Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

Павел Титов: «Деловая Россия» — это не просто общественная организация, это — семья»

23.11.2022
Интервью с Павлом Титовым к 3-летию его президентства в «Деловой России»
Павел Титов: «Деловая Россия» — это не просто общественная организация, это — семья»

– Вы уже три года являетесь президентом «Деловой России». Что Вы считаете главным достижением организации за это время?

– Очень сложно выделить какое-то одно достижение. Все эти три года оказались крайне сложными для страны, для предпринимательского сообщества. И мы как организация, и наши члены продемонстрировали умение быстро отвечать на возникающие вызовы, адаптироваться к новым условиям. И когда мы говорим про «Деловую Россию», это все-таки прежде всего коллектив делороссов, которые, несмотря на огромнейшие для себя вызовы, так же продолжают идти вперёд – и как предприниматели, и как друзья. И это, пожалуй, самое главное.

Произошло серьезное омоложение Генсовета, к нам прибыло много свежей крови, много новых взглядов. Из-за этого и экспертиза, и позиции «Деловой России» во многом меняются, становятся более многогранными. Мы очень сильно активизировали работу с регионами, которые раньше были чуть в тылу. Сразу оговорюсь, что эта работа не закончена, она должна продолжаться, потому что наша сеть региональных отделений – это огромные возможности не только для диалога с региональными властями, это также огромные возможности для наших членов в области В2В-нетворкинга. Когда ты делаешь это не просто в каком-то клубе с ограниченным числом членов, в региональных отделениях нашей организации есть представители практически каждой отрасли, и делороссы этим очень активно пользуются. Члены Генсовета ездят по отделениям, знакомятся, находят новые взаимные интересы с бизнесменами, которые состоят в региональных представительствах. Меня лично это весьма радует, это не может не радовать.

– Что лично для Вас было интересным в работе на посту президента организации за это время?

– У нас была проведена огромная работа по формированию пакетов поддержки бизнеса во время пандемии коронавируса. Очень интересно было работать в плотном взаимодействии с правительством России в этой достаточно тяжелой ситуации. Надо отдать должное, мы сработали очень хорошо, и очень многие из мер поддержки бизнеса как во время коронавируса, так и в рамках сегодняшней работы – это заслуги непосредственно «Деловой России». Часть этой работы вел я. И, конечно, из последнего – это встреча 3 февраля с Президентом Российской Федерации, у нас получилась очень продуктивная, интересная беседа, по итогам которой был подготовлен целый ряд президентских поручений. Это хороший опыт для всех, кто участвовал. И Президент России Владимир Путин в тот день подчёркивал особую важность работы, которую ведут предприниматели.

– Сильно ли изменился состав Генсовета: какие предприниматели сейчас приходят в «Деловую Россию» и как они ее меняют?

– Я бы сказал, что состав не столько изменился, сколько расширился. Сейчас мы видим огромнейший поток представителей IT-индустрии. До этого к нам приходили специалисты по туризму. Они у нас, конечно, присутствовали и до того, но в таком объеме их не было. Мы видим в наших рядах много строителей. То есть мы прирастаем отраслями и стараемся делать это всегда. Сейчас, видимо, в связи с политикой государства по стимулированию цифровизации и IT-индустрии в стране появились и новые запросы у предпринимателей в этой области. Я наблюдаю в последнее время огромный приток в Генсовет очень интересных людей – молодых, но успешных предпринимателей, которые процветают в IT-индустрии. Но при этом у них есть определенные общественные запросы.

– С чем Вы это связываете, с изменением структуры российского бизнеса?

– Я бы не сказал, что структура российского бизнеса сильно меняется, потому что все равно основной акцент сделан на сырьевые бизнесы. Но при этом все-таки некоторым отраслям несырьевой направленности и отраслям высокой добавленной стоимости дали новые возможности. И на примере как раз IT-индустрии мы можем отметить, что коллеги успели дорасти до того уровня, где им для дальнейшей работы необходим определенный лоббистский ресурс.

