RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Российский несырьевой экспорт: текущее состояние и меры поддержки

Российский несырьевой экспорт: текущее состояние и меры поддержки 21 июня 2018

В марте 2018 года в своем послании к Федеральному собранию президент России Владимир Путин объявил, что российский несырьевой экспорт в течение шести лет должен удвоиться и достичь 250 млрд долларов в год. "Еще один источник роста - это развитие несырьевого экспорта. Нужно снять здесь все административные барьеры, создать режим наибольшего благоприятствования для тех компаний, которые работают и выходят на внешние рынки. В течение шести лет мы должны практически удвоить объем несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд долларов", - сказал президент Российской Федерации Владимир Путин. Глава государства также отметил, что необходимо довести поставки продукции машиностроения до 50 млрд долларов, ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм и транспорт необходимо увеличить до 100 млрд долларов.

Несырьевой неэнергетический экспорт России сегодня

В январе-октябре 2017 года несырьевой неэнергетический экспорт, по расчетам Российского экспортного центра, составил 102,6 млрд долларов, или 36%

При общем увеличении несырьевого неэнергетического экспорта на 21% наибольшие темпы роста показали поставки в Юго-Восточную Азию (+44%), Северную Африку (+36%), Восточную Азию (+29%), Восточную Европу (+26%), СНГ (+25%) и Северную Америку (+21%).

Проблемы

Тем не менее некоторые представители делового сообщества выражают определенную обеспокоенность текущей ситуацией. Так, глава "Деловой России" Алексей Репик отмечает: "Российская экономическая политика последних лет была ориентирована в основном на создание условий для импортозамещения. Эти меры дали хороший результат в части наработки у нас определенных компетенций и номенклатуры производимой продукции, но привели к появлению большого количества компаний, работающих без оглядки на качество и глобальную конкурентоспособность своего продукта. Российские компании, производящие продукты и услуги, должны сразу целиться на планку, заданную ведущими мировыми рынками, в том числе формировать новые потребительские рынки и товарные ниши".

Старший научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления ИОН РАНХиГС Тимур Атнашев считает, что в России есть небольшая традиционная группа экспортеров (10 тыс. компаний), которая уже имеет опыт плодотворной работы на зарубежных рынках ("Вертолеты России", "Калашников" и ряд других крупных предприятий Государственной корпорации "Ростех", концерн "Росатом", "Касперский"). По его мнению, успех небольшой группы экспортеров не распространяется на подавляющее большинство российских компаний, которые не экспортируют и про экспорт не думают.

Другой проблемой является признание за рубежом результатов деятельности российских аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. В настоящее время данный вопрос активно решается на федеральном уровне. Так, одной из мер поддержки экспортеров становится субсидирование затрат экспортеров на сертификацию продукции. Согласно постановлению от 17 декабря 2016 г. № 1388, Российский экспортный центр наделен функциями агента правительства по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов.

Для формирования нового образа России, образа государства-производителя высокотехнологичной продукции, а не только поставщика сырьевых товаров, запущена программа Made in Russia. Она содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение узнаваемости российских брендов и продукции за рубежом, в том числе инструменты рекламно-информационного и маркетингового продвижения под единым зонтичным экспортным брендом Made in Russia/"Сделано в России". Сертификат программы уже получили КАМАЗ и производитель троллейбусов "Тролза".

Крупнейшие экспортеры. Роль корпораций

"Государственные корпорации работают на имидж государства, на его репутационный публичный капитал", - считает исполнительный директор BrandTeam Александр Ермилов.

Его мнение поддерживает президент Российской ассоциации общественных связей Виталий Расницын: "Госкомпании своей деятельностью призваны способствовать имиджу России именно как высокотехнологичной державы. С технологической и инновационной компанией ассоциируются "Ростех", Роскосмос, Роснано, Росатом".

В 2016 году "Ростех" по линии "Рособоронэкспорта" экспортировал продукции военного назначения (ПВН) на 13,1 млрд долларов. Объем валютных средств, полученных в 2016 году "Рособоронэкспортом", составил 12,3 млрд долларов. Объем портфеля заказов - 42,7 млрд долларов. В целом объем поставок ПВН в страны СНГ составил 244,2 млн долларов, из которых около 7,45 млн долларов пришлось на продукцию, поставленную оборонным предприятиям стран СНГ в рамках производственной и научно-технической кооперации. Основная часть поставок Ростеха приходится на авиационную промышленность: например, в 2016 году был подписан твердый контракт по запуску совместного производства вертолетов Ка-226 в Индии. При этом объем производства гражданской продукции госкорпорацией вырос на 11%, до 374 млрд рублей. Новые проекты, которые запускаются в Корпорации, создаются с перспективой экспорта.

