Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Российские дороги бьют рекорды стоимости

Российские дороги бьют рекорды стоимости 01 марта 2021

Расходы на строительство одного километра трассы в зависимости от года могут подскакивать в разы

Правительство дополнительно выделит на улучшение транспортной инфраструктуры 100 млрд руб., сообщил Минтранс. Судя по его данным, стоимость возведения 1 км автодорог в РФ может по годам отличаться в разы - от 18 млн до 49 млн руб. У таких колебаний есть объективные причины, считают в Росавтодоре. В Счетной палате указывают на недостатки проектно-сметной документации, ведущие к увеличению расходов. Во сколько обошелся ввод в строй 1 км автодорог в пандемийном 2020 году, ведомства объявят лишь примерно через год. Судя же по цифрам, которые обсуждались на совещании у президента, стоимость строительства, реконструкции и ремонта 1 км могла достигать в прошлом году 75 млн руб.

На строительство и улучшение дорожной сети в российских регионах дополнительно выделят 100 млрд руб., сообщает Минтранс. Дополнительные средства на развитие дорог планируется направить в 69 регионов. В 2021 году, как сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин, будет отремонтировано более 6 тыс. км федеральных автодорог и не менее 15 тыс. км региональных, также планируется построить 1,2 тыс. км новых дорог.

Выделение дополнительных денег на инфраструктуру - для Минфина вопрос, судя по всему, болезненный. Как уже пояснял глава Минфина Антон Силуанов, в последнее время бизнес-модели инфраструктурных проектов "не очень хорошо складывались": не все платные участки окупались в тех объемах, которые ожидались. Министр призывал лучше планировать и отмечал, что "мы все время все дороги строим за счет бюджета - это же никаких ресурсов не хватит" (см. "НГ" от 13.01.21).

Сторонники стимулирования инвестиций, однако, указывают на существенную отдачу от вложений: потраченные средства начинают работать на экономику. Как говорил вице-премьер Марат Хуснуллин, "в прошлом году мы выделяли дополнительные средства на дорожное строительство, и это позволило достичь лучших результатов по сравнению с 2019 годом, несмотря на пандемию коронавируса".

В пресс-службе Минтранса сообщили "НГ" об очень успешном завершении 2020 года. "После реконструкции и строительства введено в эксплуатацию 915 км федеральных автодорог. Это один из самых высоких показателей за последние годы. Отремонтировано 7775 км, - ответили в ведомстве Виталия Савельева. - На региональной дорожной сети построено и реконструировано 1700 км, отремонтировано 16 тыс. км дорог".

Помимо инвестиционной окупаемости есть еще одна немаловажная тема - стоимость строительства, ее обоснованность. Судя по докладам Минтранса за последние шесть лет (в основе которых в том числе данные Росавтодора), средняя стоимость строительства 1 км одной полосы движения в целом по сети дорог в РФ могла меняться в разные годы в разы: от 18-19 млн до 48-49 млн руб. Например, самая высокая стоимость была зафиксирована в 2014 и 2019 годах, а наиболее скромные показатели - в 2017 и 2018 годах.

В пресс-службе Росавтодора перечислили факторы, которые могут варьироваться год от года и, следовательно, менять итоговый показатель стоимости.

Это категории возводимых в анализируемый период дорог ("к примеру, количество объектов V категории в 2017 и 2018 годах значительно отличается от других периодов"), продолжительность проведения работ ("на некоторых объектах она может достигать нескольких лет, что, в свою очередь, приводит к неоднородности сдачи по годам"), индивидуальные особенности объектов строительства. Также Росавтодор напомнил, что на стоимость строительства, реконструкции, ремонта влияют рельеф местности, природно-климатические условия, наличие застройки, цена строительных материалов. В агентстве напоминают: Россия разделена на пять дорожно-климатических зон, в которых условия и стоимость строительства значительно отличаются, примерно 60% территории - зона залегания мерзлого грунта. "Изменения в стоимости 1 км дорог связаны в том числе с изменением межремонтных сроков и новыми требованиями к качеству дорожной одежды", - добавили в Росавтодоре. Чем качественнее новые дороги, тем меньше издержки, связанные с ремонтом.

