Прошел Третий общероссийский круглый стол «Проблемы формирования альтернативного газомоторного (ГМТ) топливного рынка», организованного «Деловой Россией», Евроазиатской ассоциацией газозаправочного бизнеса и рабочей группой «Демополизированный газ - 2004»
Несмотря на существенную разницу позиций по ряду ключевых вопросов развития бизнеса ГМТ, участники дискуссии были едины в одном – рынок ГМТ до сих пор не сформирован. В то время как в ряде стран бурно развивается автогазозаправочный бизнес, причем в значительной степени на ресурсах СУГ из России, в России он развивается хаотично на инициативе малого частного бизнеса, без рыночного регулирования и практически в «непрозрачных» условиях взаимоотношений между субъектами рынка. К примеру, в Польше работают тысячи АГЗК, создана целая индустрия производства технологического оборудования и сервиса, в инфраструктурной подотрасли создано около миллиона рабочих мест. В России этой подотрасли фактически нет.
По мнению большинства участников круглого стола, развитие рынка сдерживают, прежде всего, сырьевые и топливные постсоветские монополии. Именно они проводят «антирыночную» ценовую политику и допускают ежегодное скачкообразное повышение цен на газ, значительно увеличивая прямые издержки АГЗК, которые, в свою очередь, жестко ограничены в свободе увеличения розничной цены и лишены возможности инвестировать средства в развитие своих предприятий. «Рост цен привел к нарушению равновесного состояния на рынке», - заявила представитель ФАС РФ И.В. Гречишкина. По оценкам специалистов, цена на газ на автогазозаправках и так уже находится в своем максимальном пределе, и дальнейший ее рост только свернет этот вид бизнеса. Поскольку конечный потребитель – автовладелец, использующий газ в качестве альтернативы бензину, – просто перестанет его потреблять. И произойти это может на фоне общемировой тенденции постоянного роста числа потребителей и объемов производства сжиженного углеводородного газа (СУГ). Российские инвесторы, желающие вкладывать средства в развитие рынка ГМТ, не могут этого делать в условиях непредсказуемого роста цен. «Каждое колебание цены вызывает «спазм» у конечного потребителя и инвестора. Для последнего важно знать не только стартовые выгоды перехода на газ, но и эксплуатационные условия. Нет фьючерса – нет рынка», - считает В.В. Маркин, заместитель генерального директора компании «СУ-25», занимающейся строительством технологических газовых котельных на Северо-Западе.
Другими важными проблемами газомоторного топливного рынка, по мнению участников круглого стола, является отсутствие необходимой законодательной базы (соответствующий закон «плавает» в Госдуме почти полтора года), институтов регулирования рынка ГМТ, доступных общих прогнозных данных о потребностях потребления по регионам и стране в целом, необходимость строительства хранилищ для СУГ. «Во всем мире имеются резервуарные парки. Мы же четверть века говорим о необходимости создания таких хранилищ, но никто не вкладывается в развитие инфраструктуры. Фактически наши цистерны – это и есть парк на колесах», - прозвучало мнение одного из руководителей транспортной компании «СГ-Транс».
Основным итогом круглого стола с участием всех субъектов рынка стала оценка исключительной важности подобных встреч. Было решено в рамках работы рабочей группы «Демогаз-2004» и при участии «Деловой России» организовать профессиональные дискуссии, в ходе которых продолжался бы процесс согласования ныне разобщенных интересов и позиций, вырабатывались бы необходимые законодательные инициативы, нацеленные на поддержку автогазозаправочного рынка в России и его дальнейшее развитие. «Сформировалась общая позиция – газомоторный рынок СУГ нужен нашему бизнесу, также пришло понимание того, что «так дальше жить нельзя». На фоне мирового производства СУГ мы пока выглядим «карликами». Потребуется минимум еще два-три года серьезной работы всех участников газомоторного рынка СУГ для его окончательного формирования», - сказал президент Евроазиатской ассоциации газозаправочного бизнеса, директор отраслевых программ «Деловой России» Юрий Егоров.