RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Новости » Сценарии и прогноз развития отражают пассивность государства в отношении бизнеса и экономики

Сценарии и прогноз развития отражают пассивность государства в отношении бизнеса и экономики 14 июня 2005

16 июня правительство планирует обсудить среднесрочную программу экономического развития по 2008 год и среднесрочный финансовый план. Председатель Экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян в "Российской бизнес-газете" высказал точку зрени

Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь изучать предложенные правительством сценарии и прогноз развития российской экономики до 2008 года, - чрезвычайно большой разброс вариантов динамики отдельных показателей. По-видимому, правительственные эксперты за многие годы составления различных планов и программ так и не научились прогнозировать на должном уровне. В результате ни один сценарий за последние 13 лет так и не был реализован.

Боюсь, что и нынешний документ ждет та же судьба. Начнем с инфляции. И в оптимистическом (инновационном), и в пессимистическим (инерционном) вариантах прогноз роста цен - менее 10 процентов на 2005 год и около 5 - к 2008 году. Совершенно очевидно, что в условиях высоких мировых цен на нефтепродукты, бензин вряд ли станет дешеветь в России.

Если же учесть прогнозируемый многими экспертами рост цен на нефть до 70 долларов за баррель, то "импортируемой" инфляции нам не избежать. Не удивлюсь, если в результате уровень инфляции в 2005 году окажется в интервале 13-15 процентов. И совершенно очевидно, что 4-5 процентов в 2008 году - это также иллюзия.

Не менее странным выглядит и прогноз мировых цен на углеводороды. Нам кажется, что он занижен. Средняя цена в 2005 году будет выше 40 долларов за баррель (в документе она от 36 до 39) и далее будет лишь повышаться, а не снижаться, как думают правительственные эксперты. Соответственно будут принципиально иными условия для прогнозирования. Доходы бюджета (включая Стабилизационный фонд) будут выше, изменятся параметры валютных резервов, прироста денежной массы, более мощным будет давление в сторону укрепления рубля.

С одной стороны, проще будет выполнить социальные обещания - увеличить к 2008 году в два раза зарплаты бюджетникам и пенсии. С другой стороны, инфляционное давление на рынке также увеличится, что вряд ли будет способствовать улучшению состояния дел в экономике.

Оба представленных правительственными экспертами варианта сильно отличаются друг от друга и по росту ВВП, и по объемам внешней торговли, и по размерам государственных капитальных вложений, и по денежным доходам населения, и по ряду иных ключевых показателей. Но что роднит оба варианта - фактическое отсутствие активной роли правительства в исполнении прогнозов.

Оба варианта - эклектическая смесь различных предположений относительно динамики в основном внешних для нашей экономики и для нашего правительства факторов. Ведь даже инициатива о резком росте социальных выплат исходила не от правительства, а от президента страны. А вот красивые идеи о частно-государственном партнерстве, о гарантийной поддержке экспорта, об активном развитии технопарков фактически так и остались на бумаге. За год в этих направлениях так ничего сделано не было и нет каких-либо намеков на то, что будет делаться. Слов, конечно, много. Но все тонет в согласованиях.

Это означает, что из двух вариантов, предложенных в документе, наиболее вероятным представляется инерционный (пессимистический), который тем не менее будет несколько перевыполнен за счет более высоких мировых цен.

Вряд ли можно рассчитывать на существенный рост инвестиционной активности частных инвесторов в условиях слабой защиты прав инвесторов. А ведь это фактор, который бы дал, по мнению авторов документа, как минимум 0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2006 году и по 0,4 - в последующие годы. На наш взгляд, этот фактор вообще ключевой для российской экономики, и его вклад мог бы быть гораздо большим. Однако это зависит от двух принципиальных моментов - от готовности бизнеса выйти из тени и от создания правительством условий для начала активной модернизации производственных фондов.

К сожалению, в документе об этом нет даже намека. Все, что сказано там о налоговых инициативах, уже хорошо известно, однако этого явно недостаточно. И ускоренное списание амортизации на вводимые основные средства в размере 10 процентов, и установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, и списание расходов на НИОКР в течение 2 лет, и некоторые другие идеи - это, конечно, шаг вперед. Однако это шаг маленький, не позволяющий России выйти на более существенные темпы роста - более 7 процентов ВВП ежегодно. Изложенные в документе налоговые и иные предложения отражают общую пассивность правительства в направлении развития бизнеса и экономики в целом. Как следствие, естественные пределы для такой политики - не более 6 процентов роста ВВП.

Я полагаю, и это мнение разделяется и Торгово-промышленной палатой РФ, и "Деловой Россией", что экономика России может уже сейчас расти более высокими темпами. Для этого надо наладить нормальный диалог бизнеса и власти, снизить ЕСН до 15 процентов для малого и среднего бизнеса, ликвидировать пошлины на импорт промышленного оборудования, запчастей и комплектующих к нему, более широко внедрять практику предоставления инвестиционных налоговых кредитов и льгот за создание рабочих мест. Тогда мы по-настоящему сможем опереться на силы отечественного бизнеса, меньше будем зависеть от "внешних факторов" и, как следствие, будем иметь реальные, а не условные сценарии развития страны.

Теги:
К утилизации подойдут с огоньком
Сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии хотят признать переработкой
Титов предложил доработать неприкосновенность деклараций амнистии капитала
Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузилась
Верховный суд разъяснил, как считать сроки давности по налоговым преступлениям
Но бизнес все равно недоволен его постановлением
От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Лизинг становится частью экосистем крупных банков
Зачем кредитным организациям лизинг и что они могут предложить рынку
Драйвер российской экономики оказался слишком грязным
Добыча полезных ископаемых лидирует по выбросам и отходам
Партнёры