Новые поправки поднимают важный вопрос полного перехода критически важных предприятий на отечественный правовой, управленческий и финансовый фундамент. Геополитические сдвиги последних лет свидетельствуют о том, что Россия не может доверять недружественным странам в экономической сфере. Тем более когда речь идет о развитии технологий, промышленной инфраструктуры, вмешательство в которые может повлечь серьезные последствия для государства.
Что касается самих организаций, в которых иностранным холдингам принадлежит не менее 50%, то речь идет о фильтрации топ-менеджмента и создании комфортных и конкурентных условий для работы. Если цели и задачи иностранного холдинга идут вразрез с российским законодательством и интересами страны, их могут исключить из структуры организации в судебном порядке.
Закон предусматривает несколько опций для иностранных акционеров значимых российских компаний и банков. Речь может идти об их полном отстранении либо приостановке прав собственности на долю в капитале, лишении такого права с помощью продажи доли и др. Важно, что лишение прав собственности – принципиально новое положение закона, тогда как другие, более мягкие формы отстранения иностранного управления холдингами применяли и ранее. Новое положение можно будет применять только в судебном порядке (таким судом определен Арбитражный суд Московской области).
Важно понимать, что речь не идет о национализации активов иностранных компаний по политическим или экономическим мотивам. Руководство страны неоднократно подчеркивало, что оставшиеся в России компании могут рассчитывать на поддержку властей. Об этом свидетельствует и статистика Bloomberg: финансовые показатели таких компаний значительно улучшились.
Одновременно с законом "Об особенностях регулирования корпоративных отношений…" президент одобрил поправки в документ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах". Здесь предусматривается новое понятие – "блокируемые лица". Фактически это обозначает возможность блокировки средств и имущества иностранных физических и подконтрольных им юрлиц, которые имеют более 50% голосов в высшем органе управления.
Обе законодательные новеллы трансформируют принцип верховенства права применительно к российскому и иностранному бизнес-сообществу. Они обеспечивают гарантии защиты прав и интересов первому и одновременно транслируют второму экономический суверенитет. Сохранение стратегических предприятий в государственной собственности позволит максимизировать эффективность действий по импортозамещению, исполнению госзаказа и гособоронзаказа, развитию промышленности и новых технологий. В то же время удовлетворить потребности экономики во временной и частичной национализации отдельных отраслей возможно только при наличии определенных финансово-бюджетных возможностей.
Автор – глава экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов "Деловой России".
Источник: Известия