RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Реформа контрольно-надзорной деятельности: баланс интересов государства

Реформа контрольно-надзорной деятельности: баланс интересов государства 19 мая 2017

Влияние контрольной и надзорной деятельности на бизнес обсудили в рамках VII Петербургского международного юридического форума. 18 мая 2017 года ведущие эксперты научного, юридического и делового сообщества представили свои доклады. В мероприятии приняла участие вице-президент, руководитель Аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович.

В марте 2017 года ФСО России представило результаты опроса «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в Российской Федерации». По результатам проведенного исследования, более половины из 2012 респондентов считают, что за последний год административная нагрузка на их бизнес увеличилась, а сами наказания в той или иной степени ужесточились. Более половины предпринимателей также уверены, что, если их оппонентами в суде будут государственные органы, то шансы выиграть дело будут минимальными.

«В 2016 году число бизнесменов, в компаниях которых проводились проверки и которые согласились, с тем, что в основном нарушения были обоснованы, не превысило и трети – 30%. Количество же респондентов, которые заявили о необоснованности проверок, оказалось почти в два раза больше – 57,5%, - отметила вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович. – При том, годом ранее мнения опрашиваемых разделилось почти поровну – 44,4% против 43,3».

Несмотря на масштабную работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности (КНД), в части ликвидации избыточных, устаревших и дублирующихся требований, существенно продвинуться за последние годы так и не удалось. Это основной фактор риска при переходе на риск-ориентированный подход, который может свести на нет все положительные результаты реформы КНД. По экспертным оценкам, в России действует более 2 млн. обязательных требований. По оценкам ВШЭ, издержки государства на контрольные мероприятия составляют 1,5% ВВП, нагрузка на бизнес от соблюдения избыточных требований составляет до 6% ВВП.

«Органы исполнительной власти должны провести работу по подготовке исчерпывающих перечней требований, адресованных субъектам предпринимательской деятельности и создать Единый реестр требований, размещенный в открытом доступе в сети интернет. Внедрить принцип – «нет требования в Едином реестре требований - нет штрафа», - подчеркнула Анастасия Алехнович.

Реформа контрольно-надзорной деятельности идет в «слепом режиме» - невозможно оценить влияние внедрения риск-ориентированного подхода на количественные и качественные показатели. Система по-прежнему нацелена на наказание, а не на предупреждение и предотвращение вреда. Существующие инструменты защиты прав предпринимателей от необоснованного административного воздействия неэффективны. В целом количество проблем в сфере КНД довольно велико, и носят они системный характер. Для их решения необходим комплексный подход. Того же мнения придерживаются не только юристы, но и бизнесмены, а также ряд экспертов в области экономики. Об этом заявляют и авторы «Стратегии Роста», чья программа содержит перечень мер, направленных снижение административного давления и, как следствие, развитие малого и среднего бизнеса.

Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой и даст им возможность быть услышанными
Новая формула справедливости наказания за экономические преступления
В ОП РФ предложили смягчить экономические статьи Уголовного кодекса
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Партнёры