– Что бы Вы пожелали, какое напутствие дали предпринимателям, которые сейчас приходят в «Деловую Россию»?

– Я бы сказал, что «Деловая Россия» – это не просто общественная организация, это семья. И чем больше времени ты инвестируешь в «Деловую Россию», тем больше отдача. Самый ценный наш актив – это, конечно, время, но и время должно быть потрачено с пользой. И в «Деловой России» его очень сложно потратить не с пользой. Я призываю всех коллег: побольше общения, побольше взаимопомощи. Мы, как предприниматели, всегда нуждаемся в поддержке коллег, друзей. В «Деловой России» есть очень твердая основа – мы видим, как дружно живут и работают делороссы. Новеньким тоже надо к этому привыкать. И если говорить не только о «Деловой России», понятно, что нас ждет период непростых времен. И здесь я бы хотел пожелать, конечно, не терять дух предпринимательства и пользоваться этим своим духом, чтобы гладко прожить непростой период. Потому что предприниматель именно тем и отличается от любого другого человека, это в генокоде прописано – он должен адаптироваться и выживать в любых условиях. Несмотря на все внешние сложности. Вот что я бы хотел пожелать.

– Как, по Вашему мнению, должно развиваться отраслевое направление «Деловой России», какие задачи и какая повестка стоят перед ним?

– Нам надо усиливать, во-первых, спектр, во-вторых, экспертную позицию наших отраслевых комитетов. Но опять же комитеты только тогда сильны, когда у них сильны члены. Соответственно, нам надо набирать людей, которые готовы участвовать и участвовать активно в работе комитетов, вырабатывать отраслевые позиции. И, конечно, нас ждет расширение числа комитетов, потому что мы видим, что к нам приходит много представителей IT-сектора, но IT тоже бывает разным. Когда накопится критическая масса предпринимателей отрасли, скорее всего, произойдет деление комитетов, для того, чтобы все-таки все интересы этого большого и разнообразного сообщества соблюдались равноценно.

И самое главное – эта работа, которая ведется постоянно и не имеет права приостанавливаться, – это экспертиза, экспертиза, экспертиза. Нам нужен аналитический ресурс в каждой отрасли. В некоторых такого ресурса достаточно много, а в некоторых, конечно, его стоит подтянуть. Вот этим и будем заниматься.

– В каких отраслях Вы считаете необходимым дополнить и усилить нашу экспертную позицию, а где она уже достаточно сильна?

– Допустим, я вижу по работе логистического комитета, что там все достаточно активно и коллеги проделали большую работу, выработали свои позиции нужные. Мы перезапускаем по ряду причин комитет по сельскому хозяйству. У нас пока чуть-чуть проседает позиция в комитете медицинских услуг, но это скорее из-за кадровой ситуации. Просто надо усиливать это соответствующими людьми.

– Вы совершаете визиты в регионы. Как Вы оцениваете работу региональных коллег и на что, на Ваш взгляд, коллегам в субъектах нужно обратить особое внимание?

– Миссия региональных отделений, конечно, достаточно сложна. И, надо сказать, не все от них зависит. В некоторых регионах диалог с властью выстроен практически идеально, в некоторых мы чуть-чуть отстаем, но скорее это по причине воли и закрытости региональных властей. В сложные регионы я как раз езжу, пытаюсь эту ситуацию изменить. В целом же миссия диалога с региональной властью должна быть основной движущей силой реготделения. Они все-таки созданы для улучшения среды обитания и ведения деятельности наших региональных предпринимателей, поэтому надо входить во все советы при региональном правительстве, надо там, где это возможно, влиять на решения и политику региональных властей. Власти на местах, конечно, по-разному относятся к активности общественных организаций, бизнес-объединений в своих субъектах. Но могу сказать, что в постпандемийное время ситуация в большинстве регионов сильно улучшилась. Их власти начали опираться на мнение «Деловой России», других организаций для выработки совместной повестки с региональным бизнесом, использовать этот инструмент, чтобы доносить общую позицию до уровня федеральных властей. Это такое радикальное изменение: очень много регионов увидели и не пытаются больше игнорировать, спорить и как-то закрываться от бизнеса, а используют площадку «Деловой России», чтобы доносить уже совместную повестку и региона, и регионального бизнеса до федеральной власти.

