Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

Предприниматели хотят расширения «стабилизационной оговорки»

27 июня 2024
Предприниматели хотят расширения «стабилизационной оговорки»

В четверг на пленарном заседании Госдума утвердила в первом чтении законопроект о совершенствовании налоговой системы. Депутаты обещают, что ко второму они рассмотрят предложения по налогам и от бизнеса. Предпринимательское сообщество в целом позитивно воспринимает пакет налоговых новаций, а особенно расширение использования упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого и среднего бизнеса. Что же касается инвестиционного налогового вычета, то предприниматели надеются на обсуждение ко второму чтению вариантов расширения его применения.

«Это закон о совершенствовании налоговой системы. Закон, где мы с вами устанавливаем новые принципы налогообложения, справедливого налогообложения. Мы впервые принимаем решение о прогрессивной шкале. Ну и, конечно, нам важно, чтобы бизнес слышал, что налоговая система будет стабильна… Надеемся, что до второго чтения поступит много предложений от делового сообщества», – обратился в четверг спикер Госдумы Вячеслав Володин к представителям бизнес-сообщества.

Утвержденные в первом чтении поправки по донастройке налоговой системы РФ включают в себя повышение с 1 января 2025 года налога на прибыль с 20 до 25%, рост ряда рентных налогов и введение дифференцированного НДФЛ в зависимости от размера и вида полученного гражданином дохода. Налоговые поправки оцениваются в 2,6 трлн руб. дополнительных доходов федерального бюджета только в 2025 году.

Увеличение ставки налога на прибыль с 20 до 25% с учетом вычетов даст в бюджетную систему в следующем году дополнительно 1,6 трлн руб., за 2025–2027 годы – примерно 5 трлн руб. Налоговые новации предполагают сохранение действующих «преференциальных механизмов», в том числе механизмы для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов, а также механизм инвестиционного налогового вычета, исключая ограничение по сроку их действия.

Также для развития малого бизнеса предлагается поэтапное увеличение порога для применения упрощенной системы налогообложения. Предлагается увеличить порог применения УСН по доходам до 450 млн руб. в год вместо действующего лимита в 251,4 млн. При этом бизнес с оборотом свыше 60 млн руб. должен будет также уплачивать НДС по одной из двух схем: либо полную ставку в размере 20% с сохранением всех налоговых вычетов, либо сокращенную ставку НДС в 5% или 7% в зависимости от оборота, но без права на вычеты.

Одновременно законопроектом предусмотрена амнистия для налогоплательщиков, готовых отказаться от схем дробления бизнеса. Подчеркивается, что предпринимателям, добровольно отказавшимся от него, предложат налоговую амнистию за 2022–2024 годы.

Предлагается также снизить нагрузку на труд для компаний малого и среднего бизнеса в обрабатывающих секторах за счет снижения тарифов страховых взносов с 15 до 7,6% по выплатам в пользу физлиц свыше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

В целях инвестиционного стимулирования законодательные поправки устанавливают так называемый федеральный инвестиционный налоговый вычет, позволяющий уменьшать сумму налога на прибыль организаций на капитальные расходы, произведенные в рамках включенных в соответствующий перечень инвестиционных проектов.

Также для создания дополнительных стимулов развития инновационной деятельности предлагается при расчете налога на прибыль организаций увеличить с 1,5 до 2 повышающий коэффициент по расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, а также по расходам, формирующим первоначальную стоимость основных средств, относящихся к российскому высокотехнологичному оборудованию.

Однако применять федеральный инвестиционный налоговый вычет не смогут иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ; организации, признаваемые налогоплательщиками – участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений; организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья. В частности, это касается организаций, осуществляющих производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей, мотоциклов, жидкой стали, этана, сжиженного углеводородного газа, нефтяного сырья, состоящего из одного компонента – газового конденсата стабильного и полученного в рамках единого технологического процесса по производству этана и (или) сжиженного углеводородного газа, а также подакцизного винограда).

