Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

Китайский автопром зарабатывает на российской лени

31 августа 2024
Китайский автопром зарабатывает на российской лени

Автомобили из КНР продолжают теснить российские машины как в традиционном, так и в «электрическом» сегменте. Но думать надо не о запретах, а о конкурентоспособности нашего автопрома.

«Авито Авто» провело исследование, согласно которому в январе - июле 2024 года спрос на новые автомобили китайских марок в России вырос в 2,26 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Средняя цена нового китайского авто в этот период составила почти 3,1 млн рублей, передает ТАСС со ссылкой на текст документа.

«В период с января по июль 2024 года спрос на новые китайские автомобили вырос в 2,26 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Рост предложений оказался выше – увеличился в 2,42 раза, а средняя цена составила 3 099 000 рублей», – отмечается в исследовании. Так, по словам руководителя направления «Новые авто» в «Авито» Никиты Ивахненко, только на платформе «Авито Авто» представлено более 117 тыс. новых китайских машин.

По данным «Авито Авто», самой популярной маркой по доле в спросе стала Chery (14,79%). На второй позиции Haval с показателем 14,78%, а на третьей - Geely с долей 12,9%. Что касается статистики по моделям, то первенство по спросу одерживает кроссовер Haval Jolion с показателем 6,9% от общего числа. Далее следуют Omoda C5 (5,4%), Chery Tiggo 7 Pro Max (4,4%), Chery Tiggo 4 Pro (4,1%) и Geely Monjaro (3,4%).

Схожая ситуация и с относительно новым для нашего потребителя, но набирающим обороты электротранспортом. Летом 2024 года количество электромобилей и гибридов составило 4,3% от общего числа автомобилей в России, подсчитал «Авто.ру Бизнес». С января по июнь количество новых гибридов увеличилось с 1,1% до 2,7%. А доля электромобилей выросла до 1,6%.

При этом за шесть месяцев года доля новых электромобилей из Китая выросла с 64% от всех новых электрокаров до 75%. На второй строчке по популярности — электромобили из Германии (16%), на третьей — российские (7%). На вторичном увеличивается доля американских и японских моделей.

В сегменте новых EV лидерство удерживает Zeekr 001 и Zeekr X. Третье место занимает Hongqi E-HS9. На вторичном рынке лидерство удерживает Zeekr 001, Tesla Model 3 и Porsche Taycan. А в сегменте гибридных моделей во главе рейтинга расположились только китайские модели. Среди новых россияне чаще всего приобретают Tank 500, Li Auto L9 и Li Auto L7. На вторичке лидерами оказались Voyah Dream, Voyah Free и Li Auto L7.

«Как специалист, который непосредственно связан с развитием электротранспорта в России, на вопрос «Как можно защитить российский рынок от китайских электромобилей? отвечу просто: Нужно развивать свой, который к сожалению, в России очень сильно отстает от наших «восточных» соседей. При этом большая часть произведенного в России электротранспорта в своей основе собирается из китайских комплектующих или просто идет замена бренда», - заявил «Моноклю» учредитель ГК «АИР ГРУПП», руководитель комитета по электротранспорту «Деловой России», член Общественного совета при министерстве транспорта РФ Алексей Кучмин.

«Тут можно начать долгий разговор о технологическом суверенитете нашей страны, локализации производства комплектующих в России, всесторонней поддержке отечественных производителей электроавтомобилей и сопутствующей инфраструктуры со стороны государства. Но имеет ли смысл? Ведь ключевой вопрос сейчас не защите и необходимости, а в реальной угрозе? Есть ли она? Стремятся ли китайские производители электрокаров в Россию? На мой взгляд, в настоящий момент её нет», – добавляет он.

Рынок электрокаров в Китае растёт бешеными темпами, производители банально не успевают собирать машины для своего домашнего рынка, рассказывает эксперт. При этом, электростартапов, коопераций автопроизводителей и IT-компаний, а также новых суббрендов становится всё больше. Также в приоритете у китайских автобрендов, всё-таки более понятные и богатые страны Северной Америки и Европы. Против этих двух рынков с практически сложившейся и развитой инфраструктурой потенциальный объём продаж электротранспорта в России выглядит весьма скромно.

По словам Кучмина, китайские бренды, которые уже присутствуют на нашем рынке, и те, которые только планировали выйти сюда, банально боятся, вторичных санкций западных стран. А страх потерять поставщиков типа Bosch, Siemens, ZF, Aisin и прочих станет для них очень большой проблемой.

