Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Регионы » Приволжский ФО

Приволжский федеральный округ

Об округе

Территория Приволжского федерального округа занимает 6,1% территории России. Здесь проживает 21,3% от общего числа граждан страны: это второй по численности населения федеральный округ после Центрального. Доля округа в общероссийском ВВП превышает 15%.

В состав округа входят 14 регионов: 6 республик (Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия), Пермский край и 7 областей (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская). Центром Приволжского федерального округа является город Нижний Новгород.
Вместе с Центром и Югом Приволжье входит в число наиболее плотно населенных территорий России.
Приволжье обладает уникальным транзитным положением, так как расположено на перекрестке международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад», соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с Европейской Россией и государствами Европы.
По территории Приволжья проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию химической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе, газом.

Транзитом через округ идут крупнейшие в стране потоки угля – из Кузбасса в северо-западные и черноморские порты.
К конкурентным преимуществам географического положения округа относится также наличие удобных выходов на Западный Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.
Особенностью округа является наличие значительного производственного потенциала. Здесь сосредоточена четверть всего промышленного производства России, 85% российского автопрома, 65% авиастроения, 40% нефтехимии, 30% судостроения, 30% производства оборонно-промышленного комплекса.
В округе сосредоточены треть инновационно-активных предприятий, около половины объема российского экспорта технологий.
В оценке совокупного инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации среди лидеров находятся 5 регионов округа (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская и Самарская области), демонстрирующие высокие показатели по производственному, финансовому, инновационному, природно-ресурсному и потребительскому факторам инвестиционной оценки.

Традиционной специализацией округа является машиностроение. Предприятия, расположенные в регионах, вносят наибольший среди федеральных округов вклад в добавленную стоимость, произведенную в данной отрасли (более 33% от общероссийского показателя). В Приволжье производится более 73% автомобилей (по грузовым автомобилям этот показатель превышает 90%), более 85% автобусов, более 80% автомобильных двигателей. Данная отрасль представлена крупнейшими предприятиями страны: Волжский, Горьковский, Камский, Ульяновский и другие автомобильные заводы.

Во многих регионах округа широко развито авиационное, ракето-космическое и энергетическое машиностроение, судостроение, приборостроение, станкостроение.
Округ является лидером по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды.

Приволжье находится на втором месте после Уральского федерального округа по добыче нефти (на регионы приходится около 20% российской добычи) и природного газа (добыча сконцентрирована в Оренбургской области).

Многофункциональный агропромышленный комплекс Приволжского федерального округа обеспечивает четверть объема сельхозпродукции России и треть объемов зерна.
В округе достаточно высок уровень развития транспортной инфраструктуры. По плотности железных дорог округ занимает третье место в Российской Федерации (143 км путей на 10 тыс. кв. км территории) после Центра и Юга. По плотности автодорог округ занимает 2 место в России (140 км путей на 1000 кв. км территории).
Отличительной характеристикой структуры валового регионального продукта Приволжского федерального округа является высокая доля обрабатывающих отраслей – 24,5% (по России – 19,3%), а также добычи полезных ископаемых – 13,7% (по России – 10,5%). Несмотря на транзитное положение округа, на транспорт приходится 9,7% валового регионального продукта, что соответствует среднероссийскому значению (10,0%).

«Деловая Россия» предложила списывать кредиты для бизнеса под 3% при сохранении персонала
«Деловая Россия» попросила не закрывать бизнес с вакцинированным персоналом после 7 ноября
В бизнес-объединении также отметили, что нужно компенсировать либо субсидировать расходы на проведение ПЦР-тестов, средства индивидуальной защиты предприятиям с множеством посетителей
Пени на себя
В новом КоАП хотят поднять штрафы для бизнеса за ряд нарушений
«Такое решение может остановить экономический рост России»
Эксперты назвали причины, по которым ЦБ не следует повышать ключевую ставку
Эксперт: бизнесу Москвы из-за новых ограничений нужны льготные кредиты по уплате аренды
Председатель бизнес-объединения «Деловая Россия» Алексей Репик отметил, что компании, выплачивающие банкам кредиты по недвижимости, зачастую не могут идти навстречу своим арендаторам
Бизнесмены Москвы попросили расширить господдержку из-за нерабочих дней
Выручка столичных предприятий упадет как минимум на четверть, прогнозирует омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства
Эксперт: с компаний нужно снять налоговую нагрузку на ФОТ на период нерабочих дней
Председатель "Деловой России" убежден, что компенсация работодателям части затрат за нерабочий период - еще одна эффективная мера поддержки компаний
Партнёры