RU / EN
Главная » Регионы » Приволжский ФО » Республика Татарстан » Новости » Собираемость НДС: пора развеять мифы

Собираемость НДС: пора развеять мифы 04 мая 2016

Член татарстанского отделения «Деловой России» Тахир Давлетшин

Анализу собираемости НДС посвящено множество исследований, оценка собираемости разными специалистами оценивается от 10 % до 100 % с лишним, при этом, оценки носят в основном экспертный характер.

Минфин РФ оценивает собираемость НДС в 94 -97 %, при этом, эта цифра на первый взгляд кажется неправдоподобной ввиду того, что уклонение от НДС является одним из самых распространенных видов правонарушений в налоговой сфере. Поэтому, представляется важным определить потенциальный уровень налоговых сборов, уровень собираемости налога, если собираемость высокая и коррелирует с цифрами Минфина РФ, за счет чего это достигается.

В настоящей статье проведен критический анализ методики прогнозирования поступлений в бюджет НДС и оценки его собираемости, принятой Минфином РФ, недостатки имеющихся экспертных оценок, основанных на основе данных добавленной стоимости по экономике и потребительских расходах населения .

Проведена детальная оценка потенциальных налоговых сборов и собираемости НДС исходя из объема и структуры потребительских расходов населения.

Указаны недостатки Гл. 21 НК РФ, которые являются первопричинами проблем в администрировании и уплате НДС, разброса в оценках собираемости: несоответствие сущности налога его названию, объекту налогообложения, отсутствие гармонизации налоговых режимов. Подчеркнута необходимость трактовки НДС в российском законодательстве как налог на конечное потребление (или же, налог на товары и услуги - НТУ).

Налог на добавленную стоимость (далее НДС) один из основных косвенных налогов. НДС является одним из важнейших бюджетообразующих налогов во всех государствах, в которых он существует (во Франции - 45%, в Великобритании и Италии – 25 % налогов и сборов), в т.ч. и в России, доля которого в доходах Федерального бюджета доходит до 30 %. Поэтому, вопрос собираемости НДС, реальных размеров потерь для бюджета от приме-нения различных схем уклонения от уплаты НДС или его возмещения важный, этому пос-вящено множество исследований (1)(_М. Казакова, А. Кнобель, И. Соколов «Качество администрирования НДС в странах ОЭСР и России. Реформирование российской системы взимания налога» Серия Научные труды ИЭПП N 134Р. М.: ИЭПП, 2010)

НДС в настоящее время введен в 160 странах, причем в подавляющем большинстве стран применяется принцип страны назначения – НДС взимается в стране потребления товара независимо от места происхождения товара, установился он в форме налога на конечное потребление, с разными ставками на различные виды товаров (работ, услуг), для расчета суммы налога к уплате в бюджет применяется зачетный метод по счетам (invoice-credit system). Зачетная схема исчисления и уплаты НДС является наименее затратной и наиболее эффективной схемой налогообложения добавленной стоимости. В соответствии с этой схемой, на основании которой построен и российский НДС, по итогам каждого налогового периода налогоплательщик исчисляет сумму налога как долю от всего объема реализованных налогооблагаемых товаров (работ, услуг), а сумму налоговых обязательств перед бюджетом - как разницу между указанной суммой и суммой налога, уплаченного поставщикам (таможенным органам) в данном налоговом периоде при приобретении (импорте) налогооблагаемых товаров, работ или услуг (invoice-credit system).(2) ( Налог па добавленную стоимость . Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. Научные труды ИЭПП N 19Р. М.: ИЭПП, 2000).

При этом фактическим, конечным плательщиком налога выступает конечный потребитель, сумма налога включена в цену товара (работ, услуг), предприниматель же, хотя и вовлечен в процесс взимания налога, является своего рода сборщиком налога, исполняющим свою часть обязанности уплаты в бюджет налога, согласно принятому в стране методу, при этом налог (и ставка налога) не влияет на финансовый результат деятельности предпринимателя, что должно обеспечиваться институтом вычета.

В результате, бремя уплаты НДС ложится на конечного потребителя, и не должно ложиться на предпринимателей, в чем заключается его нейтральность.

