Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Развитие МСП и инвестиционная активность

Развитие МСП и инвестиционная активность 03 ноября 2020

Член генерального совета «Деловой России», председатель правления АНО «Центр экономического роста» Алексей Порошин о том, что поддержка государством инвестиций МСП, а не их операционных потоков определит параметры регионального развития в следующие 5 лет

Малые и средние предприятия по своей природе являются субъектами экономической деятельности, которые поддерживают доходы, активы и количество рабочих мест ниже определенного порога. Так, средневзвешенное количество занятых в МСП сотрудников составляет от 1,9 для Северокавказского до 3,0 для Приволжского федерального округа Российской Федерации (усредненно для России 102 человека трудоустроены в среднем предприятии, 28 человек — в малом и 1,4 человека — в микропредприятии).

Правительство, а также институты развития признают важность малого и среднего предпринимательства и регулярно предлагают стимулы, чтобы помочь им оставаться в бизнесе. Чаще всего поддержка относится к налоговым льготам и послаблениям, а также к лучшим условиям привлечения заемного финансирования.

Российские субъекты МСП в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) России занимают чуть более 20%, в то время как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на МСП приходится около 45% общей занятости и 33% ВВП. Несмотря на то, что число занятых в российском сегменте МСП почти вдвое меньше, чем в странах ОЭСР, доля сгенерированного ВВП на каждого занятого в сегменте МСП России на 36% больше — 1% занятых в МСП генерирует около 1% ВВП России, против того как 1% занятых в МСП генерируют 0,73% ВВП стран ОЭСР.

Это демонстрирует достаточную эффективность в части поддержания операционной деятельности российских субъектов малого и среднего бизнеса. Как и во всем мире МСП в России является источником рабочих мест для небольших креативных групп, помогая в том числе формировать инновации и внедрять новые технологические решения.

Источником циклической динамики малого и среднего бизнеса является его оборотный капитал. Источником линейной динамики — прибыль, а источником инновационной динамики — капиталовложения. Ключевые усилия правительства всех стран, включая Россию, в частности, направлены на поддержание циклической динамики бизнеса с целью удержания определенного уровня занятости в сегменте МСП. Здесь и налоговые льготы, и инициативы по обязательным закупкам государственных компаний и корпораций у субъектов МСП, и льготные ставки по кредитам, и всевозможные преференциальные режимы.

Динамика развития сегмента МСП лежит в области улучшения инвестиционного климата и создания условий для осуществления капиталовложений. Президент России сформулировал задачу увеличения доли МСП до 32,5% российского ВВП к 2024 году. При сохранении такой же способности субъектами МСП генерировать валовый внутренний продукт для достижения этого показателя необходимо за следующие 4 года создать от 6 до 8 млн новых рабочих мест.

Инвестиционное развитие МСП целесообразно рассматривать в парадигме стратегий базовых институтов развития и форм поддержки предпринимательства. В частности, стимулирование капиталовложений можно достичь через изменение режимов территорий опережающего развития в части снижения ставки по налогу на прибыль до 7% и использования механизмов ускоренной амортизации с коэффициентом х3.0. Это позволит не только сохранить ожидаемую собираемость по налогу на прибыль, но и обеспечить ускорение инвестиционной окупаемости проектов. Так, значение показателя NPV (чистый приведенный доход) может увеличиться на 4% в период до 10 лет, значение показателя IRR (предельная норма доходности) — на 1 п.п., а период окупаемости проекта уменьшится на 3%. Такая мера возымеет свой отклик преимущественно для средних предприятий, чья доля в общем количестве предприятий сегмента МСП не превышает 0,35%.

Для малых предприятий, в массе своей работающих на упрощенной системе налогообложения, изменение ставки по налогу на прибыль не приведет к улучшению инвестиционной привлекательности бизнеса. Эта группа предпринимателей, в силу небольшого жизненного цикла их бизнеса, как правило стремится к поиску новых направлений развития и создания отдельных производственных предприятий. В этом случае, в современную экономическую политику в части инвестиционного роста субъектов МСП целесообразно имплементировать решения по формированию региональных альбомов типовых (модельных) проектов. Такая практика позволит предложить быстрые, экономические проработанные и целесообразные инвестиционные решения для инвесторов из числа малых предприятий. Скорость принятия решений по проектам из таких альбомов станет ключевым стимулом инвестиционной динамики и эффективности принятия управленческих решений.

Что касается микробизнеса с малым количеством сотрудников, которые заняты преимущественно в сфере оказания услуг и сервисов для потребителей, в этом направлении рост не связан с инвестиционной активностью самих предприятий. Однако же имеют перспективы инвестиции в создание общероссийской экосистемы территориального целеполагания, прогнозирования и планирования технико-экономических показателей реализации силами микропредприятий проектов городского развития. Такая инвестиционная активность создаст современный региональный навигатор управленческих решений в части подготовки принципов анализа деловой, общественной и иной активности в сегменте микробизнеса и формирования проектных предложений на его основе. Сформированная экосистема позволит разработать принципы и правила синхронизации, использования и актуализации данных, полученных от федеральных и региональных органов исполнительной власти для осуществления моделирования и прогнозирования параметров инвестиционных, инфраструктурных, социальных и городских проектов в сегменте МСП и крупного бизнеса.

Поддержание инвестиционного ускорения МСП неизбежно должно стать основополагающим элементом будущей экономической реальности российских регионов. Во-первых, это продиктовано задачами, которые сформулировал президент страны в своих Указах и Посланиях Федеральному собранию. Во-вторых, в российской экономике, в том числе и в сегменте МСП, наблюдается достаточный объем выбытия основных фондов. Уже сегодня каждый третий рубль российских инвестиций не ведет к развитию экономики, а лишь компенсирует выбытие основных средств. В-третьих, все чаще меняются модели целевых для МСП рынков. Здесь и цифровизация, и импортозамещение, и новые психологические потрясения, вызванные макроэкономическими ограничениями вследствие распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Любые инвестиции следует воспринимать как расходы, уложенные в системную бизнес-модель возврата и ускорения капиталов регионов Российской Федерации. В сегменте МСП все капиталовложения сопровождают стресс, недостаточные проработка и умение смотреть на дальние горизонты. Это и осложняет инвестиционное ускорение МСП. Государство, как крупнейший инвестор российской экономики, должно продолжать вести структурную работу по созданию импульса для инвестиций в сегменте МСП. Именно формирование новых инструментов поддержки капиталовложений в бизнес-активности малых, средних и микропредприятий является основополагающим инструментом прогнозирования дальних горизонтов. Содействие инвестициям, а не операционным потокам МСП определит шаблоны регионального развития на следующие 5 лет.

Партнёры