Эту задачу могут доверить региональным операторам
Минстрой России и Фонд развития территорий (ФРТ) разработали законопроект с новыми подходами к переселению граждан из аварийных домов. Значимое дополнение – появление для этих целей региональных операторов. Они позволят унифицировать наем подрядных организаций, например, найти тех, кто вывезет строительный мусор, и наладить взаимодействие с застройщиками. Между тем в Госдуме отмечают, что расселять проще в тех регионах, где идет активное жилищное строительство и реализуются проекты комплексного развития. Подробности – в материале «Известий».
Минстрой России и ФРТ разработали законопроект по переселению граждан из аварийных домов, сообщили «Известиям» в пресс-службе ППК «Фонд развития территорий». В настоящее время он проходит процедуру общественных обсуждений.
Планируется, что, в соответствии с новым документом, собственник получает денежное возмещение за изымаемое жилье, рассчитанное, исходя из рыночной стоимости земельного участка за вычетом затрат на снос или реконструкцию.
Также в субъектах РФ могут появиться региональные операторы по переселению граждан из аварийного жилья, они получат займы от Фонда развития территорий. Согласно законопроекту, такие компании будут представлять собой некоммерческие организации. Создание оператора не является обязанностью субъекта РФ, если меры поддержки оказываются гражданам без использования фондовых средств.
Предполагается, что региональные операторы при финансовой поддержке ФРТ будут приобретать жилье или привлекать застройщиков для его строительства. Затем – предоставлять жильцам аварийных домов квартиры по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа или найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
– Новый механизм позволит людям получить необходимые ресурсы, а дальше уже самим решать, где им реализовывать свое право на новое жилье. Это дает большое поле для маневров как для жителей регионов, так и для государства, – сказал «Известиям» глава Чувашии Олег Николаев. – Сегодня накопился большой блок вопросов, который требует учета мнений самих жителей. В частности, очень много аварийного и ветхого жилья, которое далеко от современных стандартов по площади. А согласно закону регионы должны предоставлять идентичные по характеристикам жилье.
Член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский отмечает, что аварийное жилье – «довольно острая проблема».
– Предлагаемое решение видится мне позитивным как минимум в той части, что возможностей у региональных операторов будет гораздо больше, чем у муниципалитетов, – говорит законодатель. – Во многих населенных пунктах сейчас нет активного жилищного строительства, и вопрос расселения решается исключительно покупкой жилья на вторичном рынке, предложение на котором, с одной стороны, довольно ограничено, а с другой – реальный оставшийся срок эксплуатации, возможно, также не высок.
Глава Орловской области Андрей Клычков отмечает, что применяемые механизмы с использованием внебюджетных источников – комплексное развитие территорий, проекты «Дом-эконом», «Ответственный застройщик», – позволяют существенно снизить нагрузку на региональный бюджет.
По данным ФРТ, масштабная программа расселения аварийных домов началась в России с 2008 года. С 2019-го программа включена в национальный проект «Жилье и городская среда». За это время аварийный жилфонд в субъектах РФ сократился на 12,51 млн кв. м, переселены 741,7 тыс. человек.
Эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук разъясняет, что регоператоры позволят унифицировать наем подрядных организаций, например, найти тех, кто вывезет строительный мусор, и наладить взаимодействие с застройщиками.
– Чтобы снести старый дом, надо сперва построить новый, и здесь важна координация, – говорит эксперт. – Власти формируют госзаказ на расселение аварийного жилья для строительного рынка по принципу «квартиры в обмен на землю».
Генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов отмечает, что сегодня доля аварийного жилья существенно различается между регионами, наиболее проблемная ситуация в районах Дальнего Востока и Севера (Карелия, Коми, Бурятия, Забайкалье и др.) – наследие эпохи ускоренной индустриализации этих регионов во второй половине XX века.
При этом зачастую имеются резкие контрасты даже между соседними субъектами, добавляет собеседник. Например, одна из самых высоких долей аварийного жилья в Карелии, а одна из самых низких – в Мурманской области, «при этом значения показателя различаются на порядок». Второй фактор – возможности региональных бюджетов: несмотря на то что значительная часть поддержка осуществляется за счет субсидий из средств федерального Фонда развития территорий, условия программы требуют также софинансирования из региональных бюджетов. Наконец, третий фактор, который выделяет эксперт, – отношение региональных властей к реализации федерального проекта и организация работы.
– Стоит задача расселить максимальное количество человек, сделать это можно уменьшением стоимости квадратного метра нового жилья, но из-за этого пострадает качество квартир, – замечает, в свою очередь, член комитета «Деловой России» по коммунальной инфраструктуре и ЖКХ Сергей Шаравин. – Другой вариант – строить дома качественно, но тогда в рейтинге по переселению быть худшим. Почти все идут по первому пути. Решение – определить критерии качества нового жилья для переселения и привлечение инвестиций и частного капитала.
Научный сотрудник ИНП РАН Ольга Михеева полагает, что нужно обратить особое внимание на поддержку малообеспеченных слоев населения, у которых не хватит средств (а ипотека сейчас дорогая) на приобретение нового жилья даже при получении денежной компенсации за изымаемое жилое помещение.
В ФРТ обращают внимание, что собственники могут инициировать процесс признания дома аварийным. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая проводит обследование. Далее документы предоставляются в комиссию муниципального образования, которая принимает решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
В ООО «ЭнерджиТехСтрой» рассказали, что параллельно разрабатывается документ, ужесточающий определение аварийности жилья – «хотят ввести обязательное техническое инструментальное обследование МКД, подтверждать аварийность расчетами».
– Сами жильцы, конечно, не смогут проводить своими силами такие обследования: для них требуется строительная документация на МКД, разрешение на вскрытие строительных конструкций и прочие трудновыполнимые условия, – говорят в организации. – Плюс это дорого, граждане такое финансово просто не потянут. Но на данный момент эти условия пока не вступили в силу.
В правительстве Калмыкии дополнили, что сейчас порядок признания помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу определены Жилищным кодексом, а также соответствующими положениями. Их утверждает правительство РФ.
Член Ассоциации юристов России Наталья Глебова советует: для того чтобы признать жильцам дом аварийным, необходимо обратиться в местную администрацию с соответствующим заявлением (приложив к нему решение собственников на собрании; правоустанавливающие документы или выписку из ЕГРН; заключение организации по проведенной проверке; можно также собрать жалобы по состоянию дома). Далее нужно дождаться решения межведомственной комиссии.
– Все зависит от того, входит ли здание в программу расселения аварийного жилого фонда, – говорит советник Федеральной палаты адвокатов РФ Ольга Власова. – Если входит, то существует очередь и сроки расселения аварийных домов. Если эти сроки не устраивают, то можно попробовать их оспорить в суде. Если дом признан аварийным, но не вошел в программу расселения, то граждане также могут требовать через суд ускорить переселение.
Источник: Известия