RU / EN
Главная » Регионы » Приволжский ФО » Республика Татарстан » Новости » Собираемость НДС: пора развеять мифы

Собираемость НДС: пора развеять мифы 04 мая 2016

Член татарстанского отделения «Деловой России» Тахир Давлетшин

Анализу собираемости НДС посвящено множество исследований, оценка собираемости разными специалистами оценивается от 10 % до 100 % с лишним, при этом, оценки носят в основном экспертный характер.

Минфин РФ оценивает собираемость НДС в 94 -97 %, при этом, эта цифра на первый взгляд кажется неправдоподобной ввиду того, что уклонение от НДС является одним из самых распространенных видов правонарушений в налоговой сфере. Поэтому, представляется важным определить потенциальный уровень налоговых сборов, уровень собираемости налога, если собираемость высокая и коррелирует с цифрами Минфина РФ, за счет чего это достигается.

В настоящей статье проведен критический анализ методики прогнозирования поступлений в бюджет НДС и оценки его собираемости, принятой Минфином РФ, недостатки имеющихся экспертных оценок, основанных на основе данных добавленной стоимости по экономике и потребительских расходах населения .

Проведена детальная оценка потенциальных налоговых сборов и собираемости НДС исходя из объема и структуры потребительских расходов населения.

Указаны недостатки Гл. 21 НК РФ, которые являются первопричинами проблем в администрировании и уплате НДС, разброса в оценках собираемости: несоответствие сущности налога его названию, объекту налогообложения, отсутствие гармонизации налоговых режимов. Подчеркнута необходимость трактовки НДС в российском законодательстве как налог на конечное потребление (или же, налог на товары и услуги - НТУ).

Налог на добавленную стоимость (далее НДС) один из основных косвенных налогов. НДС является одним из важнейших бюджетообразующих налогов во всех государствах, в которых он существует (во Франции - 45%, в Великобритании и Италии – 25 % налогов и сборов), в т.ч. и в России, доля которого в доходах Федерального бюджета доходит до 30 %. Поэтому, вопрос собираемости НДС, реальных размеров потерь для бюджета от приме-нения различных схем уклонения от уплаты НДС или его возмещения важный, этому пос-вящено множество исследований (1)(_М. Казакова, А. Кнобель, И. Соколов «Качество администрирования НДС в странах ОЭСР и России. Реформирование российской системы взимания налога» Серия Научные труды ИЭПП N 134Р. М.: ИЭПП, 2010)

НДС в настоящее время введен в 160 странах, причем в подавляющем большинстве стран применяется принцип страны назначения – НДС взимается в стране потребления товара независимо от места происхождения товара, установился он в форме налога на конечное потребление, с разными ставками на различные виды товаров (работ, услуг), для расчета суммы налога к уплате в бюджет применяется зачетный метод по счетам (invoice-credit system). Зачетная схема исчисления и уплаты НДС является наименее затратной и наиболее эффективной схемой налогообложения добавленной стоимости. В соответствии с этой схемой, на основании которой построен и российский НДС, по итогам каждого налогового периода налогоплательщик исчисляет сумму налога как долю от всего объема реализованных налогооблагаемых товаров (работ, услуг), а сумму налоговых обязательств перед бюджетом - как разницу между указанной суммой и суммой налога, уплаченного поставщикам (таможенным органам) в данном налоговом периоде при приобретении (импорте) налогооблагаемых товаров, работ или услуг (invoice-credit system).(2) ( Налог па добавленную стоимость . Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. Научные труды ИЭПП N 19Р. М.: ИЭПП, 2000).

При этом фактическим, конечным плательщиком налога выступает конечный потребитель, сумма налога включена в цену товара (работ, услуг), предприниматель же, хотя и вовлечен в процесс взимания налога, является своего рода сборщиком налога, исполняющим свою часть обязанности уплаты в бюджет налога, согласно принятому в стране методу, при этом налог (и ставка налога) не влияет на финансовый результат деятельности предпринимателя, что должно обеспечиваться институтом вычета.

В результате, бремя уплаты НДС ложится на конечного потребителя, и не должно ложиться на предпринимателей, в чем заключается его нейтральность.