Однако, в российском законодательстве о налоге на добавленную стоимость имеются противоречия: название налога - налог на добавленную стоимость, объектом налогообложения названа реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) (ст. 146 НК РФ), налоговая база же установлена как сумма выручки (ст.153 НК РФ), а по существу НДС в России, как и в ЕС, есть налог на конечное потребление. Эти противоречия влекут за собой проблемы в понимании налога, неопределенность в объекте налогообложения и налоговой базе, как следствие, и разные толкования сущности НДС (3) («Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов» Т. Давлетшин «Налоговый Вестник» № 10 год 2015). НДС является инструментом в политических дебатах, проблема подхваты-вается публицистами от экономики, принимает гипертрофированные формы – некоторые называют цифры собираемости НДС на уровне 10-30 %. Некорректным оценкам спо-собствуют разночтения НК РФ, обусловленные тем, что объектом налогообложения названа реализация товаров (работ, услуг), понятие собираемости налогов допускает множество вариантов толкования. Поэтому, необходимо реформирование Главы 21 НК РФ, в которой объектом налогообложения будет выступать конечное потребление юридических и физических лиц.

Существующие оценки собираемости НДС и их недостатки

В настоящей работе под «собираемостью налога» подразумевается показатель, характеризующий отношение фактически собранного объема налоговых платежей к тому объему, который теоретически мог бы быть получен с фактической налоговой базы.

Минфин РФ, в соответствии с НК РФ, производит расчет предполагаемых поступлений в бюджет НДС исходя из прогнозов совокупного начисленного НДС по всей экономике за минусом налоговых вычетов за предыдущий год с учетом прогнозируемой инфляции и роста ВВП.

Так, из Пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" следует, суммы начисленного налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов, за исключением вычетов по ввозимым товарам и товарам, реализуемым по нулевой ставке, на 2014 год составляют в размере 34 120 801,0 млн. рублей (46,54% к ВВП) и 28 780 895,6 млн. рублей (39,26% к ВВП) соответственно. При определении начисленного налога в процентах к ВВП учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2013 год (46,12% к ВВП) с учетом прироста на 0,42 процента; при определении основных налоговых вычетов - сложившаяся доля основных налоговых вычетов в сумме начисленного налога (84,40%) с учетом снижения на 0,05 процента (84,35%) в связи с планируемым снижением налоговых вычетов по капитальному строительству.

Таким образом, с учетом начисленного налога 34 120 801,0 млн. рублей (46,54% к ВВП), общей суммы налоговых вычетов с учетом вычетов по ввозимым товарам и товарам, реализуемым по нулевой ставке , 31 911 950,2 млн. рублей (43,53% к ВВП), уровня собираемости 97,0%, рассчитанного по оценке 2013 года 96% с ростом на 1,0 процента, расчетная сумма налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ определена в размере 2 142 585,2 млн. рублей.

 Насколько ущербна эта методика, объяснять не приходится: начисленный налог 34 120 801,0 млн. рублей (46,54% к ВВП) и общая сумма налоговых вычетов 31 911 950,2 млн. рублей (43,53% к ВВП) приняты за реальность, собираемость налога принята за 96 % как аксиома. Задача Минфина и ФНС не снижать налоговые поступления на уровне предыдущих лет с учетом прогнозируемой инфляции и роста ВВП, поэтому, в следующем году также «достигается» высокий уровень собираемости налога. При таком подходе очевидна высокая собираемость налога – она должна быть близка к 100 %, а 96 % собираемости обусловлена неплатежеспособностью законопослушных налогоплательщиков. Расчет собираемости по методу — «уплачено/начислено» — не дает возможности оценить потенциаль­ный объем поступлений в бюджет, т.к. не учитывает масштабы уклонения от налогообложения, а также не позволяет выявлять влияние различных макроэкономических факторов на уровень собираемости налога.

Что касается налоговых поступлений по ввозимым товарам здесь большая ясность: поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 1 813 764,7 млн. рублей (2,47% к ВВП), определяется исходя из объема экспорта. Хотя и в НДС по ввозимым товарам в последние годы произошло непредвиденное: рост курса доллара и падение физического объема импорта, но в итоге первое компенсировало второе, и поступления в бюджет НДС в рублях несколько выросли.