За Росатомом первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС за рубежом, первое по обогащению урана (36% мирового рынка) и 17% мирового рынка ядерного топлива. Компания нарастила десятилетний портфель экспортных заказов до 137 млрд долларов в 2016 году. В портфеле госкорпорации имеются проекты 36 энергоблоков в Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке. Объем экспорта российской продукции наноиндустрии по итогам 2016 года достиг 290,5 млрд рублей, что превышает аналогичный показатель по итогам 2015 года на 95,5 млрд рублей (или +49%). Объем экспорта продукции портфельных компаний АО "Роснано" составил 53,7 млрд рублей, что больше объема экспорта в 2015 году на 14,6 млрд рублей (или +37%).

Вклад "Ростеха"

Основной задачей Стратегии развития до 2025 года, утвержденной государственной корпорацией "Ростех" в 2015 году, является изменение российской экономической модели: диверсификация экономики, увеличение доли высокотехнологичной гражданской продукции и несырьевого экспорта. Реализация Стратегии развития Ростеха будет способствовать изменению структуры российской экономики. В наших планах - к 2035 году выйти на уровень глобальных конкурентов, таких как GE и Samsung. Превращение в развитую индустриальную державу, промышленного лидера позволит нашей стране уйти от экономической модели, основанной на экспорте сырья, - отмечал генеральный директор "Ростеха" Сергей Чемезов.

С целью реализации Стратегии и наращивания несырьевого экспорта высокотехнологичной продукции "Ростеха" и сторонних производителей в сфере ИТ в мае 2016 года в периметре инвестиционного холдинга ООО "РТ-Развитие бизнеса" была создана компания "Росинформэкспорт".

Портфель "Росинформэкспорта" включает в себя свыше 200 информационных систем для автоматизации государственного управления: "Электронное правительство", Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, информационная система государственных и муниципальных платежей, телемедицина, электронное образование, информационно-аналитические системы, "Умный город".

В феврале 2017 года "Ростех" принял решение о передаче "Росинформэкспорта" в управление Национального центра информатизации (НЦИ). НЦИ, помимо компетенций по разработкам в контуре "Ростеха", взял на себя функции маркетинга и продвижения российских ИТ-решений на мировые рынки.

Принятое решение соответствует планам "Ростеха" по выходу на рынок ИТ с комплексными продуктами и услугами. Для этого "Ростех" внес изменения в стратегию НЦИ, который, помимо центра компетенций по разработкам новейших софтверных решений для ключевых сфер деятельности государства и общества, станет экспортным хабом российских высокотехнологичных ИТ-решений на мировые рынки.

В структуре НЦИ команда "Росинформэкспорта" занимается поиском новых рынков для отечественных программных продуктов, продвижением передовых российских разработок на внешние рынки, распространением и внедрением российского ПО.

Решение оказалось правильным. По итогам 2017 года выручка НЦИ составила 3,2 млрд рублей, что в четыре раза больше аналогичного показателя за предыдущий год. По словам председателя совета директоров НЦИ, директора по особым поручениям госкорпорации "Ростех" Василия Бровко, в 2018 году ожидается рост выручки до 7,5 млрд рублей.

Одной из причин бурного роста в НЦИ считают именно состоявшееся в 2017 году изменение стратегии и бизнес-модели: был совершен переход от вендорской модели к модели интегратора. Это повлекло за собой расширение рыночных возможностей и партнерских связей, а также позволило распространять комплексные российские решения за рубежом.

Выводы и рекомендации

- Россия наращивает несырьевой неэнергетический экспорт.

- Несмотря на то что экспортная статистика сегодня показывает позитивную динамику, страна испытывает дефицит предприятий, способных заявить о себе на международных рынках, создающих первоклассные бренды, которые востребованы за счет своей уникальности.

- Эксперты считают, что пока малому и среднему бизнесу не хватает опыта и формировать новый образ России будут госкорпорации.

- Корпорация Ростех активно меняет российскую экономическую модель за счет диверсификации экономики, увеличения доли высокотехнологичной гражданской продукции и несырьевого экспорта.

- В настоящее время важно представить миру новый имидж России как государства, производящего разнообразную высокотехнологичную продукцию.

На политическом уровне тема несырьевого экспорта уже стала центральной. Тем не менее еще необходимо применение широкого спектра инструментов, стимулирующих развитие экспорта, включающих как административно-регуляторную, так и финансовую помощь.

Независимая газета

Партнёры