– Недавно в «Деловой России» была сформирована Молодежная палата. Как Вы оцениваете актуальность этой структуры? Что она даст «Деловой России» и деловому сообществу страны в целом?

– На самом деле предпринимателей больше не становится. Сейчас у студентов очень много запросов идти не в бизнес, а в органы власти или в крупные компании, в сырьевой сектор, допустим. При этом нам нужен тот бизнес, который, как я всегда говорю, с высокой добавленной стоимостью. Это прежде всего предприниматели, это прежде всего частная инициатива. И в такие времена как сейчас неопытному бизнесмену надо протянуть руку помощи. Молодые ребята с прекрасными идеями, с прекрасными проектами нуждаются в помощи в виде наставничества, чтобы с ними поделились опытом. Они нуждаются в громкой трансляции своей позиции, в некоем лоббистском ресурсе, который у «Деловой России» есть, и зачастую они нуждаются в соинвесторах. И здесь мы им полностью подходим. У «Деловой России» много опытнейших лидеров своих отраслей, которые готовы всегда поделиться своим жизненным и профессиональным опытом. Мы будем делать программу менторства для молодых предпринимателей. Мы объединим молодых предпринимателей на площадке «Деловой России» и дадим им доступ к таким институтам развития, как Сколково, АСИ, различным структурам и фондам, способным помочь продвинуть их вверх по бизнес-лестнице. А за привлечение инвестиций у нас будет отвечать программа молодежного инвестиционного лифта, которую мы разрабатываем. Это будут наши опытные делороссы, которые умеют «упаковывать» такие проекты. Потому что идея – это, конечно, еще не бизнес, и вот тут зачастую ребятам надо помогать.

– Как Вы считаете, что должно быть критерием оценки успешности работы Молодежной палаты? Это количество запущенных стартапов, переросших в отлаженный бизнес, или что-то еще?

– Я долго думал, какой критерий можно применить, и сформулировал его так: это количество предпринимателей, перешедших из Молодежной палаты в Генсовет «Деловой России». Когда ребята, которые уже почувствуют материальный успех и желание работать дальше, почувствуют грунт под ногами и уже откажутся называть себя молодыми предпринимателями, которым нужна помощь, а вступят просто в ряды делороссов, которые уже и опытные, и успешные, и дружные. То есть станут полноценной частью нашего бизнес-сообщества.

– Какое место Вы отводите клубной деятельности «Деловой России»? И считаете ли Вы, что неформальные встречи могут быть важнее и результативнее формальной работы?

– ДНК бизнесмена и предпринимателя не очень подразумевает протоколизм. И поэтому я придаю большое значение развитию именно клубного крыла, клубного формата «Деловой России». Именно в неформальной обстановке, делясь своими хобби, увлечениями или просто общаясь за бокалом хорошего вина, делороссы взращивают то взаимопонимание, то взаимное доверие, то партнерство и проекты, которые так необходимы предпринимателям. Мы всегда успеем сесть за какой-нибудь круглый или квадратный стол, надеть галстуки и пообщаться протокольно или не очень с ФОИВами. А внутри у нас нет причин это делать, я считаю, что это вообще контрпродуктивно. Поэтому мы стараемся большой акцент делать на непринужденное общение в рамках наших прекрасных клубов. А их в «Деловой России» много. Думаю, что каждый делоросс сможет найти что-то себе по душе в нашей объемной и разнообразной сетке клубов.

К списку публикаций
Наши партнёры