«Еще одной проблемой для китайского электроавтопрома является электрозарядная инфраструктура нашей страны. Количество зарядных станций в России по-прежнему невероятно далеко до показателя «насыщение рынка». Скорее наоборот. Отсутствие ЭЗС в публичных местах: на парковках при супермаркетах, стадионах, жилых комплексах, вокзалах и аэропортах. И это мы говорим только про крупные города милионники. А без инфраструктуры не будет спроса, а без спроса нет предложения. При этом, наши отечественные производители очень сильно продвинулись в данном вопросе и готовы составить серьезную конкуренцию как восточным, так и европейским компаниям», – отмечает эксперт.

В этой ситуации, по словам Алексея Кучмина, не оглядываясь «на восток» нужно думать о развитии своего отечественного продукта. Дать возможность нашим производителям и стартапам уверенность в том, что инвестировать в эту сферу можно с минимальными рисками, создавать цепочки кооперации в части производства комплектующих, запускать в России современные производственные площадки. И создавать свой отечественный электрокар. У нас сейчас есть для этого все возможности.

Впрочем, ситуация с автопромом в целом в России достаточно непростая, причем касается это не только электротранспорта, но и обычных автомобилей, которые, судя по статистике, «китайы» сильно потеснили на нашем рынке. «Сильный рост продаж китайских автомобилей не удивляет. Как и цена, за которую они продаются. На рынке, где существует дефицит, иначе и не бывает. Другое дело, что удивляет отечественный автопром, который не может решить ряд ключевых проблем в крайне благоприятной ситуации», - комментирует ситуацию частный инвестиционный советник Андрей Кочетков.

Одной из таких проблем является автоматическая коробка передач, рассказывает эксперт. Отечественное решение уже было разработано в 2006 году компанией «КАТЕ», но проект так и был похоронен. Солидных подвижек до сих пор нет, а зависимость от импортных поставок остаётся. Российские автомобили лишь выигрывают у китайских за счёт цены, которая, к слову, также существенно завышена, но, как уже было сказано выше, на дефицитном рынке трудно ждать иных вариантов. Качество остаётся посредственным, вызывая у потенциальных покупателей саркастическую реакцию. Меж тем, китайский автопром предлагает сравнимые с европейскими моделями функционал, комфорт и надёжность.

Как итог, указывает Андрей Кочетков, российский автопром работает уже два года в условиях благоприятной ценовой ситуации, но процесс замещения импорта проходит весьма вяло. Можно лишь с печалью представить будущие скромные достижения, когда рынок вновь откроется для поставок зарубежных конкурентов. При этом ситуация касается не только автомобилей с ДВС, но и гибридов.

Российские разработчики демонстрировали собственные модели гибридов ещё до геополитического кризиса, но вместо освоения полной сборки таких разработок наш автопром предпочитает крупноузловую сборку китайских электромобилей и гибридов в скромном объёме.

«Поэтому рост продаж автомобилей Поднебесной – это не риски, а отражение текущей ситуации. Лень в благоприятных условиях предлагает лишь один вариант развития. Когда рынок выйдет из-под геополитического влияния, то ценовые преимущества пропадут. Вряд ли китайские автомобили по более низким ценам будут пользоваться меньшей популярностью», – заключает эксперт.

За первое полугодие 2024 года в России было продано 417,5 тысяч новых китайских авто, или 58% общего объема рынка, отмечает Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом». Причем в Москве доля китайских авто составила 69,9%, Санкт-Петербурге – 74,5%, в Калининградской области – 78,9%. Наибольший спрос наблюдается в регионах, ранее ориентированных на продукцию западных производителей.

То есть, обращает внимание эксперт, речь идет не о конкуренции китайского и российского автопрома, а о занятии китайскими автоконцернами ниши, которую занимали ушедшие из России западные производители. Мы видим увеличение доли дилеров российских марок с января по июль 2024 года с 14,7% до 15,6%, а китайских марок с 60% до 66%. При этом с начала 2024 года доля дилеров европейских брендов сократилась с 6,5% до 5,1%, корейских с 7,4% до 5,6%, японских с 10,6% до 7,5%, американских с 0,4% до 0,2%.

По словам Ольховского, на данный момент китайские производители предлагают оптимальное соотношение цена-качество, а за счет расширения дилерской сети решается вопрос с сервисным обслуживанием. И говорить о вытеснении китайскими производителями иностранных конкурентов не совсем корректно. Китайский автопром тесно интегрирован с иностранными компаниями и фактически стал международным. 78,7% акций Volvo и 50% акций Smart, совместного с Daimler AG предприятия, принадлежит китайскому авотоконцерну. Начиная с 2018 году западным концернам разрешили контролировать совместные с китайскими производителями предприятия, первыми стали BMW и Volkswagen.

Наиболее же сильной стороной китайского автопрома, добавляет эксперт, давно стали авто с новыми источниками энергии. Производители из КНР занимают лидирующие позиции не только в России, но и в мире.