 Принятая Минфином РФ методика расчета прогнозных цифр поступлений в бюджет НДС и его собираемости продиктованы действующим законодательством: ст.153 НК РФ в качестве налоговой базы НДС установлена сумма выручки. Поэтому, Минфин РФ суммирует начисленный налог по всей экономике, который априори есть сумма деклараций законопослушных налогоплательщиков, и вычитает из него налоговые вычеты по всей экономике, в данном случае декларации законопослушных и незаконопослушных налогоплательщиков. Налоговая база по всей экономике не коррелирует не с одним из макроэкономических показателей, а начисленный налог 34, 1 трлн. рублей, составляющий 46,54% к ВВП, показывает – такого налога быть не может, надо менять законодательство.

В.А. Кашин, М.Д. Абрамов (Промышленная политика и налоговое регулирование. Институт проблем рынка АН РФ, Москва, 2015, стр. 26-27)(4) , рассчитывают потенциальный НДС исходя из совокупной добавленной стоимости в экономике. Из суммы валовой добавленной стоимости 57,5 трлн. руб. в 2013 г. авторы исключают сумму 18,4 трлн. руб. добавленной стоимости, неподлежащей налогообложению НДС, добавленную стоимость предприятий, работающих на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ЗАТО), с учетом, того, что некоторые товары облагаются НДС по ставке 10%, приходят к выводу, что в 2013 г. ФНС должна была собрать НДС в сумме 6,4 трлн. руб., а собрала 1,9 трлн. руб., т.е. собираемость налога составила 1,9:6,4х100% = 29,7%. Однако, во-первых, авторы не учли, что налогом облагается только добавленная стоимость, которая идет на потребление, выделить эту часть представляется проблематичным, во-вторых, собранная в бюджет сумма НДС указана неверно, без учета НДС по ввозимым товарам - совокупные поступления в бюджет НДС в 2013 году составили 3,54 трлн. руб.

Адекватную оценку потенциальной суммы налога и его собираемости НДС дала бы методика, основанная на определении объема конечного потребления в качестве налоговой базы, исходя из потребительских расходов физических лиц и непроизводственных материальных расходов юридических лиц. Например, в Великобритании составляется расчет потенциальных налоговых сборов по НДС (VAT Theoretical Tax Liability, сокращенно VTTL) на основе национальных данных о потреблении, которые впоследствии сравниваются с фактическими поступлениями НДС для определения разрыва в поступлениях НДС (VAT tax gap). Величина данного разрыва за период с 2002 по 2007 г. колеблется в пределах от 12,4 до 16,1% VTTL. В других европейских странах осуществляются менее строгие оценки, которые также свидетельствуют о том, что потери от неуплаты НДС в результате мошенничества составляют около 10% общего объема поступлений налога. (1) (_М. Казакова, А. Кнобель, И. Соколов «Качество администрирования НДС в странах ОЭСР и России. Реформирование российской системы взимания налога» Серия Научные труды ИЭПП N 134Р. М.: ИЭПП, 2010)

Методика определения потенциальных налоговых сборов и его собираемости по реальным показателям конечного потребления устранила бы все неясности и неопределенности, поскольку уровень потребления поддается детальной оценке. Установление в НК РФ конечного потребления товаров (работ, услуг) физических и юридических лиц как объект налогообложения НДС устранило бы множество противоречий.(3) (« Нейтраль-ность НДС и гармонизация налоговых режимов» Т. Давлетшин «Налоговый Вестник» № 10 год 2015).