Принятые в первом чтении поправки также вводят прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Для граждан с доходами до 2,4 млн руб. в год ставка налога останется на уровне 13%. При доходах от 2,4 млн до 5 млн руб. налог составит 15%, от 5 млн до 20 млн – 18%, а свыше 50 млн руб. в год – 22%. Повышенный налог будет взиматься не со всей суммы, а только с превышения соответствующих порогов. Изменения не коснутся выплат участникам специальной военной операции.

Кроме того, уточняется налогообложение прибыли от вкладов, ценных бумаг, долей участия, дивидендов и доходов от продажи недвижимости: при доходе до 2,4 млн руб. ставка сохранится в размере 13%, а при превышении этой суммы она составит 15% без дальнейшей прогрессии.

В отношении физлиц, не являющихся налоговыми резидентами, устанавливается фиксированная налоговая ставка в размере 15% на доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ. Ожидается, что в 2025 году дополнительные доходы за счет введения дифференцированных налоговых ставок составят 533 млрд руб., а за 2025–2027 годы общая сумма составит порядка 1,4 трлн руб.

«Ставка 22% (НДФЛ) – это тот компромисс, который мы выработали в ходе подготовки наших предложений по прогрессии. Потому что важно здесь создать условия: не прятать заработную плату и не уходить в серые конвертные схемы. Наше предложение обсуждалось с бизнес-объединениями, с профсоюзами. И ставка в верхней прогрессии 22% была в целом всеми поддержана», – отметил в четверг министр финансов Антон Силуанов. Ступенчатая шкала налогообложения, по его словам, затронет лишь 3% работающего населения, или около 2 млн человек из 64 млн плательщиков НДФЛ.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул в четверг, что «все дополнительные доходы, которые появятся в связи с введением прогрессивной шкалы налоговой ставки, пойдут в доход федерального бюджета и будут направлены на поддержку тех, кто в этом больше всего нуждается, – семей с детьми, пенсионеров, ветеранов».

Также в первом чтении был одобрен законопроект о семейной налоговой выплате – ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей, которая устанавливается в рамках совершенствования налоговой системы РФ. Согласно документу, выплата будет положена, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ по месту жительства. Выплата будет производиться в размере 7% из 13% уплаченного НДФЛ. Граждане, которым положен такой вычет, имеют право подать заявление о его назначении с 1 мая до 1 октября года, следующего за годом, в котором был уплачен НДФЛ. Таким образом, если закон будет принят, обратиться за вычетом за 2025 год граждане смогут с 1 мая по 1 октября 2026 года.

Предпринимательское сообщество в целом позитивно восприняло налоговые изменения. «Бизнес услышали, и в законопроекте (о совершенствовании налоговой системы) устанавливается федеральный инвестиционный налоговый вычет, позволяющий уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет (8%), на капитальные расходы, произведенные в рамках инвестиционных проектов, включенных в соответствующий перечень. Все действующие инвестиционные режимы также сохранятся. Так, например, теперь будут действовать бессрочно льготы по региональным инвестиционным проектам и инвестиционным налоговым вычетам (раньше их срок был ограничен 10 годами). Льготные режимы по защите и поощрению капиталовложений, особым экономическим зонам, территориям опережающего развития и другим особым зонам тоже сохранятся», – подчеркивает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин. Он полагает, что ко второму чтению проекта можно было бы обсудить расширение «стабилизационной оговорки» (фиксация налоговых условий на весь период проекта), предусмотренной в рамках Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и территорий опережающего развития (ТОР), Свободного порта Владивосток на любые фискальные платежи с бизнеса (включая налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины и новые налоги и сборы). «Сейчас «стабилизации» подлежат только ставки по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, сроки уплаты и порядок возмещения НДС, а также ставки вывозных таможенных пошлин», – подчеркивает он.

