Начало года – самое время приступить к реализации построенных в конце прошлого планов. Видные российские предприниматели в 2024 году нацелены на покорение амбициозных задач: будь то выход на новые рынки или расширение существующего дела.
«Деловая Россия» опросила членов генерального совета организации и попросила обозначить, с какими планами они входят в 2024 год.
Чаще всего звучали намерения открыть новое направление бизнеса или новый вид деятельности. Такой ответ набрал 21% голосов.
В ряде случаев выбор нового пути связан с поиском более прибыльных направлений, за счет которых можно поддержать и даже вывести в плюс основные. Так решил поступить член генсовета «Деловой России», генеральный директор ООО «Ивановская текстильная компания» Юрий Шилов.
«Я голосовал за открытие нового направления как одно из приоритетных на этот год, это связано с тем, что рентабельность по основному направлению сильно упала, в первую очередь на фоне роста заработных плат. Второе — это курсовая разница, пока большая доля сырья приходится на импорт. Третье — это стоимость кредитов, которая выросла практически в два раза, и на текущий момент рентабельность бизнеса становится близка к нулю на этот год. Без открытия каких-то высокорентабельных направлений дальше смысла развивать текущие нет», - обосновал свой выбор Юрий Шилов.
Респонденты не раз отмечали, что внешние и внутренние вызовы, с которыми коммерсанты сталкиваются в последнее время – хороший стимул для расширения деловых-горизонтов. Они заставляют обратить внимание на косвенных клиентов, создавать интегрированные и более диверсифицированные бизнес-модели, менять и перестраивать процессы.
Так, не преминул воспользоваться окном возможностей делоросс, совладелец и президент группы компаний «Терморос» Ашот Даниелян. В прошлом году он запустил пару новых направлений, которые сейчас развивает. «Помимо этого, мы планируем нарастить мощности своих “старых“ предприятий, а также расширить продуктовую линейку и географию. Причем, несмотря на статус федеральной компании и присутствие во всех регионах, мы намерены развивать российское направление. В некоторых субъектах Федерации нашего прямого присутствия, как показала практика, не хватает. Кроме того, мы рассматриваем выход на два новых рынка - Беларусь и Казахстан – в текущем году. В целом мы настроены оптимистично и ждем плавно роста развития группы компаний. Несмотря на сложную ситуацию и массу барьеров, умудряемся их преодолевать и выстроили достаточно гибкий механизм работы. Предыдущий год закрыли с ростом и также намерены в текущем показать восходящую динамику и развитие», - поделился планами Ашот Даниелян.
Стоит отметить, что его концепция ведения бизнеса в 2024 году включает все самые популярные ответы опроса «Деловой России». Так, сразу 18% ответов содержали планы расширить производство или усовершенствовать существующие линии с помощью новых технологий. А 16% ответов – намерение выйти на новые иностранные рынки и увеличить объем экспортируемой продукции.
На Юго-Восточную Азию устремил еще в 2023 году свой взгляд делоросс, генеральный директор ООО «Элком+» Евгений Тепляков. Выбор в текущей геополитической обстановке очевидный и прагматичный – на западных рынках продвижение продуктов, так или иначе имеющих отношение к России, крайне затруднительно. «При этом, - отметил он, - ряд стран ЮВА менее чувствительны к продуктам российского происхождения и имеют устойчивую динамику роста своих экономик. На этом фоне мы фиксируем увеличение объема продаж в регионе. Сильные технические компетенции в области разработки ПО и доступная стоимость наших продуктов, предоставляют нам шанс увеличить партнерскую сеть и количество реализуемых проектов».
Тем временем, член генсовета делового объединения, собственник ГК «Профит Хаус» Виктория Лебедева ведет переговоры с представителями Объединенных Арабских Эмиратов: «Сейчас как раз проводили переговоры с несколькими партнерами в Дубае. Они в восторге от предложенной продукции и нам действительно есть чем гордиться. Заполнив нишу товаров для дома, мы предлагаем посуду из пластика, которая отвечает всем экологическим стандартам и значительно превышает по качеству китайские аналоги. К сожалению, пока в сегменте нон-фуда преобладает именно продукция из КНР».
Она отметила, что по целому ряду товаров для дома в России нет локального производства – порядка 70-80% этой продукции привозятся из Поднебесной. Поэтому Виктория Лебедева поставила глобальную задачу — максимальное импортозамещение. «На этот год у нас в планах запуск сразу двух новых линий: по производству навески это соединение уже пластика и металла (чем еще никогда не занимались) и аксессуаров для кухни. Поскольку эти линии очень большие по мощности, берем сразу уже с запасом, то для их эффективной эксплуатации нам нужны масштабные проекты с выходом на новые рынки. Таким образом, - пояснила делоросс, - мы планируем снизить стоимость для внутреннего потребителя».
Запуском новых производственных линий посвятит 2024 год член генсовета бизнес-объединения, основатель и генеральный директор производственной компании «Верстакофф», Игорь Силин. За два прошедших года его предприятие приступило к выпуску новых высокотехнологичных продуктов в рамках импортозамещения. «Мы выполнили ряд крупнейших проектов ОПК, плюс ведем активную региональную экспансию. В связи с этим возник существенный дефицит производственных площадей. Таким образом вопрос расширения производства стал для нас актуальным. Всего запланировано увеличение производства на 15 тыс. кв м, в 2024 году мы выедем первую очередь в 5 тыс., которая будет оснащена современным оборудованием, в 2025 году - еще 10 тыс. Общий объем инвестиций в строительство и оборудование составит порядка 900 млн рублей», - представил данные делоросс.
Панацею от многих бизнес-проблем в расширении производства видит член генсовета «Деловой России», председатель совета директоров АО «Планета увлечений» Борис Кац. Указанная мера, как пояснил он, позволяет снизить себестоимость за счет распределения общезаводских издержек на больший объем выпуска. «Усовершенствование технологий и автоматизация позволяют снижать затраты на фонд оплаты труда и удерживать хорошей зарплатой специалистов, что очень важно при сложной ситуации с набором кадров, - обратил внимание Борис Кац. - Сотрудник производит больше товаров за смену, но себестоимость за счет выпуска большего объема снижается, что дает возможность поднимать зарплату».
Также расширить деятельность своей группы компаний намерен делоросс, председатель совета директоров УК Bulatov group, основатель проекта «Фабрика предпринимательства» Айдар Булатов. В качестве перспективных на текущий год он видит сферы туризма, общественного питания и IT.
«Ключевыми возможностями в туристической сфере и сфере общественного питания является повышение внутреннего спроса и в целом рост отрасли. Поэтому уже в первом квартале мы запускаем в эксплуатацию три реконструированных отеля. А всего до конца года планируем открыть 10 трехзвездочных гостиниц. Также расширяем новыми ресторанами туристический комплекс “Туган Авылым”, открыть порядка 30 новых кафе и точек обслуживания клиентов
Планируется в рамках нашей сети суши баров “Yokoso”. В сфере IT движущей силой станут уникальные компетенции высокопрофессиональной команды и появление новых ниш. Например, представительства в Казахстане, Белоруссии и Турции открывает маркетплейс стоматологий», - сообщил Айдар Булатов.
В целом на российский бизнес в этом году будет влиять позитивный прогноз развития экономики. Усложняет процесс развития только высокие ставки по банковским кредитам. Высокие ставки, отметил он, «откладывают планы по некоторым проектам. Среди путей привлечения средств для инвестирования - либо за счет краткосрочных кредитов для проектов с быстрой окупаемостью, либо привлечение финансирования в рамках программ государственной поддержки».