Свои оценки потенциальных налоговых поступлений НДС исходя из потребительских расходов населения делают сторонники прямого метода начисления НДС Глазьев С.Ю., Абрамов М.Д., Кашин В.А. и др. Однако, авторы не уделяют должного внимания всем аспектам налогообложения, ограничиваются поверхностными суждениями, в результате приходят к неверным выводам о низкой собираемости налога. Так, исходя из совокупных потребительских расходов россиян в 2013 году 43,684 трлн руб, Ликбез в защиту рубля и национальной финансовой политики» Глазьев С.Ю., «Промышленные ведомости» №2 год 2015) (5) приходит к заключению, что номинальный налог должен составить 7,997 триллионов рублей, в то время как реальные поступления в бюджет НДС составили 2 триллиона рублей, таким образом, собираемость находится на уровне 25 – 30 %. «Спрашивается, куда подевались остальные 5,886 трлн. рублей ?» - вопрошает г-н Глазьев, и делает заключение: «Можно предположить, что они были либо присвоены при реализации товаров в торговой сети, в том числе – посредниками, либо уворованы под предлогом возврата псевдо-НДС с фиктивного экспорта, либо по цепочкам платежей каким-то образом попали предприятиям, изготовителям конечной продукции, вместе с платежами за ее реализацию».

Автором не принято во внимание тот факт, что не все потребительские расходы населения идут на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых НДС, а также в цепочке производства и торговли имеются «освобожденцы» от НДС. Так же неправильно указана сумма поступлений в бюджет: не учтена сумма НДС по ввозимым товарам, совокупные поступления в бюджет НДС в 2013 году составили 3,54 трлн. руб. (Казначейство РФ).

Не выдерживают критики категоричные утверждения о триллионных суммах незаконного возмещения НДС экспортерами, о которых заявляют В.А. Кашин, М.Д. Абрамов (Промышленная политика и налоговое регулирование. Институт проблем рынка АН РФ, Москва, 2015, стр. 26-27) (4), основываясь на статистических данных о том, что за 2000 – 2012 годы при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз.

Однако, эти утверждения требуют обоснования, которого нет. За эти годы произошел взрывоподобный рост затрат, без детального анализа этого фактора всякие заявления беспочвенны. Из («Анализ динамики и структуры затрат в нефтегазовом комплексе России в период 2000-2011 гг. и прогноз до 2020» Ю.В. Синяк, А.Ю. Колпаков «Проблемы прогнозирования», №5 год 2014) (6) следует: за период 2000-2011 гг. величина удельных операционных затрат в нефтедобывающем секторе выросли с 32,9 до 138,8 долл./т (рост в 4,2 раза), в сегменте магистрального трубопроводного транспорта нефти с 3,2 до 66,0 долл./т, (более чем в 20 раз), в сегменте нефтепереработки с 8,2 до 182,1 долл./т, (более чем в 20 раз) и т.д. Рост начисленной заработной платы в 2000 г. 2223 руб/мес и 26690 руб/мес в 2012 г. – рост 12 кратный. Кроме этого, многократно выросли удельные капитальные затраты во всех экспортно ориентированных отраслях экономики. Нет информации, за счет чего достигнут 5-тикратный рост экспорта – увеличению цен, или же, имеется рост и физического объема экспорта. Также нет анализа статуса экспортеров – сами производители, или же специальные внешнеторговые фирмы являются экспортерами, без чего невозможно определить, выросли нарушения, или нет.

Основываясь на ошибочных суждениях, авторы ставят под сомнение целесообразность института НДС в РФ, или же предлагаются изменения в НК РФ, де-факто превращающие НДС в РФ из косвенного налога в прямой, что является анахронизмом, противоречит принципам налогового права, к тому же усложняет бухгалтерский учет в РФ.

В («Общие и проблемные аспекты правового регулирования налога на добавленную стоимость», Г.Ф.Ручкина, Е.В. Терехова «Юридический мир», №1, год 2014,)(7) рассматриваются вопросы, касающиеся проблемных аспектов НДС, однако, анализ статьи только подтверждает, что, проблема столь запущенная и запутанная, даже специалисты не имеют ясного представления о сущности НДС в России, о собираемости налога. Без необходимого анализа, голословно утверждается, что федеральный бюджет теряет огромные финансовые ресурсы вследствие недобросовестных налогоплательщиков, в результате которых поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из существующей налоговой базы.

Далее утверждается, что по различным статистическим данным аналитиков, государство теряет около 25 % налоговых поступлений НДС. Несмотря на противоречивость статьи, она не худшая из множества работ, посвященных данной тематике.