Однако, в российском законодательстве о налоге на добавленную стоимость имеются противоречия: название налога - налог на добавленную стоимость, объектом налогообложения названа реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) (ст. 146 НК РФ), налоговая база же установлена как сумма выручки (ст.153 НК РФ), а по существу НДС в России, как и в ЕС, есть налог на конечное потребление. Эти противоречия влекут за собой проблемы в понимании налога, неопределенность в объекте налогообложения и налоговой базе, как следствие, и разные толкования сущности НДС (3) («Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов» Т. Давлетшин «Налоговый Вестник» № 10 год 2015). НДС является инструментом в политических дебатах, проблема подхваты-вается публицистами от экономики, принимает гипертрофированные формы – некоторые называют цифры собираемости НДС на уровне 10-30 %. Некорректным оценкам спо-собствуют разночтения НК РФ, обусловленные тем, что объектом налогообложения названа реализация товаров (работ, услуг), понятие собираемости налогов допускает множество вариантов толкования. Поэтому, необходимо реформирование Главы 21 НК РФ, в которой объектом налогообложения будет выступать конечное потребление юридических и физических лиц.

Существующие оценки собираемости НДС и их недостатки

В настоящей работе под «собираемостью налога» подразумевается показатель, характеризующий отношение фактически собранного объема налоговых платежей к тому объему, который теоретически мог бы быть получен с фактической налоговой базы.

Минфин РФ, в соответствии с НК РФ, производит расчет предполагаемых поступлений в бюджет НДС исходя из прогнозов совокупного начисленного НДС по всей экономике за минусом налоговых вычетов за предыдущий год с учетом прогнозируемой инфляции и роста ВВП.

Так, из Пояснительной записки "К проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" следует, суммы начисленного налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов, за исключением вычетов по ввозимым товарам и товарам, реализуемым по нулевой ставке, на 2014 год составляют в размере 34 120 801,0 млн. рублей (46,54% к ВВП) и 28 780 895,6 млн. рублей (39,26% к ВВП) соответственно. При определении начисленного налога в процентах к ВВП учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2013 год (46,12% к ВВП) с учетом прироста на 0,42 процента; при определении основных налоговых вычетов - сложившаяся доля основных налоговых вычетов в сумме начисленного налога (84,40%) с учетом снижения на 0,05 процента (84,35%) в связи с планируемым снижением налоговых вычетов по капитальному строительству.

Таким образом, с учетом начисленного налога 34 120 801,0 млн. рублей (46,54% к ВВП), общей суммы налоговых вычетов с учетом вычетов по ввозимым товарам и товарам, реализуемым по нулевой ставке , 31 911 950,2 млн. рублей (43,53% к ВВП), уровня собираемости 97,0%, рассчитанного по оценке 2013 года 96% с ростом на 1,0 процента, расчетная сумма налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ определена в размере 2 142 585,2 млн. рублей.

 Насколько ущербна эта методика, объяснять не приходится: начисленный налог 34 120 801,0 млн. рублей (46,54% к ВВП) и общая сумма налоговых вычетов 31 911 950,2 млн. рублей (43,53% к ВВП) приняты за реальность, собираемость налога принята за 96 % как аксиома. Задача Минфина и ФНС не снижать налоговые поступления на уровне предыдущих лет с учетом прогнозируемой инфляции и роста ВВП, поэтому, в следующем году также «достигается» высокий уровень собираемости налога. При таком подходе очевидна высокая собираемость налога – она должна быть близка к 100 %, а 96 % собираемости обусловлена неплатежеспособностью законопослушных налогоплательщиков. Расчет собираемости по методу — «уплачено/начислено» — не дает возможности оценить потенциаль­ный объем поступлений в бюджет, т.к. не учитывает масштабы уклонения от налогообложения, а также не позволяет выявлять влияние различных макроэкономических факторов на уровень собираемости налога.

Что касается налоговых поступлений по ввозимым товарам здесь большая ясность: поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 1 813 764,7 млн. рублей (2,47% к ВВП), определяется исходя из объема экспорта. Хотя и в НДС по ввозимым товарам в последние годы произошло непредвиденное: рост курса доллара и падение физического объема импорта, но в итоге первое компенсировало второе, и поступления в бюджет НДС в рублях несколько выросли.