Эксперты считают официальные объяснения вполне убедительными, но добавляют к ним свои версии. "Могу предположить, что на цену влияет та же инфляция, скачки курса валют, поскольку от этого зависят стоимость и доставка тех или иных материалов", - отметил член генсовета "Деловой России" Алексей Кучмин. Кроме того, как обращает внимание член генсовета "Деловой России" Алим Бишенов, стоимость зависит от подрядчиков и от того, как рассчитывались сметы на возведение полотен.

"Ранее по итогам контрольных мероприятий Счетная палата отмечала недостатки проектно-сметной документации (или ее отсутствие), что приводит к дополнительным расходам федерального бюджета", - сообщили при этом "НГ" в пресс-службе Счетной палаты.

Ведомства пока не готовы ответить, во сколько в среднем обошлось строительство 1 км автодорог в целом по стране в пандемийном году. "Публикация доклада по 2020 году ориентировочно состоится в начале 2022 года", - пояснила пресс-служба Росавтодора. Сейчас можно лишь пытаться предварительно и приблизительно оценить эту стоимость.

Например, отчитываясь о дорожном строительстве, Марат Хуснуллин сообщал на совещании президента с членами правительства, что кассовое исполнение по федеральным средствам выросло с 95% в 2019 году до 99,1% в 2020-м: "Освоили свыше 880 млрд руб., а с учетом бюджетов субъектов это сумма более 2 трлн руб.".

Итак, совокупно 2 трлн руб. при реконструированных, построенных и отремонтированных по всей стране более чем 26 тыс. км - это оценочно около 75 млн руб. за 1 км введенных в строй и усовершенствованных дорог.

Мнения экспертов о ситуации в 2020-м разделились. "Можно предположить, что в 2020 году себестоимость окажется еще выше, поскольку на этот год пришлась основная часть строительства ЦКАД", - считает аналитик компании "Финам" Алексей Калачев.

"Можно предположить, что стоимость строительства в 2020 году вряд ли будет заметно расходиться с данными за 2019 год. Отягчающим фактором, влияющим на цену, очевидно, мог стать и коронавирус, - продолжает Бишенов. - Среди ключевых дорожных строек в 2020 году можно привести в пример ЦКАД, а также поэтапное строительство трассы "Таври да" в Крыму. Это два крупнейших объекта, которые отличаются повышенной сложностью возводи мости".

"В 2020 году стоимость дорог не должна превысить показатели предыдущего года, - полагает, однако, завкафедрой Российского экономического университета им.

Плеханова Дмитрий Завьялов.

- Во-первых, не было новых дорогостоящих проектов. Во-вторых, отдельные регионы не полностью освоили бюджеты, выделенные на дорожное строительство".

Теги:
Кабмин сделает обязательным досудебное обжалование решений надзорных органов
Бизнес попросил о системном регулировании рынка туристического жилья
Ростуризм предложил ввести в России обязательную классификацию гостевых домов и создать федеральный реестр таких средств размещения
ОАЭ заинтересована в сотрудничестве с РФ в медицине и сфере высоких технологий — посол
Эксперт считает, что спрос на импактные алмазы может составить 1 млрд карат в год
Эксперты опрошенные ТАСС считают, что добыча даст мировой промышленности новое сырье, которое будет востребовано в разных отраслях экономики
Верховный Суд предлагает уточнить порядок рассмотрения уголовных дел в апелляции
Пленум ВС принял постановление о внесении на рассмотрение в Думу поправок в УПК, в частности о том, что апелляционные жалобы на промежуточные решения будут рассматриваться судьей апелляции единолично
Гильотина полезна, когда она регуляторная
Правительство расширило госпрограмму бесплатного гектара до Арктической зоны
Партнёры