Среди «инноваций» в налоговой сфере, порожденные непониманием сущности НДС, можно упомянуть предложения различных авторов о распределении НДС между региональным и федеральным бюджетами 50/50, установление для отдельных отраслей экономики льготных ставок НДС, обложение НДС доходов банков и страховых компаний, отмену возмещения НДС экспортерам и т.п.

Вышеописанное подтверждает, что несовершенство законодательства о НДС, связан-ное с несоответствием названия налога, объекта налогообложения и налогооблагаемой базы, и сущностью налога, вводит в заблуждение даже специалистов, и как следствие порождает хаос в администрировании налога и столь широкий диапазон разброса оценок собираемости НДС.

Субъекты потребления и их вклад в поступления НДС.

Для целей определения потенциального сбора НДС рассмотрим структуру конечного потребления в разрезе субъектов потребления и потенциального вклада каждой категории потребителей в сумму поступлений в бюджет НДС, с учетом качественных параметров потребления – производственного и непроизводственного.

По критерии субъектности потребления можно выделить внутренне потребление и экспорт. Внутреннее потребление можно сгруппировать по категориям потребления:

- личное потребление (физических лиц, домохозяйств);

- потребление организаций (небюджетных), в т.ч. производителей товаров (работ, услуг), необлагаемых НДС;

- государственное потребление, в т.ч. потребление бюджетных организаций.

Качественно выделяются производственное потребление и непроизводственное. Производственное потребление - использование ресурсов: орудий труда, сырья, материалов, энергии, информация, рабочей силы и т. д. в процессе производства для создания новых продуктов, облагаемых НДС.

Экспорт продукции облагается НДС по ставке 0 %, оплаченный экспортерами НДС полностью возмещается из бюджета, таким образом, экспорт не дает вклад в поступление бюджет НДС. Однако, из-за сложностей возмещения из бюджета часть законопослушных налогоплательщиков не могут получить возврат уплаченного НДС (происходит переплата), а недобросовестные умудряются получить незаконное возмещение из бюджета (хищение бюджетных средств), но эти суммы не могут оказать значительное влияние на собираемость в целом.

Государственное потребление не дает вклад в сумму поступлений в бюджет НДС, т.к. вся сумма НДС, оплаченная поставщикам товаров (работ, услуг, имущественных прав) государством, поступает в бюджет при производстве и обращении (за исключением доли в НДС «освобожденцев» в цепочке производства и обращения). Таким образом, государственное потребление дает незначительный вклад в НДС со знаком «минус»

Потребление организаций в основном производственное, НДС оплачивает конечный потребитель их продукции – физические и юридические лица и государство. Не возмещается из бюджета НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не используются для создания товаров, облагаемых НДС («конечное потребление» юридических лиц), эти суммы незначительные, поэтому в данном исследовании их не учитываем.

Особая категория юридических лиц – чьи товары (работы, услуги) не облагаются НДС, при этом они сами являются налогоплательщиками НДС при приобретении ресурсов (банки, страховые компании и пр.).

Основной вклад в сумму поступлений в бюджет НДС дает личное потребление физических лиц и домохозяйств, расчет которого приводится ниже.

Потенциальные налоговые сборы НДС исходя из объемов конечного потребления.

В настоящей работе потенциальные налоговые сборы в бюджет НДС рассчитаны на основании данных Росстата о потребительских расходах населения, структуры торговли, налоговых режимах организаций торговли и услуг, установленные налоговые ставки.

Согласно НК РФ разные товары (работы, услуги, имущественные права) облагаются разными ставками 18, 10, и 0 %, есть необлагаемые товары (работы, услуги, имущественные права) (выделены курсивом). Также имеются организации на специальных налоговых режимах и физические лица, освобожденные от уплаты НДС в бюджет по налогооблагаемым товарам (работам, услугам). Часть расходов не связана с приобретением, это налоги и другие обязательные сборы.

