллин. «Производители Китая имеют достаточные производственные финансовые преференции, позволяющие им управлять ценообразованием таким образом, чтобы не перекладывать на покупателя незначительные издержки, которые возникнут в результате поэтапного изменения ставки НДС», – говорит он.
Плавное повышение ставки НДС может позволить избежать резкого роста цен на товары электронной торговли из третьих стран и к 2027 г. экономические условия для продавцов из стран ЕАЭС и третьих стран будут примерно равными, полагает партнер Б1 Наталья Хобракова. Она напоминает, что с 1 июля 2024 г. вступили в силу изменения, обязывающие компании из ЕАЭС уплачивать НДС при продаже товаров через онлайн-площадки российским потребителям.
С точки зрения потребителя поправки в любом случае означают увеличение финансовой нагрузки, не соглашается президент Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки Галина Донцова. Например, для заказов стоимостью 1500 руб. размер НДС составит 75 руб. (5%), что само по себе нельзя назвать резким ростом цены, отмечает она. При этом введение НДС автоматически повлечет взимание сбора за таможенные операции за этот заказ в размере 689 руб. «Сейчас сбор не уплачивается, если посылка не облагается пошлиной и НДС. По новым правилам потребитель заплатит 2264 руб. вместо 1500, т. е. дополнительно 764 руб. Это 50% от покупки в 1500 руб.», – констатирует Донцова.
«Ведомости» отправили запрос представителю Минфина.
О планах Минфина обложить НДС покупку иностранных товаров электронной торговли сообщал ранее замминистра финансов, статс-секретарь Алексей Сазанов. Трансграничные отправления – это полноценный канал торговли, поэтому справедливо брать НДС, когда участники рынка зарабатывают прибыль, отмечал он в октябре 2024 г. Администрирование этого налога по задумке Минфина будет дифференцировано: взимать его по основному потоку товаров, до 200 евро, будет ФНС, а в отношении более дорогостоящих товаров сохранятся прежние правила (т. е. администратором выступит ФТС), говорил Сазанов.
При этом, согласно представленному Минфином законопроекту, вступление в силу поправок возможно только после ратификации всеми странами – участницами ЕАЭС протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс союза, подписанного в Санкт-Петербурге 25 декабря 2023 г. Предусмотренные этим документом поправки предполагают выделение электронной торговли в отдельный вид коммерческой деятельности. Они определяют, в частности, какие товары следует относить к e-commerce (они перестанут считаться товарами для личного пользования), вводят статус нового участника ВЭД – оператора электронной торговли, его смогут получать, например, иностранные маркетплейсы и др. Сейчас корректировки прошли процедуру ратификации во всех странах ЕАЭС, кроме Казахстана, сообщал ранее «Ведомостям» представитель Минфина.
В 2024 г. российский локальный рынок e-commerce рос гораздо быстрее, чем трансграничная торговля: по итогам прошлого года продажи иностранных маркетплейсов в России увеличились примерно на 5% до 330 млрд руб., а локальный рынок вырос на 38% до 11 трлн руб., отмечал ранее в разговоре с «Ведомостями» гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Уже в первом полугодии 2025 г. объем трансграничной торговли увеличился примерно на 55% и превысил 200 млрд руб., лидером рынка по итогам II квартала впервые стал Ozon Global, опередивший AliExpress, говорил Бурмистров. В структуре трансграничных продаж сейчас более 90% приходится на Ozon Global, AliExpress и Wildberries, пояснял он.
Данные поправки долгое время обсуждались с участниками рынка, в результате чего удалось прийти к сбалансированному решению, отмечает представитель Wildberries. Особенно это касается постепенного повышения ставки НДС лишь к 2030 г.: такое решение позволит смягчить адаптацию рынка к изменениям, полагает он.
Введение НДС на товары электронной торговли – разумное намерение государства и со стороны бизнеса мы поддерживаем создание единых правил для рынка, говорит представитель Ozon. Резкое изменение налоговых требований могло бы спровоцировать падение рынка и последующий неконтролируемый переток в серые каналы, при этом поэтапность повышения налога позволит сгладить возможные негативные последствия, уверен он.
Учитывая колоссальный рост количества китайских селлеров на российских маркетплейсах, необходимо ввести НДС на трансграничные покупки начиная с 2026 г. – в противном случае российские продавцы не смогут выдержать конкуренцию и будут вынуждены уйти с маркетплейсов, считает Калимуллин.
Потенциально властям может быть сложно контролировать постановку на налоговый учет иностранных маркетплейсов и уплату ими удерживаемых из выплат сумм НДС, говорит директор группы Kept по оказанию услуг в области косвенного налогообложения Антон Гребенчук. В то же время можно ожидать, что крупные маркетплейсы, которые работают с российскими покупателями, будут исполнять новые требования для избежания репутационных и иных рисков, отмечает он.
Источник: Ведомости