 Принятая Минфином РФ методика расчета прогнозных цифр поступлений в бюджет НДС и его собираемости продиктованы действующим законодательством: ст.153 НК РФ в качестве налоговой базы НДС установлена сумма выручки. Поэтому, Минфин РФ суммирует начисленный налог по всей экономике, который априори есть сумма деклараций законопослушных налогоплательщиков, и вычитает из него налоговые вычеты по всей экономике, в данном случае декларации законопослушных и незаконопослушных налогоплательщиков. Налоговая база по всей экономике не коррелирует не с одним из макроэкономических показателей, а начисленный налог 34, 1 трлн. рублей, составляющий 46,54% к ВВП, показывает – такого налога быть не может, надо менять законодательство.

В.А. Кашин, М.Д. Абрамов (Промышленная политика и налоговое регулирование. Институт проблем рынка АН РФ, Москва, 2015, стр. 26-27)(4) , рассчитывают потенциальный НДС исходя из совокупной добавленной стоимости в экономике. Из суммы валовой добавленной стоимости 57,5 трлн. руб. в 2013 г. авторы исключают сумму 18,4 трлн. руб. добавленной стоимости, неподлежащей налогообложению НДС, добавленную стоимость предприятий, работающих на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ЗАТО), с учетом, того, что некоторые товары облагаются НДС по ставке 10%, приходят к выводу, что в 2013 г. ФНС должна была собрать НДС в сумме 6,4 трлн. руб., а собрала 1,9 трлн. руб., т.е. собираемость налога составила 1,9:6,4х100% = 29,7%. Однако, во-первых, авторы не учли, что налогом облагается только добавленная стоимость, которая идет на потребление, выделить эту часть представляется проблематичным, во-вторых, собранная в бюджет сумма НДС указана неверно, без учета НДС по ввозимым товарам - совокупные поступления в бюджет НДС в 2013 году составили 3,54 трлн. руб.

Адекватную оценку потенциальной суммы налога и его собираемости НДС дала бы методика, основанная на определении объема конечного потребления в качестве налоговой базы, исходя из потребительских расходов физических лиц и непроизводственных материальных расходов юридических лиц. Например, в Великобритании составляется расчет потенциальных налоговых сборов по НДС (VAT Theoretical Tax Liability, сокращенно VTTL) на основе национальных данных о потреблении, которые впоследствии сравниваются с фактическими поступлениями НДС для определения разрыва в поступлениях НДС (VAT tax gap). Величина данного разрыва за период с 2002 по 2007 г. колеблется в пределах от 12,4 до 16,1% VTTL. В других европейских странах осуществляются менее строгие оценки, которые также свидетельствуют о том, что потери от неуплаты НДС в результате мошенничества составляют около 10% общего объема поступлений налога. (1) (_М. Казакова, А. Кнобель, И. Соколов «Качество администрирования НДС в странах ОЭСР и России. Реформирование российской системы взимания налога» Серия Научные труды ИЭПП N 134Р. М.: ИЭПП, 2010)

Методика определения потенциальных налоговых сборов и его собираемости по реальным показателям конечного потребления устранила бы все неясности и неопределенности, поскольку уровень потребления поддается детальной оценке. Установление в НК РФ конечного потребления товаров (работ, услуг) физических и юридических лиц как объект налогообложения НДС устранило бы множество противоречий.(3) (« Нейтраль-ность НДС и гармонизация налоговых режимов» Т. Давлетшин «Налоговый Вестник» № 10 год 2015).

Свои оценки потенциальных налоговых поступлений НДС исходя из потребительских расходов населения делают сторонники прямого метода начисления НДС Глазьев С.Ю., Абрамов М.Д., Кашин В.А. и др. Однако, авторы не уделяют должного внимания всем аспектам налогообложения, ограничиваются поверхностными суждениями, в результате приходят к неверным выводам о низкой собираемости налога. Так, исходя из совокупных потребительских расходов россиян в 2013 году 43,684 трлн руб, Ликбез в защиту рубля и национальной финансовой политики» Глазьев С.Ю., «Промышленные ведомости» №2 год 2015) (5) приходит к заключению, что номинальный налог должен составить 7,997 триллионов рублей, в то время как реальные поступления в бюджет НДС составили 2 триллиона рублей, таким образом, собираемость находится на уровне 25 – 30 %. «Спрашивается, куда подевались остальные 5,886 трлн. рублей ?» - вопрошает г-н Глазьев, и делает заключение: «Можно предположить, что они были либо присвоены при реализации товаров в торговой сети, в том числе – посредниками, либо уворованы под предлогом возврата псевдо-НДС с фиктивного экспорта, либо по цепочкам платежей каким-то образом попали предприятиям, изготовителям конечной продукции, вместе с платежами за ее реализацию».