Структура использования доходов населения России в 2013 году (из общей суммы в 43,7 трлн рублей) следующая (Росстат):

   - Покупка товаров и оплата услуг: 73,4 % (32,8 трлн рублей), из них:

   - покупка товаров: 55,7 % (24,9 трлн рублей);

   - оплата услуг: 15,5 % (6,93 трлн рублей);

   - прочее 2,2 % (0,97 трлн. рублей)

   - Расходы на покупку недвижимости: 3,9 % (1,75 трлн рублей);

   - Обязательные платежи и разнообразные взносы: 11,5 % (5,14 трлн рублей):

   - Сбережения во вкладах и ценных бумагах: 6,3 % (2,81 трлн рублей):

   - Финансовые операции: 4,7 % ( 2,1 трлн. руб):

   - Изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей: 4,5 % (2,03 трлн рублей);

   - Изменение задолженности по кредитам: −5,2 % (-2,31 трлн рублей);

   - Деньги, отосланные по переводам: 0,2 % (75,0 млрд рублей);

   - Прочее : 0,3 % (105 млрд рублей);

   - Превышение доходов над расходами: 0,7 % (332 млрд рублей).

Таким образом, вклад в поступления в бюджет НДС дает 77,3 % потребительских расходов населения, что составляет 34,55 трлн. руб. Рассмотрим более подробно структуру этих расходов, и определим потенциальную сумму поступлений НДС в бюджет, с учетом товаров (работ, услуг) с налоговыми ставками 18 % и 10 %, доли в продажах организаций на специальных налоговых режимах и физических лиц, освобожденных от уплаты НДС в бюджет по налогооблагаемым товарам (работам, услугам).

Услуги:

- расходы на транспорт: 2,9 % (1,29 трлн руб. х0,18/1,18= 197 млрд. руб.);

- оплата услуг связи: 2,7 % (1,23 трлн руб.х0,18/1,18= 188 млрд. руб.);

- оплата жилья и коммунальных услуг: 4,5 % (2,02 трлн руб.х0,18/1,18= 308 млрд.руб);

- оплата бытовых услуг: 1,7 % (750 млрд руб.х0,3х 0,18/1,18 = 34 млрд. руб коэффициент 0,3 взято исходя из того, что доля материальных расходов в бытовых услугах мала);

- оплата услуг системы образования: 1,0 % (449 млрд.рубх0,3х0,18/1,18= 20 млрд. руб);

- расходы на путёвки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги: 1,4 % (647 млрд руб. х0,3х0,1/1,1 = 17,6 млрд. руб.);

- расходы на кино, театры и другие зрелища: 0,4 % (165 млрд рубх0,3х0,18/1,18=7,5 млрд. руб);

- прочие услуги: 0,8 % (369 млрд руб. х0,18/1,18 = 56,3 млрд. руб.)

Итого потенциальные налоговые сборы НДС по виду экономической деятельности «Услуги» составляют 828 млрд. руб.

Расходы на покупку недвижимости: 3,9 % (1,75 трлн. руб.х0,5х0,18/1,18 = 133млрд. руб (коэффициент 0,5 взято исходя из того, что часть жилья покупается на вторичном рынке, а услуги застройщиков жилья освобождены от НДС);

Розничная торговля. По данным Росстата в 2013 году объем розничной торговли составлял 23,668 трлн. руб. (53 % потребительских расходов), где были совершены основные покупки, и покупки товаров с использованием банковских карт 982 млрд рублей (2,2 %), прочее 950 млрд. рублей (2,1 %), всего 25,6 трлн. рублей (57,3 %).

 По структуре товарной номенклатуры 45 % - продовольственные товары, 55 – промышленные товары, в т.ч. фармацевтические. 35 % товаров облагается НДС по ставке 10 % (лекарственные средства, продовольствие, товары детского ассортимента и пр. услуги), остальные 65 % - по ставке 18 %.

35 % объема розничной торговли приходится на крупные предприятия, 65 – малый бизнес, магазины, общепит, открытые рынки и т.д. (Росстат, Торговля в 2013 г.)

