Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

Семен Вуйменков, Юрий Коробов, Георгий Макаров, Анна Никитченко, Вадим Юн об инициативе правительства брать статданные компаний напрямую из систем корпоративной отчетности

30.11.2023

Правительство хочет с 2026 г. получать статданные прямо от 350 крупнейших групп компаний через интеграцию с их корпоративными IT-системами, для этого придется предоставить Росстату онлайн-доступ. Набор показателей будет разработан специально для каждой компании с учетом сферы их деятельности. Такая инициатива обсуждалась в ходе профильной стратегической сессии с участием премьер-министра России Михаила Мишустина 27 ноября.

Выбор цифрового способа аргументируют тем, что спрос на данные от властей растет, а административную нагрузку повышать не хотелось бы – отсюда ставка на ИТ. В ряде пилотных проектов с крупными компаниями уже протестировали получение данных онлайн из корпоративных систем управленческой отчетности. Разработки планируют включить в новый нацпроект «Экономика данных».

Подробнее – в статье Ведомостей (доступна по подписке)

Понимая, что пока данная инициатива находится на стадии предварительного обсуждения и проработки идеи, ряд членов генерального совета «Деловой России» поделились мнением о выгодах и рисках данной инициативы. Приводим их позицию:

Семен Вуйменков, член генерального совета «Деловой России», сооснователь и генеральный директор компании «Инвенторус»

На мой взгляд инициатива правильная, при этом она требует качественного диалога бизнеса с экспертным сообществом и государственными органами на предмет механизма внедрения, понесенных затрат и вопросов информационной безопасности. 

Чуть более недели назад Правительство провело стратегическую сессию по вопросу формирования нового национального проекта «Экономика данных». И здесь как мы видим, Росстат становится одним из ведущих государственных органов в реализации данного проекта. Это связано в первую очередь с тем, что в ближайшие 5-10 лет скорость принятия решений будет кратно увеличиваться, и они будут приниматься как с участием человека, так и при поддержке искусственного интеллекта. Таким образом, конечно, нужно начинать с первичных данных, которые ложатся в основу при принятии решений руководителем на оперативном уровне, и при разработке стратегии развития компании, и при реализации, например национального проекта.

Главная задача в рамках выработки решений для реализации данной инициативы — это определить механизмы интеграции по сбору данных, которые не только позволят Росстату получать данные, а также будут представлять дополнительную ценность для компаний.

О чем идет речь в первую очередь, конечно, это о возможности доступа к большим данным для компаний, которые предоставляют свою информацию. 

Конкретный пример, форма 4-инновация, которую ежегодно заполняют организации, ведущие деятельность в сферах, признанных инновационными, и сдают отчет в территориальный орган службы статистики. 

Это довольно объемный документ, который состоит из 21 раздела. Организации направляют сотрудников на обучение, чтобы корректно заполнять данную форму. Поэтому, как видите, приходится тратить время сотрудников и ресурсы для такого рода отчетности и, конечно, при наличии построенной системы автоматического сбора данных это позволит разгрузить бизнес. При этом крупные интеграторы уже предоставляют услуги автоматического сбора и формирования отчета, если компания ведет бухгалтерию в их системах. 

Если говорить про нашу компанию, нам также было бы интересно использовать в работе данные, которые собираются и могут быть предоставлены Росстатом, к примеру по научным и образовательным организациям.

Юрий Коробов, член генерального совета «Деловой России», председатель совета директоров АО «Берега» 

Как предприниматель, я опасаюсь, что под видом облегчения отчетности, которое потребует дополнительных ИТ-интеграций, бизнес получит дополнительную нагрузку и расходы на обновление программного обеспечения, ставки сотрудников, время ИТ-подразделений и подрядчиков и т.д. 

Как в случае с акцизными марками: стоимость самой марки очень невысока, но вот затраты, связанные с процедурами ее получения и маркировки, и учета акцизной продукции, - уже существенны.

Сегодня налоговая база позволяет получать любую информацию. Мы самостоятельно уже сдаем в Росстат достаточное количество данных, которые они обрабатывают. И необходимость выстраивать дополнительную интеграцию - не очевидна. 

