Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » Профильный комитет «Деловой России» провел бизнес-завтрак с Российской Ассоциацией франчайзинга

Профильный комитет «Деловой России» провел бизнес-завтрак с Российской Ассоциацией франчайзинга 15 сентября 2020

Главной темой мероприятия стали региональные инструменты поддержки франчайзинга

15 сентября комитет по франчайзингу «Деловой России» провел бизнес-завтрак, посвященный региональным инструментам поддержки франчайзинга. В нем участвовали представители Российской Ассоциации франчайзинга (РАФ), региональных органов власти, а также предприниматели, которые развивают свой бизнес по франчайзинговой модели.

Модератором выступила член генерального совета «Деловой России» и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло. Открывая мероприятие, она отметила, что в кризисное время франчайзинг оказался наиболее устойчивой моделью бизнеса.

Исполнительный вице-президент РАФ Юрий Михайличенко рассказал участникам мероприятия об основных трендах и прогнозах на федеральном рынке франчайзинга. Он подтвердил, что франчайзинг доказал свою эффективность во время кризиса: «Это один из немногих механизмов бизнеса, которые эффективно себя показали в условиях пандемии и кризиса, в том числе и в других странах. Он эффективен не только с точки зрения выживания, но и захвата рынка. Франчайзинговые институты стали глобальными, выходят за границы стран».

По его словам, российский рынок франчайзинга растет почти на 15% ежегодно в течение последних десяти лет. Во время пандемии прирост упал до нуля, но к концу лета восстановился и продолжает наращивать темп. РАФ прогнозирует рост рынка со следующего года около 25%. «Это не только благодаря новым ресторанам и торговым точкам — скорее, благодаря разнообразию форм, которые предприниматели развивают. В том числе социальные проекты в регионах активно начинают продвигать с помощью франчайзинга», — пояснил Юрий Михайличенко. Среди трендов он выделил развитие по модели франшизы сервисов «у дома» и городских мест притяжения (центры услуг и отдыха, пешеходные зоны, спортивные объекты).

Одну из главных проблем в мерах поддержке франчайзинга представитель РАФ обозначил как «деньги есть, но получить их нельзя». «Работу по выдаче субсидий наладили. Но если мы говорим про обучающие семинары и конференции, то здесь деньги осваиваются на ура. Вопрос — дает ли это какую-то пользу? Прямая поддержка была бы более эффективна», — сказал он. По его словам, в Москве с участием РАФ механизм выдачи субсидий начал работать. Этот опыт необходимо масштабировать и в регионах: «Франчайзер на примере одного франчайзи научился получать субсидии, и по этому же проторенному пути пошли другие. В регионах тоже уже есть опыт, когда франчайзер получает одну субсидию, а франчайзи начинают получать их автоматом», — подытожил Юрий Михайличенко.

Об опыте реализации мер по поддержке франчайзинга в отдельных регионах рассказали заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев и заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области Евгений Копелян. В обоих регионах реализуются программы поддержки франчайзинга, которые помогают упаковывать, продавать, продвигать франшизы, консультировать предпринимателей по подбору франшиз.

Андрей Пантелеев отметил, что для Тюменской области франчайзинг стал механизмом решения стратегических задач. «В какой-то момент местных предпринимателей начали замещать федеральные компании, которые открывали у нас свои офисы. Регион терял налоговую базу. И мы увидели, что хорошим решением могло бы стать развитие франшиз, — рассказал он. — За два года мы смогли внутренних предпринимателей “переобуть” в новую концепцию. Позволили вырасти им, сохранили рабочие места и предпринимательские компетенции». Далее область сфокусировалась на региональном франчайзинге, и сейчас здесь действуют компании, которым не нужно уходить из собственного региона, но они продолжают развиваться в масштабах страны.

Евгений Копелян рассказал, что в конце 2019 года на базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства появился Центр франчайзинга. За последний год количество франшиз в области увеличилось на 30%. «Появились экономически устойчивые региональные франшизы, региональные бренды, которые мы стараемся продвигать не только внутри региона», — отметил он. До 2019 года в регионе существенно преобладали франшизы в сфере общественного питания, но сейчас к ним добавились ритейл, индустрия красоты и зоотовары. По словам Евгения Копеляна, есть потенциал у сферы гостеприимства, ювелирной и креативной индустрий. Одно из направлений работы Центра франчайзинга — магазин франшиз, в котором сегодня представлены порядка 140 региональных, федеральных и международных брендов.

С докладом также выступил региональный представитель РАФ на Урале, руководитель центра развития бизнеса и франчайзинга «ФРАНЧАЙ» Андрей Разуваев. Он рассказал о комплексных программах поддержки и развития франчайзинга в Уральском федеральном округе. В эти программы входит исследование заинтересованности предпринимателей в инструментах франчайзинга, информационные кампании, обучающие мероприятия, разработка франчайзинговых стратегий за счет бюджетных средств, привлечение на специальные конференции, форумы и выставки международных, федеральных и региональных франчайзеров. Он также поделился отдельными идеями для развития франчайзинга в Тюменской и Свердловской областях, основанными на результатах исследований. «Все регионы разные, обязательно нужно походить комплексно к продвижению предпринимателей за счет франчайзинга, обязательно нужно подписать соглашение с Российской Ассоциацией франчайзинга — с этого все начиналось. Обращайтесь, будет рады пообщаться с вами, показать свои кейсы», — подытожил он.

После докладов своим опытом поделились несколько региональных франчайзеров: агентство недвижимости «Этажи», ресторанная компания «МаксиМ», модный дом «Рублёвка». В завершение бизнес-завтрака заместитель генерального директора по развитию института финансового развития бизнеса Сергей Верзун рассказал, с чего необходимо начинать будущим франчайзерам в вопросах оценки и защиты интеллектуальной собственности.

Партнёры