Автором не принято во внимание тот факт, что не все потребительские расходы населения идут на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых НДС, а также в цепочке производства и торговли имеются «освобожденцы» от НДС. Так же неправильно указана сумма поступлений в бюджет: не учтена сумма НДС по ввозимым товарам, совокупные поступления в бюджет НДС в 2013 году составили 3,54 трлн. руб. (Казначейство РФ).

Не выдерживают критики категоричные утверждения о триллионных суммах незаконного возмещения НДС экспортерами, о которых заявляют В.А. Кашин, М.Д. Абрамов (Промышленная политика и налоговое регулирование. Институт проблем рынка АН РФ, Москва, 2015, стр. 26-27) (4), основываясь на статистических данных о том, что за 2000 – 2012 годы при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз.

Однако, эти утверждения требуют обоснования, которого нет. За эти годы произошел взрывоподобный рост затрат, без детального анализа этого фактора всякие заявления беспочвенны. Из («Анализ динамики и структуры затрат в нефтегазовом комплексе России в период 2000-2011 гг. и прогноз до 2020» Ю.В. Синяк, А.Ю. Колпаков «Проблемы прогнозирования», №5 год 2014) (6) следует: за период 2000-2011 гг. величина удельных операционных затрат в нефтедобывающем секторе выросли с 32,9 до 138,8 долл./т (рост в 4,2 раза), в сегменте магистрального трубопроводного транспорта нефти с 3,2 до 66,0 долл./т, (более чем в 20 раз), в сегменте нефтепереработки с 8,2 до 182,1 долл./т, (более чем в 20 раз) и т.д. Рост начисленной заработной платы в 2000 г. 2223 руб/мес и 26690 руб/мес в 2012 г. – рост 12 кратный. Кроме этого, многократно выросли удельные капитальные затраты во всех экспортно ориентированных отраслях экономики. Нет информации, за счет чего достигнут 5-тикратный рост экспорта – увеличению цен, или же, имеется рост и физического объема экспорта. Также нет анализа статуса экспортеров – сами производители, или же специальные внешнеторговые фирмы являются экспортерами, без чего невозможно определить, выросли нарушения, или нет.

Основываясь на ошибочных суждениях, авторы ставят под сомнение целесообразность института НДС в РФ, или же предлагаются изменения в НК РФ, де-факто превращающие НДС в РФ из косвенного налога в прямой, что является анахронизмом, противоречит принципам налогового права, к тому же усложняет бухгалтерский учет в РФ.

В («Общие и проблемные аспекты правового регулирования налога на добавленную стоимость», Г.Ф.Ручкина, Е.В. Терехова «Юридический мир», №1, год 2014,)(7) рассматриваются вопросы, касающиеся проблемных аспектов НДС, однако, анализ статьи только подтверждает, что, проблема столь запущенная и запутанная, даже специалисты не имеют ясного представления о сущности НДС в России, о собираемости налога. Без необходимого анализа, голословно утверждается, что федеральный бюджет теряет огромные финансовые ресурсы вследствие недобросовестных налогоплательщиков, в результате которых поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из существующей налоговой базы.

Далее утверждается, что по различным статистическим данным аналитиков, государство теряет около 25 % налоговых поступлений НДС. Несмотря на противоречивость статьи, она не худшая из множества работ, посвященных данной тематике.

Среди «инноваций» в налоговой сфере, порожденные непониманием сущности НДС, можно упомянуть предложения различных авторов о распределении НДС между региональным и федеральным бюджетами 50/50, установление для отдельных отраслей экономики льготных ставок НДС, обложение НДС доходов банков и страховых компаний, отмену возмещения НДС экспортерам и т.п.