Понятно, что если такое решение будет принято, то оно будет реализовано. Вопрос, как оно будет реализовано, и нужно ли тратить такое количество времени, сил и бюджетных средств, если необходимый эффект можно получить, например, за счет более тесной интеграции государственных ИТ-систем и баз, в которые уже сдаются многие данные.

Георгий Макаров, член генерального совета «Деловой России», генеральный директор ОАО «Завод Продмаш» 

При реализации такой инициативы важно учесть и интересы информационной безопасности и коммерческой тайны компаний. Я допускаю выгрузку данных в каком-то согласованном формате в буфер или отдельное хранилище, из которого уполномоченные органы смогут получать необходимые данные. В таком случае выгрузка может быть организована в любое время с любым временным интервалом. Но дать доступ напрямую - считаю нерациональным.

Анна Никитченко, член генерального совета «Деловой России», управляющий партнер O2Consulting

Мы считаем ее крайне полезной как для самих компаний, так и для государства. Владея максимальной достоверной информацией, имея возможность увидеть различные срезы отраслей, сегментов, направлений, государство может вести реальную, достоверную аналитику, формировать максимально обоснованные прогнозы, формировать реально нужные меры поддержки, гибко изменяющиеся в зависимости от изменений данных по компаниям. В свою очередь, компании будут получать именно ту поддержку, которая им необходима, а также на базе достоверной аналитики формировать свои стратегии бизнеса.  

То есть однозначно считаем, что необходимо максимально возможное расширение списка данных, с целью формирования полных исходных баз данных для госорганов и персонифицированного подхода к каждой компании. В ином случае это будет невозможно.

Другой момент – то, что подобные инициативы уже есть, например в ГИСП или МСП.РФ. И там обсуждается создание подробного цифрового профиля производственной компании. 

То есть, однозначно нужно, чтобы подобные решения не конкурировали друг с другом, а дополняли и были бы совместимыми. Более того, при создании дополнительных решений в этой области нужно учитывать опыт создания уже реализованных проектов.

Риски здесь соответствуют рискам кибербезопасности цифровых платформ государственных структур. В любом случае скрывать информацию от государственных органов в цифровизируемом мире компаниям становится все сложнее, за исключением полностью теневых, но таковые в таких мероприятиях участвовать и не будут. Конечно, какие-то серые операции будут оставаться в тени, но это скорее касается борьбы против теневого бизнеса, а не данной проблемы.

Учитывая тренд цифровизации или даже цифровой трансформации бизнеса это точно реализуемо. Вопрос только в сроках. А снижение таких сроков для «белых» компаний, в первую очередь, зависит от доверия к той платформе, куда они отправляют данные. Представляется, что в течении 2-3 лет – это вполне возможно реализовать.

Вадим Юн, член генерального совета «Деловой России», генеральный директор ООО «КРАЙОН»

Мы приветствуем инициативу правительства по изменению порядка сбора статистической отчетности с бизнеса и интеграции IT-систем среднего и крупного бизнеса для обеспечения онлайн-доступа к наборам данных. Это может привести к более эффективному и точному сбору данных, что усилит роль статистической информации в принятии решений.

Мы готовы рассмотреть возможность предоставления доступа Росстату к нашим системам в рамках соответствующих правовых и конфиденциальных ограничений. Нам важно обеспечить защиту конфиденциальной информации и соблюдение законодательства в процессе предоставления доступа.

Реализация этой инициативы может быть сложной задачей, требующей координации с множеством компаний и соблюдения организационных аспектов. С технической стороны мы видим сложности с использованием различных IT-систем у разных компаний. Однако, с учетом преимуществ, которые онлайн-доступ к наборам данных может принести в сборе статистики и принятии решений, мы полагаем, что сотрудничество между правительством, бизнесом и специалистами поможет найти реалистичные и реализуемые решения.

Важно провести тщательный анализ потенциальных выгод и проблем, а также обеспечить ясность и прозрачность всего процесса, чтобы достичь оптимальных результатов и удовлетворить потребности как правительства, так и бизнеса.

К списку публикаций
Наши партнёры