Вы можете вернуться на старую версию сайта

Мы будем благодарны, если вы оставите обратную связь по новой версии сайта

Вступить в организацию
Ru
En
Дежурный по стране

Михаил Гончаров: «Задача – построить систему, которая стимулирует развитие крупного бизнеса в России»

28.11.2022
Интервью с членом координационного совета, председателем комитета «Деловой России» по ресторанному бизнесу Михаилом Гончаровым
Михаил Гончаров: «Задача – построить систему, которая стимулирует развитие крупного бизнеса в России»

– Какие решения и инициативы, реализованные за последнее время при участии «Деловой России», Вы считаете наиболее значимыми для отраслевого бизнеса?

– Сразу оговорюсь, что необходимо различать ориентированное на результат участие в процессах и, собственно, сам результат и его эффект. В этом смысле о результатах пока говорить преждевременно – комитет был создан меньше года тому назад. Но если говорить об участии и ключевых направлениях наших усилий, то комитет активно включился в работу по созданию условий для развития крупного бизнеса в России в ресторанной сфере. И основные задачи здесь – упрощение процедуры кредитования, устранение большой ступеньки «разрыва» между налогообложением малых, средних предприятий с одной стороны и крупных – с другой. Мы все знаем, что существующая система постепенно сформировалась благодаря внедрению в практику целого ряда полезных льгот для малых и средних предприятий (МСП): для них снизили налоговую нагрузку, чтобы они могли зарабатывать и развиваться. В то же время благодаря этому снижению разрыв между ставкой для МСП и крупного бизнеса очень сильно увеличился.

Один из предпринимателей «Деловой России» даже посчитал, что, имея 20 ресторанов, все следующие несколько лет он не сможет ни на рубль увеличить свою прибыль, потому что при открытии 21-го он переходит на новый режим налогообложения для крупных предприятий, а скачок налоговой нагрузки перекроет прибыль от открытия следующих новых 20 точек. При этом что произойдет: государство, по сути, увеличит налоговые поступления в бюджет, но он не получит ни копейки. На самом деле ни того, ни другого, скорее всего, просто не произойдет. Предпринимателю трудно устоять перед искушением начать искусственно сдерживать развитие своего успешного бизнеса, чтобы оставить его в зоне «налогового комфорта». Нам нужна система, которая при увеличении масштабов бизнеса, с одной стороны, делала бы развитие бизнеса выгодным для предпринимателя на всех этапах, а с другой – позволяла бы государству плавно и пропорционально развитию бизнеса увеличивать объемы налоговых поступлений в бюджет. Над поиском именно таких решений мы как раз и работаем.

– Какие пути преодоления этой ситуации существуют сегодня, если ничего не менять?

– Теоретически, их только два. Один из них – уход в «черно-серую» зону, что выводит бизнес за рамки закона со всеми вытекающими из этого последствиями. Второй, а, на самом деле, единственный вариант – франчайзинг. Он не несет критических правовых рисков, но не всегда оптимален с операционной точки зрения. Когда бизнес сложный и еще не очень большой, не каждый готов и хочет работать по франчайзингу. И тем более в ресторанной сфере. Если у вас розничная торговая точка, а товар производится в Китае, то ваш франчайзер товар испортить не может. Разве только за счет плохого обслуживания. Но стандартам сервиса можно обучить, а товар будет тем же. В ресторанной сфере любой франчайзер может приготовить еду, которую есть будет невозможно. И это может произойти под твоей торговой маркой. Репутационные и коммерческие потери здесь могут оказаться очень велики. Поэтому мы предложили третий вариант, который требует решений на уровне правительства.

– Как идет работа по реализации этой инициативы?

– Мы уже проделали большую работу. Состоялись содержательные встречи с первым зампредом правительства РФ Андреем Белоусовым, главой ФНС Даниилом Егоровым, со специалистами Минэкономразвития, Минфина. Задаем вопросы, объясняем, строим модели. Власти признают, что поставленный нами вопрос действительно существует и его надо внимательно изучать. Кстати, он оказался ничуть не менее актуален и для целого ряда других отраслей экономики. Многое сделано, отлажен механизм работы для МСП, а на фазе перехода к крупному бизнесу возник такой же «провал». Почему? Потому что в работе с МСП успешно внедрен системно-цифровой поход. Там 3 млн игроков, и с каждым ты общаться по налоговым вопросам не сможешь. Просто создается понятная и прозрачная система, в которую МСП сами вписываются. Если система работает нехорошо, то она корректируется регулятором. Для крупнейших национальных компаний, таких как Газпром или Русал, существует режим прямого общения с налоговыми органами, потому что каждая из таких компаний – это десятки, сотни миллиардов рублей налогов в бюджет. А вот «просто крупный» бизнес, который представляют около 15 тысяч российских компаний, вроде и не столь крупный, чтобы точечно и индивидуально общаться с каждым, но и не такой маленький, чтобы администрировать его налогообложение так же, как это делается с МСП. Задача – построить систему, которая стимулирует развитие крупного бизнеса в России, в том числе путем пополнения его рядов за счет успешного роста и развития МСП.

Финальным аккордом было общение с президентом России Владимиром Путиным. На его встрече с предпринимателями «Деловой России» 3 февраля 2022 года я сформулировал наше видение проблемы, и президент очень позитивно отреагировал. Правительству было дано поручение этот вопрос изучить. Пока решение не принято, идет проработка результатов той корректировки налогового режима для малых предприятий, которую провели 2 года назад. ФНС собирает статистику по МСП, пока статистика неплохая, и если она подтвердится, то вопрос НДС и налога на зарплаты для крупных предприятий все-таки будет рассмотрен и скорректирован.

Это будет очень большая победа, потому что всего лишь 3 американские компании на сегодня в России открыли более 2000 «фастфудов». В силу их технологических и финансовых преимуществ российскому крупному бизнесу при нынешней системе налогообложения их очень трудно догнать, это во-первых. А во-вторых, МСБ, который уже подошел к ступеньке, чтобы стать крупным, очень трудно сделать решительный шаг и подняться на нее. И это самая главная задача. И с помощью «Деловой России» удалось поднять системную дискуссию, по сути, до уровня президента России.

– Какими Вы видите роль и основные задачи «Деловой России» в решении вопросов развития конкретных отраслей?

– Нашим неоспоримым преимуществом является тот факт, что «Деловая Россия» имеет возможность выступать и выступает от лица всего делового сообщества. В рамках комитета мы вырабатываем консолидированную позицию крупного бизнеса. И именно ее транслируем органам государственной власти, формулируем наши идеи и предложения по развитию. Мы строим модели развития уже существующих крупных компаний, появления новых крупных компаний, наглядно демонстрируем, что в итоге этот рост через 2 – 3 года приведет к увеличению налоговых доходов государства, возврату тех сумм, которые бюджет, возможно, недополучит в ближайшие год или два за счет применения стимулирующих мер. Именно лидеры отрасли задают основные тренды, которые через год-два станут доминирующими на рынке. В этом их роль очень велика. Крупные компании – в том числе еще и предмет национальной гордости. Понятно, что крупные компании необходимо также держать в определенных рамках, чтобы избегать монополизации рынков, сохранять и увеличивать стимулы для развития новых игроков.

В этом смысле «Деловая Россия» в лице нашего комитета – это мощный голос крупного бизнеса в сфере общественного питания, который выражает интересы всех участников рынка, помогает им встроиться в общую повестку, создает возможности для роста и развития.

К списку публикаций
Наши партнёры