Вышеописанное подтверждает, что несовершенство законодательства о НДС, связан-ное с несоответствием названия налога, объекта налогообложения и налогооблагаемой базы, и сущностью налога, вводит в заблуждение даже специалистов, и как следствие порождает хаос в администрировании налога и столь широкий диапазон разброса оценок собираемости НДС.

Субъекты потребления и их вклад в поступления НДС.

Для целей определения потенциального сбора НДС рассмотрим структуру конечного потребления в разрезе субъектов потребления и потенциального вклада каждой категории потребителей в сумму поступлений в бюджет НДС, с учетом качественных параметров потребления – производственного и непроизводственного.

По критерии субъектности потребления можно выделить внутренне потребление и экспорт. Внутреннее потребление можно сгруппировать по категориям потребления:

- личное потребление (физических лиц, домохозяйств);

- потребление организаций (небюджетных), в т.ч. производителей товаров (работ, услуг), необлагаемых НДС;

- государственное потребление, в т.ч. потребление бюджетных организаций.

Качественно выделяются производственное потребление и непроизводственное. Производственное потребление - использование ресурсов: орудий труда, сырья, материалов, энергии, информация, рабочей силы и т. д. в процессе производства для создания новых продуктов, облагаемых НДС.

Экспорт продукции облагается НДС по ставке 0 %, оплаченный экспортерами НДС полностью возмещается из бюджета, таким образом, экспорт не дает вклад в поступление бюджет НДС. Однако, из-за сложностей возмещения из бюджета часть законопослушных налогоплательщиков не могут получить возврат уплаченного НДС (происходит переплата), а недобросовестные умудряются получить незаконное возмещение из бюджета (хищение бюджетных средств), но эти суммы не могут оказать значительное влияние на собираемость в целом.

Государственное потребление не дает вклад в сумму поступлений в бюджет НДС, т.к. вся сумма НДС, оплаченная поставщикам товаров (работ, услуг, имущественных прав) государством, поступает в бюджет при производстве и обращении (за исключением доли в НДС «освобожденцев» в цепочке производства и обращения). Таким образом, государственное потребление дает незначительный вклад в НДС со знаком «минус»

Потребление организаций в основном производственное, НДС оплачивает конечный потребитель их продукции – физические и юридические лица и государство. Не возмещается из бюджета НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не используются для создания товаров, облагаемых НДС («конечное потребление» юридических лиц), эти суммы незначительные, поэтому в данном исследовании их не учитываем.

Особая категория юридических лиц – чьи товары (работы, услуги) не облагаются НДС, при этом они сами являются налогоплательщиками НДС при приобретении ресурсов (банки, страховые компании и пр.).

Основной вклад в сумму поступлений в бюджет НДС дает личное потребление физических лиц и домохозяйств, расчет которого приводится ниже.

Потенциальные налоговые сборы НДС исходя из объемов конечного потребления.

В настоящей работе потенциальные налоговые сборы в бюджет НДС рассчитаны на основании данных Росстата о потребительских расходах населения, структуры торговли, налоговых режимах организаций торговли и услуг, установленные налоговые ставки.

Согласно НК РФ разные товары (работы, услуги, имущественные права) облагаются разными ставками 18, 10, и 0 %, есть необлагаемые товары (работы, услуги, имущественные права) (выделены курсивом). Также имеются организации на специальных налоговых режимах и физические лица, освобожденные от уплаты НДС в бюджет по налогооблагаемым товарам (работам, услугам). Часть расходов не связана с приобретением, это налоги и другие обязательные сборы.

Структура использования доходов населения России в 2013 году (из общей суммы в 43,7 трлн рублей) следующая (Росстат):

   - Покупка товаров и оплата услуг: 73,4 % (32,8 трлн рублей), из них:

   - покупка товаров: 55,7 % (24,9 трлн рублей);

   - оплата услуг: 15,5 % (6,93 трлн рублей);

   - прочее 2,2 % (0,97 трлн. рублей)

   - Расходы на покупку недвижимости: 3,9 % (1,75 трлн рублей);

   - Обязательные платежи и разнообразные взносы: 11,5 % (5,14 трлн рублей):

   - Сбережения во вкладах и ценных бумагах: 6,3 % (2,81 трлн рублей):

   - Финансовые операции: 4,7 % ( 2,1 трлн. руб):

   - Изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей: 4,5 % (2,03 трлн рублей);

   - Изменение задолженности по кредитам: −5,2 % (-2,31 трлн рублей);

   - Деньги, отосланные по переводам: 0,2 % (75,0 млрд рублей);

   - Прочее : 0,3 % (105 млрд рублей);

   - Превышение доходов над расходами: 0,7 % (332 млрд рублей).