Двукратный рост спроса на китайские автомобили в России в 2024 году по сравнению с 2023 – явление действительно значительное и «тревожное», уверен, в свою очередь, Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго». Такой резкий скачок не является нормой для устоявшегося авторынка, он свидетельствует об экстраординарной ситуации, вызванной уходом западных брендов и дефицитом альтернатив.

В числе рисков, указывает эксперт, то, что российские автопроизводители теряют долю рынка, что может привести к сокращению производства и увольнениям; а инвесторы могут быть менее заинтересованы вкладываться в российский автопром, предпочитая более динамичные китайские бренды. Российским автопроизводителям сложнее конкурировать с китайскими брендами, предлагающими широкий модельный ряд по доступным ценам.

В этой ситуации, говорит Михаил Коптев, наш автопром может потерять технологическое лидерство в области автомобилестроения, так как китайские производители активно внедряют инновации. Также российские автомобили могут стать менее конкурентоспособными на внутреннем рынке, что может привести к дальнейшему снижению продаж.

И все же российские потребители все чаще выбирают китайские автомобили. Китайские автомобили доступны по цене, что особенно привлекательно для российских покупателей, которые ограничены в бюджете, объясняет эксперт.  Китайские автомобили часто предлагают богатую комплектацию по привлекательной цене. К тому же качество китайских автомобилей значительно улучшилось в последние годы, они стали более современными и стильными.

Михаил Коптев полагает, что доля китайских брендов на российском авторынке будет продолжать расти в ближайшие годы, китайские бренды будут укреплять свои позиции на рынке за счет консолидации и расширения модельного ряда. В этой ситуации наше правительство может предпринять меры для стимулирования отечественного автопрома, например, предоставление субсидий и льгот, ввести таможенные барьеры или квоты на импорт китайских автомобилей, стимулировать развитие инноваций в российском автопроме, чтобы конкурировать с китайскими брендами.

Так или иначе, но, констатирует государствовед, доктор делового администрирования (MBA/DBA) по экономике и управлению Роман Синицын, спрос на китайские автомобили в России испытывает беспрецедентный бум в 2024 году – более чем двукратный рост по сравнению с прошлым годом. Это явление одновременно удивляет и настораживает. Такие резкие скачки нехарактерны для устоявшегося авторынка – они сигнализируют о серьезных сдвигах в потребительских предпочтениях и раскладе сил среди производителей.

Очевидно, что главная причина такого взрывного роста - уход западных брендов с российского рынка и возникновение вакуума, который в рекордные сроки заполнили китайские марки. Статистика красноречива: в крупных городах 2/3 и более новых авто – из Поднебесной. Причем, что интересно, китайцы заняли в первую очередь нишу западных, а не российских марок. То есть это не столько борьба «Поднебесная vs АвтоВАЗ», сколько вытеснение европейцев, корейцев, японцев китайскими конкурентами.

Важно понимать, отмечает эксперт, что современный китайский автопром – уже не о копировании или дешевизне. За последние 15 лет произошел качественный рывок: собственные научные разработки, совместные предприятия и поглощения западных брендов (вплоть до таких гигантов, как Volvo), лидерство в сегменте электрокаров и гибридов. По сути, китайский автопром стал глобальным – то, что мы называем «китайским», де-факто интернациональное.

Что это значит для России? Китайские бренды пришли всерьез и надолго, констатирует Роман Синицын. Они намерены закрепиться, расширять долю рынка и модельную линейку. Ждать ли агрессивной экспансии? По словам эксперта, на пике она уже прошла в 2023-2024 годах. Теперь будут планомерно «отжиматься» остатки конкурентов - корейцев, японцев. А через 3-5 лет, скорее всего, доля китайцев на нашем рынке стабилизируется в коридоре 50-70%.

Запрет на продвижение китайцев России со стороны нашего правительства, уверен Роман Синицын, ничего не даст, кроме роста цен и ажиотажа. Квоты - возможно. Но лучшая мера - протекция собственной индустрии: умная господдержка, научно-инженерные центры, выгодные условия по локализации производства. Главное - не перестараться с изоляционизмом!

«В целом, как бы мы ни относились к экспансии автопрома из Поднебесной, это неизбежная и во многом позитивная реальность - глобальный рынок в действии. И наивно требовать "ни одной иномарки" на российских дорогах – время "железного занавеса", с какой стороны его ни ставь, прошло. Умное государство думает не о запретах, а о конкурентоспособности своей индустрии - в открытой борьбе за потребителя», – заключает эксперт.

Источник: Монокль  


К списку публикаций
Читайте также
Наши партнёры