RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » «Регуляторная гильотина» в отрасли ДМДК сулит нормативную революцию

«Регуляторная гильотина» в отрасли ДМДК сулит нормативную революцию 28 августа 2019

Для ювелирного сектора – это уникальное «окно возможностей» развития

27 августа в правительстве России прошло установочное заседание по вопросу формирования рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК). «Деловую Россию» на мероприятии представлял исполнительный директор профильного комитета организации Владимир Збойков.

В соответствии с утверждённым перечнем рабочих групп по реализации механизма «регуляторной гильотины» по сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти, Минфин России вошел в этот перечень, несмотря на ранее предоставленные им в правительство РФ возражения. По сферам деятельности Минфина России создаются две рабочие группы – «Драгоценные металлы и камни» и «Саморегулируемые организации аудиторов».

Таким образом, на основании «Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» №4714п-П36 от 29 мая 2019 года, вся нормативно-правовая база в сфере ДМДК, содержащая обязательные требования, однозначно подпадает под механизм «регуляторной гильотины».

На совещании было обращено внимание на то, что принято решение проведения через «гильотину» всех актов, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность сферы ДМДК, действующих до даты вступления в силу обновлённого регулирования, то есть до 1 января 2021 года, включая объёмные или даже недавно принятые акты.

Парадигма новой системы регулирования носит революционный характер – она должна защищать в первую очередь те объекты, которые могут нанести существенный вред здоровью, материальный, экологический или культурный ущерб.

В июле 2019 года в правительстве РФ под руководством вице-премьера – руководителя аппарата правительства Константина Чуйченко прошел семинар для руководителей федеральных органов исполнительной власти (ФОИВов), являющихся участниками реализации механизма «регуляторной гильотины», на котором был озвучен план реализации «гильотины».

На первом этапе анализа контрольно-надзорные органы должны определить, какие объекты нуждаются в исключении из перечня поднадзорных. В ряде случаев издержки на такой контроль выше, чем урон, который может быть причинён в результате каких-либо осложнений. На втором этапе необходимо понять, с какими рисками ведомство планирует работать методами контроля и надзора. Наконец, третий шаг – это пересмотр способов управления рисками, выбранных на предыдущем этапе.

Теперь же к мероприятиям по «гильотине» подключаются эксперты – формируются списки рабочих групп. Как указано в «Положении о рабочей группе по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере «Драгоценные металлы и камни», рабочая группа создается «в целях обсуждения и согласования новой структуры нормативно-правового регулирования в сфере «Драгоценные металлы и камни», перечня планируемых к принятию нормативных правовых актов (НПА), а также соответствующих проектов НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, оценка соответствия которым проверяется в рамках разрешительной деятельности». 

Деятельность рабочей группы распространяется на федеральный государственный пробирный надзор и государственный контроль при ввозе в РФ из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, ДМДК и сырьевых товаров, содержащих ДМДК, и вывозе их из РФ в государства, не входящие в ЕАЭС.

Впечатляют полномочия рабочей группы, изложенные в «Положении». Рабочая группа не только рассматривает проекты НПА по профилю, подготовленные всеми ФОИВами, но и сама разрабатывает проекты НПА, устанавливающие обязательные требования в отрасли, предлагает проекты решений и вносит мотивированные решения по проектам НПА на обсуждение рабочих групп по реализации механизма «регуляторной гильотины» в иных сферах общественных отношений.

Рабочая группа ДМДК формирует таблицы разногласий с ФОИВами по проектам НПА, содержащих обязательные требования, а также участвует в рассмотрении структуры нормативного регулирования, перечня планируемых к принятию НПА и проектов НПА в рамках исполнения ФОИВами плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины». Без заключения рабочей группы, новый НПА не будет зарегистрирован, а в случае не устраненных в рабочем порядке разногласий с ФОИВами, документ будет отправляться на правительственную комиссию.

Структура рабочей группы предусматривает наличие сопредседателей, ответственного секретаря и членов рабочей группы. Предполагается, что в рабочей группе будет два уровня – руководителей и экспертов. Если на руководящем уровне заседания планируется проводить раз в месяц, то на экспертном – гораздо чаще, по мере движения работы.

Без сомнений, начавшийся процесс, происходящий в рамках «регуляторной гильотины» -  это революция в экономике. А для сферы ДМДК – уникальное «окно возможностей» развития. Лишь бы оно не превратилось в щелочку, а затем и вовсе замуровалось. Но – с надеждами на лучшее.

Партнёры