Таким образом, вклад в поступления в бюджет НДС дает 77,3 % потребительских расходов населения, что составляет 34,55 трлн. руб. Рассмотрим более подробно структуру этих расходов, и определим потенциальную сумму поступлений НДС в бюджет, с учетом товаров (работ, услуг) с налоговыми ставками 18 % и 10 %, доли в продажах организаций на специальных налоговых режимах и физических лиц, освобожденных от уплаты НДС в бюджет по налогооблагаемым товарам (работам, услугам).

Услуги:

- расходы на транспорт: 2,9 % (1,29 трлн руб. х0,18/1,18= 197 млрд. руб.);

- оплата услуг связи: 2,7 % (1,23 трлн руб.х0,18/1,18= 188 млрд. руб.);

- оплата жилья и коммунальных услуг: 4,5 % (2,02 трлн руб.х0,18/1,18= 308 млрд.руб);

- оплата бытовых услуг: 1,7 % (750 млрд руб.х0,3х 0,18/1,18 = 34 млрд. руб коэффициент 0,3 взято исходя из того, что доля материальных расходов в бытовых услугах мала);

- оплата услуг системы образования: 1,0 % (449 млрд.рубх0,3х0,18/1,18= 20 млрд. руб);

- расходы на путёвки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги: 1,4 % (647 млрд руб. х0,3х0,1/1,1 = 17,6 млрд. руб.);

- расходы на кино, театры и другие зрелища: 0,4 % (165 млрд рубх0,3х0,18/1,18=7,5 млрд. руб);

- прочие услуги: 0,8 % (369 млрд руб. х0,18/1,18 = 56,3 млрд. руб.)

Итого потенциальные налоговые сборы НДС по виду экономической деятельности «Услуги» составляют 828 млрд. руб.

Расходы на покупку недвижимости: 3,9 % (1,75 трлн. руб.х0,5х0,18/1,18 = 133млрд. руб (коэффициент 0,5 взято исходя из того, что часть жилья покупается на вторичном рынке, а услуги застройщиков жилья освобождены от НДС);

Розничная торговля. По данным Росстата в 2013 году объем розничной торговли составлял 23,668 трлн. руб. (53 % потребительских расходов), где были совершены основные покупки, и покупки товаров с использованием банковских карт 982 млрд рублей (2,2 %), прочее 950 млрд. рублей (2,1 %), всего 25,6 трлн. рублей (57,3 %).

 По структуре товарной номенклатуры 45 % - продовольственные товары, 55 – промышленные товары, в т.ч. фармацевтические. 35 % товаров облагается НДС по ставке 10 % (лекарственные средства, продовольствие, товары детского ассортимента и пр. услуги), остальные 65 % - по ставке 18 %.

35 % объема розничной торговли приходится на крупные предприятия, 65 – малый бизнес, магазины, общепит, открытые рынки и т.д. (Росстат, Торговля в 2013 г.)

Потенциальные налоговые сборы НДС по линии розничной торговли (35 % - ставка 10, 65 % - ставка 18), при отсутствии «освобожденцев», составляют 3353 млрд. рублей, в т.ч.:

- по ставке 10 % 25,6 х0,35 =8,96 трлн. руб (в идеале, НДС = 8,96х0,1/1,1= 815 млрд. руб)

- по ставке 18 % 25,6 х 0,65 = 16,64 трлн. руб. (в идеале, НДС= 16,64х0,18/1,18=2538 млрд.руб).

Однако, значительная часть розничной торговли составляют обороты малых предприятий, освобожденных от НДС. Де-факто российская торговля освобождена от налогообложения, поступления в бюджет налогов и сборов от предприятий розничной торговли незначительны, и по данным Росстата в 2013 году составили 327 млрд. руб., в т.ч. НДС – 99 млрд. руб. Средний уровень торговой наценки в рознице по данным Росстата составляет 26 %, доля производителей и оптовиков в цене товара составляет 100х 1,0/1,26 = 79,4 %, а собираемость НДС у производителей и оптовиков примем за 96 % (Минфин РФ), потенциальные поступления НДС в бюджет по линии розничной торговли составит:

99 + (815 + 2538) х 0,794х0,96 = 99 + 3353 х 0,794х0,96 = 99 + 2556 = 2655 млрд. руб.