Потенциальные налоговые сборы НДС по линии розничной торговли (35 % - ставка 10, 65 % - ставка 18), при отсутствии «освобожденцев», составляют 3353 млрд. рублей, в т.ч.:

- по ставке 10 % 25,6 х0,35 =8,96 трлн. руб (в идеале, НДС = 8,96х0,1/1,1= 815 млрд. руб)

- по ставке 18 % 25,6 х 0,65 = 16,64 трлн. руб. (в идеале, НДС= 16,64х0,18/1,18=2538 млрд.руб).

Однако, значительная часть розничной торговли составляют обороты малых предприятий, освобожденных от НДС. Де-факто российская торговля освобождена от налогообложения, поступления в бюджет налогов и сборов от предприятий розничной торговли незначительны, и по данным Росстата в 2013 году составили 327 млрд. руб., в т.ч. НДС – 99 млрд. руб. Средний уровень торговой наценки в рознице по данным Росстата составляет 26 %, доля производителей и оптовиков в цене товара составляет 100х 1,0/1,26 = 79,4 %, а собираемость НДС у производителей и оптовиков примем за 96 % (Минфин РФ), потенциальные поступления НДС в бюджет по линии розничной торговли составит:

99 + (815 + 2538) х 0,794х0,96 = 99 + 3353 х 0,794х0,96 = 99 + 2556 = 2655 млрд. руб.

В итоге, суммируя НДС по услугам, недвижимости и розничной торговли получим потенциальную сумму поступлений в бюджет НДС: 828+133+ 2655 = 3616 млрд. руб.

Сюда может включиться незначительная сумма НДС от «Потребления» юридических лиц (детализация требует дополнительных исследований):

– расходы и инвестиции организаций в объекты, не генерирующие НДС («конечное потребление» юридических лиц) - это десятки миллиардов рублей;

- уплаченный налогоплательщиками НДС, чьи товары (работы, услуги) не облагаются НДС (банки, страховые компании и пр.) - это в пределах сотни миллиардов;

- двойное налогообложение на стыке ОСНО – Спецрежимы, также десятки, или же сотня миллиардов.

Таким образом, потенциальный сбор НДС не превышает 4 трлн. рублей.

По данным федерального казначейства в 2013 году поступило в бюджет НДС 3539 млрд. руб., в т.ч. : по товарам, реализуемым на территории РФ – 1868 млрд.руб., по ввозимым товарам – 1671 млрд. руб.

Таким образом, поступления в бюджет НДС близки к потенциально возможным (номинальным), не один налог не может сравниться с ним в собираемости. Это при том, что не ставим под сомнение данные Росстата о денежных доходах и расходах населения, которые, по мнению экспертов, завышены, что подтверждается также анализом поступлений НДФЛ и взносов в социальные фонды.

В чем же тогда проблема ?

На взгляд автора, проблема НДС в несовершенстве законодательства, проявляется для конкретного налогоплательщика в виде отсутствия гармонизации налоговых режимов на стыке ОСНО-Спецрежимы, когда НДС превращается в налог с оборота (« Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов» Т. Давлетшин «Налоговый Вестник» № 10 год 2015) (3) , а также трудностей в возмещении НДС из бюджета уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) налога из-за излишне строгих требований ФНС(« Принцип нейтральности НДС и подходы судебной практики» А.Д.Шелкунов «Закон» № 4 год 2014) (8), что приводит к двойному налогообложению законопослушных налогоплательщиков, нарушает принцип нейтральности НДС и дискредитирует институт НДС.

Бюджет напрямую не теряет в НДС, поскольку потенциальные потери бюджета из-за уклонения от налогообложения недобросовестных налогоплательщиков компенсируются за счет двойного налогообложения законопослушных налогоплательщиков, в основном налогоплательщиков – субъектов микробизнеса, не оставляя для них никаких шансов оставаться в правовом поле («Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса» А. Туфетулов, Т. Давлетшин, С. Салмина «Налоговый Вестник» № 10,2014 год) (9). Первоочередная задача - не увеличение ставок НДС и поступлений в бюджет, а устранение недоработок и недостатков Гл. 21 НК РФ «НДС», чтобы этот налог стал действительно нейтральным и одним из самых простых в исчислении и уплате.

