Среднеквартальная выручка за вычетом инфляции выросла в 1,5 раза, в то время как у налогоплательщиков, которые не применяют льготы, она осталась на уровне 2021 г., следует из материалов.
Льготный режим распространяется на 1318 компаний. Численность работников с начала 2022 г. возросла на четверть – со 109 257 до 136 634 человек, их среднемесячные зарплаты выросли на 23% – с 33 600 до 41 320 руб. В целом объем выплат сотрудникам общепита увеличился на 50%: с 9,8 млрд в январе – марте 2022 г. до 14,7 млрд руб. за аналогичный период 2023 г.
Рост численности работников и фонда оплаты труда привел к увеличению поступлений по налогу на доходы физлиц в 1,7 раза и страховых взносов – в 1,5 раза, несмотря на снижение тарифа по ним с 30 до 15%.
Окончательные итоги Минфин и ФНС подведут после анализа реализации пилотного проекта в 2023-2024 гг., сообщил "Ведомостям" близкий к правительству источник.
Пилотный проект по предоставлению организациям общественного питания права применять общий режим налогообложения, предусматривающий освобождение от НДС, проходит успешно, сообщил "Ведомостям" представитель Минфина.
Мониторинг показателей их деятельности фиксирует постепенное увеличение выручки компаний, а также прирост численности работников и увеличение зарплаты, подтвердил собеседник. "Ведомости" направили запрос в ФНС. С 1 января 2022 г. власти освободили от уплаты НДС услуги общественного питания в ресторанах, кафе, столовых и т. д., а также кейтеринг.
Для применения льготы налогоплательщик за предшествующий календарный год должен соблюсти ряд условий: сумма его доходов не может превышать 2 млрд руб., доля выручки от профильной деятельности должна быть не менее 70%, а среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений – не ниже размера среднемесячной зарплаты по предприятиям общественного питания в соответствующем субъекте (это условие действует с 2024 г.).
Положительный бюджетный эффект от реализации режима мягкого перехода с упрощенной (УСН) на общую (ОСН) систему налогообложения составил 2,5 млрд руб. в 2022 г., сообщил замминистра финансов Алексей Сазанов на ПМЭФ-2023.
По словам Сазанова, Минфин готов тиражировать положительный опыт на другие секторы экономики. Прежде всего на те отрасли, где есть потенциал по обелению зарплат и численности занятых при условии сохранения баланса интересов государства и бизнеса – например, на деятельность охранных служб и розничную торговлю непищевыми товарами. Ранее с инициативой распространить эксперимент по обнулению НДС на сферы, где расходы бизнеса сильно зависят от численности персонала – так называемые человекоемкие отрасли, выступало объединение "Опора России", писали "Ведомости".
Подведение итогов выглядит странным, так как это не является экспериментом в чистом виде – мера объявлена как бессрочная, замечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, член президиума "Опоры России" Сергей Миронов.
"Все сознательные уже обелились, а с несознательными ведется работа – совместно с ФНС мы разрабатываем систему мониторинга с понятным риск-ориентированным подходом", – говорит Миронов. По его словам, ФНС будет обращать особое внимание, вся ли выручка декларируется, соответствует ли рынку средняя заработная плата и каково количество сотрудников с учетом оборота предприятия. Например, при обороте в 10 млн руб. в месяц в штате должно быть около 40 сотрудников, приводит пример Миронов. К 2025 г. практически весь ресторанный рынок в России будет белым, считает он.
Глава ФНС Даниил Егоров в мае на совете регионов "Опоры России" напомнил кафе и ресторанам о необходимости честно раскрывать выручку – иначе ведомство усилит контроль за ними. "Не сочтите за неуважение, но мы видим компании, которые не показывают выручку в общепите", – отметил он, добавив, что это можно считать "последним китайским предупреждением". Руководитель ФНС признал, что основная проблема обеления – это налоги на труд (НДФЛ и страховые взносы), которые "очень серьезной нагрузкой" ложатся на предприятия с высокой долей затрат на труд.
Самым главным достижением проекта стало фактически спасение ресторанного рынка, из которого в 2020-2021 гг. ушли почти все инвесторы, а "российские деятели начали открывать проекты в ОАЭ, Азии – где угодно, только не в России", говорит Миронов. Ресторанный рынок мог работать только на упрощенной системе налогообложения (ставка 15%, "доходы минус расходы"), так как у них почти нет "входящего НДС" (услуг и товаров с НДС от поставщиков, который можно было бы зачесть), указывает он.
Обнуление НДС дает дополнительный стимул к обелению сектора, так как снижает мотивы бизнеса уклоняться от налогов, пояснил заместитель председателя "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. "Снижение налогов в начале 2000-х гг. спровоцировало стремительное обеление бизнеса, это заложило основу для устойчивого экономического роста вплоть до кризиса 2008 г.", – заявил эксперт. По его словам, в конечном итоге снижение налогов дает прирост поступлений.
Ситуация с развитием отрасли многогранна, отмечает руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, с рынка ушли крупные зарубежные игроки, которых заменили отечественные, – это также могло стать причиной увеличения выручки участников эксперимента.
Любое снижение налогов обеспечивает вывод бизнеса из тени, согласен директор ИНП РАН Александр Широв. При этом оценка результатов такого решения зависит от того, как они покрывают выпадающие доходы бюджета от предоставления льготы. Он также отметил, что на сегодняшний день рано судить о влиянии этого решения на развитие рынка. Масштабирование режима в первую очередь должно касаться компаний, которые предоставляют услуги для потребителей, считает Широв. При принятии решения власти будут ориентироваться на потребительский спрос, полагает эксперт.
Источник: Ведомости