В итоге, суммируя НДС по услугам, недвижимости и розничной торговли получим потенциальную сумму поступлений в бюджет НДС: 828+133+ 2655 = 3616 млрд. руб.

Сюда может включиться незначительная сумма НДС от «Потребления» юридических лиц (детализация требует дополнительных исследований):

– расходы и инвестиции организаций в объекты, не генерирующие НДС («конечное потребление» юридических лиц) - это десятки миллиардов рублей;

- уплаченный налогоплательщиками НДС, чьи товары (работы, услуги) не облагаются НДС (банки, страховые компании и пр.) - это в пределах сотни миллиардов;

- двойное налогообложение на стыке ОСНО – Спецрежимы, также десятки, или же сотня миллиардов.

Таким образом, потенциальный сбор НДС не превышает 4 трлн. рублей.

По данным федерального казначейства в 2013 году поступило в бюджет НДС 3539 млрд. руб., в т.ч. : по товарам, реализуемым на территории РФ – 1868 млрд.руб., по ввозимым товарам – 1671 млрд. руб.

Таким образом, поступления в бюджет НДС близки к потенциально возможным (номинальным), не один налог не может сравниться с ним в собираемости. Это при том, что не ставим под сомнение данные Росстата о денежных доходах и расходах населения, которые, по мнению экспертов, завышены, что подтверждается также анализом поступлений НДФЛ и взносов в социальные фонды.

В чем же тогда проблема ?

На взгляд автора, проблема НДС в несовершенстве законодательства, проявляется для конкретного налогоплательщика в виде отсутствия гармонизации налоговых режимов на стыке ОСНО-Спецрежимы, когда НДС превращается в налог с оборота (« Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов» Т. Давлетшин «Налоговый Вестник» № 10 год 2015) (3) , а также трудностей в возмещении НДС из бюджета уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) налога из-за излишне строгих требований ФНС(« Принцип нейтральности НДС и подходы судебной практики» А.Д.Шелкунов «Закон» № 4 год 2014) (8), что приводит к двойному налогообложению законопослушных налогоплательщиков, нарушает принцип нейтральности НДС и дискредитирует институт НДС.

Бюджет напрямую не теряет в НДС, поскольку потенциальные потери бюджета из-за уклонения от налогообложения недобросовестных налогоплательщиков компенсируются за счет двойного налогообложения законопослушных налогоплательщиков, в основном налогоплательщиков – субъектов микробизнеса, не оставляя для них никаких шансов оставаться в правовом поле («Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса» А. Туфетулов, Т. Давлетшин, С. Салмина «Налоговый Вестник» № 10,2014 год) (9). Первоочередная задача - не увеличение ставок НДС и поступлений в бюджет, а устранение недоработок и недостатков Гл. 21 НК РФ «НДС», чтобы этот налог стал действительно нейтральным и одним из самых простых в исчислении и уплате.

Каждый раз, когда слышатся призывы кратно (даже многократно) увеличить поступления в бюджет НДС, необходимо помнить, что НДС - налог на конечное потребление, т.е. на граждан, они и так значительны:

В 2013 году это 3539 млрд. руб. : 142 млн. населения = 25 тыс. руб. с человека,

По данным Казначейства РФ в 2015 году в бюджет поступило НДС 4227 млрд. руб, или же, в пересчете на душу населения, 4227 млрд. руб : 146 млн. населения = 29 тыс. руб. с человека.

Резюме: Анализ потенциальных поступлений НДС в бюджет и его собираемости исходя из потребительских расходов населения показывает, что собираемость НДС в РФ высокая, близка 100 % и коррелирует с данными Минфина РФ. Однако, это не свидетельствует о благополучии в администрировании и уплате НДС, а высокая собираемость связана с трудностями возмещения НДС из бюджета уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг и пр.) налога, а также двойного налогообложения на стыке ОСНО – Спецрежимы, что нарушает принцип нейтральности НДС и дискредитирует институт НДС. При этом, излишние усилия в борьбе с незаконным возмещением НДС не приведут к значительному увеличению поступлений в бюджет налога, даже не к «уходу в тень», а к падению деловой активности и уменьшению налоговой базы. А недоработки законодательства НДС при усилении администрирования налога в первую очередь разрушают микробизнес, где заняты миллионы граждан, и не оставляют им никаких шансов оставаться в правовом поле.