Каждый раз, когда слышатся призывы кратно (даже многократно) увеличить поступления в бюджет НДС, необходимо помнить, что НДС - налог на конечное потребление, т.е. на граждан, они и так значительны:

В 2013 году это 3539 млрд. руб. : 142 млн. населения = 25 тыс. руб. с человека,

По данным Казначейства РФ в 2015 году в бюджет поступило НДС 4227 млрд. руб, или же, в пересчете на душу населения, 4227 млрд. руб : 146 млн. населения = 29 тыс. руб. с человека.

Резюме: Анализ потенциальных поступлений НДС в бюджет и его собираемости исходя из потребительских расходов населения показывает, что собираемость НДС в РФ высокая, близка 100 % и коррелирует с данными Минфина РФ. Однако, это не свидетельствует о благополучии в администрировании и уплате НДС, а высокая собираемость связана с трудностями возмещения НДС из бюджета уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг и пр.) налога, а также двойного налогообложения на стыке ОСНО – Спецрежимы, что нарушает принцип нейтральности НДС и дискредитирует институт НДС. При этом, излишние усилия в борьбе с незаконным возмещением НДС не приведут к значительному увеличению поступлений в бюджет налога, даже не к «уходу в тень», а к падению деловой активности и уменьшению налоговой базы. А недоработки законодательства НДС при усилении администрирования налога в первую очередь разрушают микробизнес, где заняты миллионы граждан, и не оставляют им никаких шансов оставаться в правовом поле.

Важность наведения порядка в сфере НДС, в первую очередь в законодательстве, состоит в том, что без этого нельзя добиться увеличения собираемости других нало-гов и сборов – НДФЛ и взносов в социальные фонды, там, где действительно ката-строфическая ситуация. Реформирование НДС не приведет к значительному увеличению поступлений в бюджет НДС, а приведет к увеличению поступлений НДФЛ по крайней мере на 1 трлн. рублей и взносов в фонды социального страхования на 2 трлн. рублей за счет выхода из тени серого бизнеса.

Неконструктивная полемика по НДС не завершится, пока не будет устранено основное противоречие Главы 21 НК РФ: несоответствие названия налога и объекта налогообложения его сути - по существу НДС в России, как и в ЕС, есть налог на конечное потребление.

Необходима реформа НДС: установление в НК РФ объектом налогообложения конечное потребление физических и юридических лиц, возможно, смена названия налога – налог на товары и услуги (НТУ), что более правильно отражает суть налога.

А зачетный метод по счетам (счет-фактурный, invoice-credit system) расчета налога необходимо установить законодательно.

Литература

  1. М. Казакова, А. Кнобель, И. Соколов «Качество администрирования НДС в странах ОЭСР и России. Реформирование российской системы взимания налога» Серия Научные труды ИЭПП N 134Р. М.: ИЭПП, 2010
  2. Налог па добавленную стоимость . Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. Научные труды ИЭПП N 19Р. М.: ИЭПП, 2000
  3. « Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов» Т. Давлетшин

 «Налоговый Вестник» № 10 год 2015

  1.  В.А. Кашин, М.Д. Абрамов (Промышленная политика и налоговое регулирование. Институт проблем рынка АН РФ, Москва, 2015, стр. 26-27
  2. («Ликбез в защиту рубля и национальной финансовой политики» Глазьев С.Ю., «Промышленные ведомости» №2 год 2015
  3. («Анализ динамики и структуры затрат в нефтегазовом комплексе России в период 2000-2011 гг. и прогноз до 2020» Ю.В. Синяк, А.Ю. Колпаков «Проблемы прогнозирования», №5 год 2014
  4. («Общие и проблемные аспекты правового регулирования налога на добавленную стоимость», Г.Ф.Ручкина, Е.В. Терехова «Юридический мир», №1, год 2014
  5. (« Принцип нейтральности НДС и подходы судебной практики» А.Д.Шелкунов «Закон» № 4 год 2014
  6.  «Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса» А. Туфетулов, Т. Давлетшин, С. Салмина «Налоговый Вестник» № 10,2014 год
  7. Статистические данные из сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, Казначейство РФ, Министерства финансов РФ
Теги:
Партнёры