RU / EN
Главная » Генеральный совет » Точки зрения » Рынок комиссионных продуктов взрослеет на глазах

Рынок комиссионных продуктов взрослеет на глазах 18 декабря 2019

Член генсовета «Деловой России», основатель и президент Европейской Юридической Службы Сергей Бекренев в интервью «Банковскому обозрению» подвел итоги года на рынке комиссионных продуктов и рассказал о работе над повышением правовой грамотности граждан

— Сергей, в конце года принято подводить итоги. Давайте начнем с рынка комиссионных продуктов в целом. Как он развивался в этом году? Можно ли говорить о том, что рынок полностью сложился, «повзрослел»? Какие основные тренды на нем вы можете выделить?

— На мой взгляд, рынок комиссионных продуктов постоянно будет находиться в развитии. То есть говорить о том, что он полностью сложился, как минимум преждевременно. С другой стороны, я согласен с тем, что рынок взрослеет, уже ощутимы системность, стабильность и цивилизованность.

Я бы отметил повышенное внимание регулятора к вопросу комиссионных продуктов, рост комиссии агентов, который был сопряжен с ростом среднего чека, а также заметное увеличение доли сервисных продуктов в общем объеме комиссионных.

— Каким образом проявилось повышенное внимание регулятора, о котором вы говорите?

— Благодаря регулятору, которой заинтересован в защите граждан на финансовом рынке, мы видим, как с него исчезают предложения, не представляющие никакой ценности для потребителя, которые ему навязывались. В первую очередь речь идет о рынке страховых продуктов, в большую часть которых была изначально заложена невозможность наступления страхового случая как такового. Кстати, на мой взгляд, это и привело к «комиссионной ловушке», в которую загнали себя страховые компании. Сегодня размер вознаграждений агентов непомерно высок.

— Другой тренд: рост популярности продуктов с сервисной составляющей. И здесь не последнюю роль играют как раз страховые компании, которые активно внедряют различные сервисы в свои программы.

— Да, получается своеобразная «матрешка»: комиссионный продукт в комиссионном продукте. То есть, например, какой-то дополнительный сервис, который продают страховщики вместе со своим продуктом, продаваемым уже через банки. Страховые компании пытаются найти в них сильные стороны, выделиться на фоне конкурентов, добавить клиентской ценности своим продуктам.

— Какие из этих трендов, на ваш взгляд, сохранятся в будущем году? Стоит ли ожидать новых драйверов роста рынка?

— Судя по всему, все эти тренды сохранятся, так как они сейчас определяют структуру рынка. Единственный момент, на котором я бы хотел сделать акцент, — это размер комиссионного вознаграждения в отдельных видах страхования. Как мне кажется, многие страховщики работают на пределе, но за счет большой конкуренции банкам удается повышать комиссию, разумеется, часто не без ущерба для продукта и его ценности для клиента. Соответственно этот момент в связке с высоким регулятивным фактором и существенным ростом объема отказов от страховых продуктов должен повлиять на процесс. Однако есть сомнения, что это произойдет в будущем году. Скорее этот тренд будет меняться постепенно, в течение двух-трех лет.

— Рынки каких стран вы рассматриваете в качестве приоритетных?

— Почти два года мы плотно работаем над возможностью выхода на рынок Индии. Но это огромный рынок, разные штаты, различные языки, собственный менталитет. Нахрапом его не возьмешь. Поэтому мы не форсируем процесс, рынок стоит того, чтобы планомерно готовиться к выходу на него.

— В этом году вы вошли в состав Генсовета «Деловой России», возглавив подкомитет по развитию правовой грамотности. Какие мероприятия уже реализуются в этом направлении в рамках «Деловой России», какие запланированы на будущий год?

— Совершенно верно, весной этого года я вошел в состав Генсовета «Деловой России». Организация представляет интересы предпринимателей всех регионов нашей страны, и я вижу эффективность этой работы. При этом «Деловая Россия» для нас —  давний партнер. С 2016 года мы вместе с «Деловой Россией», Ассоциацией юристов России и рядом других общественных организаций ведем масштабный федеральный проект по развитию правовой грамотности граждан — Всероссийский правовой диктант. На мой взгляд, это очень важный инструмент для повышения правосознания нашего общества, искоренения правового нигилизма. Мы могли бы сделать этот проект и самостоятельно, как бизнес, но тогда могло бы возникнуть впечатление, что это делается с какими-то корыстными интересами.

Войдя в состав Генсовета, я получил предложение возглавить подкомитет по развитию правовой грамотности в рамках работы комитета правовых услуг и экспертизы законопроектов. Уровень правовой культуры сегодня в стране, к сожалению, оставляет желать лучшего. Поэтому мы будем проводить Всероссийский правовой диктант и для граждан и, отдельно, для предпринимателей. Мы разрабатываем «Тревожную кнопку» — специальное приложение для предпринимателей, где они могут получить правовую помощь, консультации. Здесь мы задействуем и ресурс «ЕЮС», и ресурс «Деловой России». Еще одно направление: создание портала правовой грамотности для предпринимателей, где бизнесмены смогут в любой момент получить оценку своих знаний, предпринимательских навыков, рекомендации относительно того, над чем стоит работать, ознакомиться с актуальными изменениями в законодательстве, касающимися непосредственно сферы их деятельности, и так далее. Надеюсь, что с нашей помощью предпринимательство перестанет быть экстремальным видом спорта.

Опубликовано с сокращениями, полную версию можно прочитать на сайте "Банковского обозрения"

Что будет с рублем и долларом в апреле? Валютный прогноз
«Деловая Россия» предложила выдавать ипотеку на первичное жилье под 2% годовых
Организация предлагает осуществить это с помощью государственного субсидирования ставок
«Деловая Россия» и АДВ попросили власти поддержать рекламную индустрию
Авторы письма призвали государство помочь, пока не поздно
«Деловая Россия» направила Мишустину новый пакет предложений по поддержке бизнеса
В частности, бизнес-объединение просит отсрочить уплату налога на доход физических лиц до конца года
Эффект замены: в РФ подготовили новую стратегию индустриализации
Только до 2024 года на нее потребуется 3 трлн рублей
COVIDовый вычет: за нерабочую неделю бизнес может потерять до 1 трлн рублей
Но эти средства будут компенсированы господдержкой и повышением производительности после окончания выходных
"Деловая Россия" просит Мишустина запретить банкам повышать ставки по кредитам бизнеса
Партнёры