Важность наведения порядка в сфере НДС, в первую очередь в законодательстве, состоит в том, что без этого нельзя добиться увеличения собираемости других нало-гов и сборов – НДФЛ и взносов в социальные фонды, там, где действительно ката-строфическая ситуация. Реформирование НДС не приведет к значительному увеличению поступлений в бюджет НДС, а приведет к увеличению поступлений НДФЛ по крайней мере на 1 трлн. рублей и взносов в фонды социального страхования на 2 трлн. рублей за счет выхода из тени серого бизнеса.

Неконструктивная полемика по НДС не завершится, пока не будет устранено основное противоречие Главы 21 НК РФ: несоответствие названия налога и объекта налогообложения его сути - по существу НДС в России, как и в ЕС, есть налог на конечное потребление.

Необходима реформа НДС: установление в НК РФ объектом налогообложения конечное потребление физических и юридических лиц, возможно, смена названия налога – налог на товары и услуги (НТУ), что более правильно отражает суть налога.

А зачетный метод по счетам (счет-фактурный, invoice-credit system) расчета налога необходимо установить законодательно.

Литература

  1. М. Казакова, А. Кнобель, И. Соколов «Качество администрирования НДС в странах ОЭСР и России. Реформирование российской системы взимания налога» Серия Научные труды ИЭПП N 134Р. М.: ИЭПП, 2010
  2. Налог па добавленную стоимость . Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. Научные труды ИЭПП N 19Р. М.: ИЭПП, 2000
  3. « Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов» Т. Давлетшин

 «Налоговый Вестник» № 10 год 2015

  1.  В.А. Кашин, М.Д. Абрамов (Промышленная политика и налоговое регулирование. Институт проблем рынка АН РФ, Москва, 2015, стр. 26-27
  2. («Ликбез в защиту рубля и национальной финансовой политики» Глазьев С.Ю., «Промышленные ведомости» №2 год 2015
  3. («Анализ динамики и структуры затрат в нефтегазовом комплексе России в период 2000-2011 гг. и прогноз до 2020» Ю.В. Синяк, А.Ю. Колпаков «Проблемы прогнозирования», №5 год 2014
  4. («Общие и проблемные аспекты правового регулирования налога на добавленную стоимость», Г.Ф.Ручкина, Е.В. Терехова «Юридический мир», №1, год 2014
  5. (« Принцип нейтральности НДС и подходы судебной практики» А.Д.Шелкунов «Закон» № 4 год 2014
  6.  «Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса» А. Туфетулов, Т. Давлетшин, С. Салмина «Налоговый Вестник» № 10,2014 год
  7. Статистические данные из сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, Казначейство РФ, Министерства финансов РФ
Теги:
Бизнес против включения часа на дорогу в рабочее время
Предприниматели рассказали о возможном подорожании товаров
"Деловая Россия" предложила ввести квоты на телерекламу для малого бизнеса
Запуск рекламы российских компаний планируется, в частности, на московских телеканалах
ФАС не сочла VISA И MASTERCARD доминирующими на российском рынке приема карт
На высокие комиссии платежных систем жаловались торговые ассоциации
Нацпроект под номером 13
"Единая Россия" спешит на помощь Минсельхозу
Самарский застройщик Владимир Кошелев призвал своих коллег объединиться и обсуждать вопросы во время изменений на рынке строительства
В России произойдет реформа, которая коснется предпринимателей, занимающихся недвижимостью
"Гранель" построится на Новой Риге
Инвестиции в проект - 15 млрд рублей
Амнистия не для всех. Почему российские бизнесмены не спешат возвращать свои капиталы
За вторую амнистию капиталов в Россию было репатриировано более €10 млрд. Цифра немалая и вызывает вопрос: в таком случае сколько денег все еще недосягаемы для российской экономики?
Партнёры