Несколько иное мнение выражает исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. «Пока есть информация об общем объеме нового инвестиционного налогового вычета в 300 млрд руб. на следующий год. Уже сейчас говорится о том, что вычет смогут получить только компании по специальному списку, который будет определять ВЭБ.РФ. Все они должны реализовывать проекты технологического суверенитета. Остается неясно, сколько процентов в год от инвестиций можно будет списать – 25 или 50%. Кроме того, пока нет речи о вычете на социальные инвестиции, строительство в городах обычной инфраструктуры вряд ли попадет под критерии технологического суверенитета», – рассказывает он. По словам эксперта, деловые ассоциации уже выражают несогласие с избыточной избирательностью вычета. «Тем не менее есть еще и региональный инвестиционный вычет. Для его реализации часть списанных от бюджетных кредитов средств регионы смогут направлять на пополнение бюджета, если предоставляется такой вычет. Эта мера может быть куда более широкой, чем новый федеральный налоговый вычет», – рассуждает Свириденко. По его мнению, пока только идет поиск оптимального набора стимулов, который позволит охватить широкие инвестиционные потребности экономики. «Что на самом деле может сработать хорошо, это снижение до 7,6% страховых взносов с базы выше МРОТ для малых и средних производственных компаний. Это широкая, не адресная мера. Но, как правило, работа всех таких инструментов проверяется на практике. Практика всегда выявляет, где они не работают, что более востребовано, а что менее», – замечает эксперт. 

«Правительство предложило ряд дополнительных мер для инвестирующих компаний. Известны некие общие параметры для получения таких мер: компании, которые не прячут прибыль в офшорах, а инвестируют в расширение производства и социальную инфраструктуру.

При этом важно, что правительство сохраняет так называемую «дедушкину оговорку» то есть обязательство сохранить инвестиционную стабильность для предпринимателей, которые вкладываются в производство. На бессрочной основе предлагается также продлить возможность применения инвестиционного налогового вычета (ИНВ) и режима региональных инвестиционных проектов для организаций, подлежащих включению в реестр. Дополнительно вводится федеральный инвестиционный вычет», - перечисляет член Генерального совета «Деловой России», первый вице-президент Союза Интернет-Торговли Екатерина Авдеева.

По мнению замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Веры Кононовой, на данный момент сложно сказать, смогут ли эти налоговые новации оказать существенное влияние на бизнес. «В обсуждаемом законопроекте о налоговом вычете дана лишь общая информация, а детали его предоставления должны быть проработаны в отдельном постановлении правительства», - уточняет она.

Главный стимул для инвестирования – это повышение порога для применения упрощенной системы налогообложения, подчеркивает начальник аналитического отдела «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев. «Многие компании, которые могли бы претендовать на применение УСН не могли этого сделать. Это основное. Будет высвобождаться ранее выпадавшая часть доходов, которая может быть использована как инструмент инвестирования», - считает она.

«Расширение налоговой поддержки инвесторов, предусмотренное проектом закона по донастройке налоговой системы, следует рассматривать во взаимосвязи с изменением основной ставки налога на прибыль. Поскольку эта ставка увеличивается с 20% до 25%, государство намерено продолжить и даже усилить политику налогового стимулирования. На этом фоне федеральный инвестиционный налоговый вычет, будучи одной из налоговых новаций, выполняет роль компенсирующего механизма, благодаря которому должен установиться новый баланс интересов государства и налогоплательщиков: дополнительная поддержка инвестиционной деятельности сочетается с фискальной задачей укрепления доходной части бюджетной системы. Чем выше номинальная налоговая ставка, тем выше потребность бизнеса в использовании механизмов, которые могут скорректировать эффективную налоговую ставку, определяющую фактический уровень налоговых изъятий. Поэтому появление дополнительного стимула вполне согласуется с принятой в России моделью налогообложения корпоративного сектора и в данном случае более рельефно отражает заинтересованность государства в инвестициях, равно как в стабилизации государственных финансов», - говорит старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики Президентской Академии Владимир Громов.

Федеральный инвестиционный налоговый вычет позволит компаниям уменьшить налог на прибыль организаций на величину капитальных расходов, если они включены в соответствующий перечень инвестпроектов, добавляет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Федеральный инвестиционный налоговый вычет - наиболее существенный стимул, поощряющий инвестиции, заложенный принятым сегодня в первом чтении законопроектом, соглашается партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Виталий Иваненко.

Источник: Независимая газета

К списку публикаций
Читайте также
Наши партнёры