Потребление молочной продукции на душу населения в России, по предварительным оценкам Национального союза производителей молока (Союзмолоко), выросло в 2023 г. до 249 кг в год. Это стало максимумом за последние 28 лет и практически соответствует уровню 1995 г. Рост к 2022 г., когда потребление составляло 241 кг на человека в год, составил около 3%, следует из отчета Союзмолока, с которым ознакомились «Ведомости».
Рост потребления союз отмечает с 2019 г., в 2021 г. показатель составил те же 241 кг на человека в год, в 2020-м– 240 кг, в 2019 г. – 234 кг. В 2018 г. Союзмолоко фиксировало падение спроса до 229 кг на человека в год с 230 кг годом ранее. Также в отчете подчеркивается, что рост потребления отмечается практически по всем видам молочной продукции, включая молокоемкие виды (сыры, сливочное масло и др.).
По данным розничной сети «Магнит», в 2023 г. рост продаж молочной продукции по сети составил 6,5% в штуках, а со второй половины года наблюдался двузначный рост, рассказал «Ведомостям» представитель ритейлера. Основную причину роста в сети видят в повышении ее доступности за счет увеличения производства, низких цен от производителей, роста доходов населения, отметил собеседник.
По данным торговой сети «Перекресток», потребление молочной продукции в 2023 г. вернулось к уровню 2021 г. после падения в 2022 г., сказал представитель X5 Group. Причинами он называет рост доли товаров от локальных производителей и сокращение импортного ассортимента, восстановление производственных мощностей. Также в прошлом году были решены проблемы с упаковкой и ингредиентами, добавил собеседник. По данным торговой сети «Пятерочка», продолжает он, в 2023 г. в России наблюдался рост производства молока, а также заметно выросла доля продаж сыра от локальных поставщиков. Но рост потребления непосредственно молока в 2023 г. был сопоставим с уровнем прошлого года.
Производство сырого молока в последние годы показывает положительную динамику, заявил «Ведомостям» представитель Минсельхоза. По данным ведомства, за последние пять лет показатель увеличился на 3,2 млн т, а в 2023 г. вырос на 2,5% до 33,8 млн т. По данным «Анализа рынка молочной продукции в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г., в 2023 г. производство молочных продуктов в России выросло на 2,6% до 11,57 млн т, сообщал РБК.
Генеральный директор Союзмолока Артем Белов рассказал, что, по предварительным итогам 2023 г., более 85% потребляемой молочной продукции Россия производит сама, на импорт приходится менее 15%, при этом практически весь импорт сегодня, около 90%, – это поставки из дружественной Белоруссии. Всего производство молочной продукции в 2023 г. в РФ, по предварительным оценкам, выросло на 4% в физическом выражении, говорит эксперт.
В ряде молокоемких категорий продукции (например, сливочное масло, сыры) доля импортных поставок пока более существенна, дальнейшая инвестиционная активность в молокоперерабатывающем секторе должна быть направлена в том числе в эти направления, считает Белов. Как добавляет директор по стратегическому развитию Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров, рост производительности сельскохозяйственных предприятий в стране составил более 5% в 2023 г.
Цены не спешили расти
«Положительная тенденция началась главным образом во втором полугодии 2023 г. и стала следствием роста доходов при умеренной динамике цен на полках магазинов», – поясняет Белов. По данным Росстата, в 2023 г. реальные располагаемые доходы населения выросли на 5,4% (без учета статистической информации по ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям).
Розничная стоимость молочной продукции, по данным Союзмолока, в декабре 2023 г. была выше, чем в том же месяце 2022 г., всего на 0,5%. Как писали «Ведомости» 15 февраля со ссылкой на данные оператора системы маркировки «Честный знак» ЦРПТ, средняя розничная стоимость пастеризованного молока в IV квартале 2023 г. составила 74 руб. за 1 кг, ультрапастеризованного – 79 руб. Как отмечает Белов, в среднем «в течение прошлого года розничные цены на молочную продукцию были выше уровня 2022 г. на 2,6% и сдерживали продовольственную инфляцию».
Стоимость молока и молочной продукции у производителей за год выросла на 1,67%, что значительно ниже инфляции, подчеркнул представитель Минсельхоза.
Как поясняет Гафаров, в 2023 г. низкие цены производителей в том числе связаны со сложностями с экспортом: рост предложения на внутреннем рынке сдерживает цены. После начала СВО экспортерам пришлось переориентироваться на страны Африки, Азии и Ближнего Востока, а это дороже, чем транспортировка в Европу, писал Forbes. С 1 января 2024 г. затраты на транспортировку отдельных видов молочной продукции компенсируются на 100% вместо прежних 25% – для развития поставок в дальнее зарубежье.
Кофе, туристы и маркировка
Эксперты приводят самые разные причины роста потребления молока. Как отмечает глава Streda Consulting Алексей Груздев, на это повлияло и сокращение выездного туристического потока за рубеж: большинство людей проводили отпуска и тратили деньги внутри страны. Главный аналитик Neomarkets Олег Калманович говорит о росте числа кофеен и кондитерских магазинов с кофе навынос. Как писали «Ведомости», рынок кофе навынос в стране увеличился на 21% в 2023 г. до 102,7 млрд руб.
«Один из ключевых факторов роста показателей производства и потребления молочной продукции – обеление отрасли после введения системы маркировки», – полагает глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. С 1 сентября 2021 г. маркировка стала обязательной для молочных продуктов сроком годности более 40 дней, а с 1 декабря 2021 г. – и для молочных продуктов сроком годности до 40 дней. Благодаря новым правилам статистика производства стала более точной, считает он.
В 2024 г., по мнению Груздева, все перечисленные тренды сохранятся, поэтому можно ожидать, что потребление молока продолжит расти на 2–3% в год. Как добавляет управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк, в среднем молочная продукция занимает не менее 10% в потребительской корзине и маловероятно, что этот показатель снизится в текущем году. «В ближайшее время мы ожидаем дальнейшего умеренного роста потребления молочной продукции в РФ», – согласен представитель X5 Group. По прогнозу члена Новой экономической ассоциации Андрея Бархоты, потребление молочной продукции будет расти на 3–5% в год.
Вкладываться в переработку
Низкий уровень инфляции, позитивная экономическая ситуация в стране позволят рынку развиваться, инвестировать в новые проекты, считает председатель краснодарского реготделения «Деловой России», генеральный директор Кореновского молочно-консервного комбината Игорь Московцев. В течение 2023 г. ситуация на рынке готовой молочной продукции стабилизировалась: не было ни резких всплесков, ни падения объемов реализации продукции, отмечает представитель «Эконивы». По оценкам компании, в 2024 г. этот тренд сохранится. Собеседник добавил, что одной из самых перспективных категорий продукции в 2023 г. стали полутвердые сыры и этот сегмент продолжит рост в текущем году. В целом группа планирует продолжать развитие направления собственной переработки и наращивать объемы производства, отметил он.
Для поддержки молочной отрасли Минсельхоз реализует комплекс мер, напомнил представитель ведомства. Например, в 2023 г. стали доступны инвестиционные кредиты на строительство и модернизацию мощностей для производства лечебного питания. Срок по кредитам для предприятий, производящих закваски, увеличили до 12 лет. Также было принято решение о возмещении 70% затрат на приобретение и ввод в эксплуатацию маркировочного оборудования, добавил собеседник.
«Ведомости» также направили запросы в другие крупные торговые сети и ведущим производителям молочной продукции.