Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » Создание единой защищенной евразийской телекоммуникационной инфраструктуры на основе автодорожной сети обсудили в «Деловой России»

Создание единой защищенной евразийской телекоммуникационной инфраструктуры на основе автодорожной сети обсудили в «Деловой России» 05 апреля 2018

4 апреля 2018 г. член генерального совета «Деловой России» Геннадий Кирюшин провел круглый стол по обсуждению проекта: «Создание единой защищенной евразийской телекоммуникационной инфраструктуры на основе автодорожной сети». Круглый стол прошел на базе комитета «Деловой России» по цифровым и информационным технологиям.

В работе приняли участие представители организаций разработчиков данного проекта, представители общественных, некоммерческих организаций, организаций финансового сектора, представители IT-организаций, операторов связи, автодорожных структур, научных кругов.

В рамках встречи обсудили вопросы востребованности проекта и услуг, возможных при его реализации, рассмотрены основные препятствия для реализации проекта в настоящее время.

Член генерального совета «Деловой России», председатель совета директоров АО «СМАРТС» Геннадий Кирюшин презентовал проект «Создание автодорожных телекоммуникационных сетей», который был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством Владимира Путина в апреле 2014 года.

Кирюшин: «Четыре года назад СМАРТС начал работу над проектом «Создание автодорожных телекоммуникационных сетей». В первый год был построен пилотный участок ТМК ВОЛС длиной 187 км. Для соединения построенного участка с Самарой и ввода части региональной сети связи в эксплуатацию необходимо было пройти 90 км по федеральной трассе М5. Но, к сожалению, не удалось получить согласия Федерального дорожного агентства. Поэтому было принято решение строить в обход М5, по региональным дорогам. Но в этом варианте столкнулись с монополией Ростелекома на канализацию. Для решения данного вопроса были вынуждены обратиться в ФАС. Надеемся, что в этом году выйдем в город и одновременно продолжим строительство.

За это время также удалось договориться с ГК «Автодор» и впервые выйти на платные федеральные дороги. В 2018 году будет построен опытный участок: 70 км в Калужской области.

Наш проект создаст основу для построения ИТС, для запуска которых требуется оптоволокно с высокой сохранностью и надежностью. Такие показатели может обеспечить только прокладка волокна в обочине автодорог.

Мировой опыт показал, что именно этот метод строительства магистральных линий связи обеспечивает высочайшую сохранность и экономическую эффективность.

Строительство ведется инновационным способом путем разработки в обочине автодороги мини-траншеи (5-10 см) с укладкой в нее пакета микротрубок, в которых прокладываются оптические кабели емкостью 8-288 волокон.

Это экономит финансовые ресурсы, упрощает возможность обслуживания инфраструктуры, полностью исключает необходимость ведения переговоров с частными владельцами земельных участков.

Строительство ведется в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи МСЭ-Т L. 48».

Геннадий Васильевич предложил по итогам круглого стола подготовить обращение в Минкомсвязь, в котором необходимо дополнительно обратить внимание на то, что требуется присоединиться к рекомендациям МСЭ, разработать стандарт с дорожниками и запустить его к реализации в обязательном порядке на дорогах РФ.

Было отмечено, что СМАРТС хочет запустить новую идеологию: ТМК - в интересах всех операторов. После запуска ТМК, когда появится возможность всем операторам перебраться в канализацию, появиться конкуренция и свободный рынок волокна. В результате снизятся цены на аренду/покупку волокна.

Следующий важный момент, который отразил делоросс: обслуживание построенной ТМК. Поскольку предполагается, что будет свободный доступ к ТМК, то он предложил обязательно реализовывать его в рамках ГЧП. Тогда государство будет регулировать доступ, не будет отказов, дискриминации по ценовым параметрам, будут доступные публичные тарифы. В результате появится возможность нарастить рынок телекоммуникаций и «оживить» его.

Сеть, которая будет построена, должна использоваться сразу для глобальных проектов, и в обязательном порядке подключаться ко всем ЦОДам, которые будут строиться на территории РФ. Помимо этого она должна выходить на границы сопредельных государств. Следующим этапом на эту сеть должно накладываться оборудование отечественных производителей, для чего началась подготовка по созданию консорциума российских компаний. Далее эти каналы должны быть надежно защищены с помощью самой современной квантовой технологии.

Информацию о защите каналов новой сети современной квантовой технологией поведал генеральный директор ООО «Квантовые коммуникации» Глейм Артур. Также он рассказал о преимуществах и развитии квантовых коммуникаций в России, мировом опыте использования данной технологии, отметил игроков на рынке квантовых технологий в России и отметил преимущества технологии, разрабатываемой в их лаборатории.

На заседании круглого стола были продемонстрированы 2 фильма о проектах: «Автодорожная телекоммуникационная сеть - основа ИТС» и «Национальная квантовая сеть».

Президент НП РУССОФТ, лидер и соруководитель НТИ Сейфнет Валентин Макаров выступил с презентацией «Евразийский квантовый путь как приоритетный проект группы SafeNet НТИ. Квантовый оператор». Было отмечено, что не один проект, связанный с киберфизическими системами не возможен без построения новой инфраструктуры. В планах НТИ на 25-30 лет: разработать технологию безопасности сети, которая будет полезна не только госорганам и бизнесу России, но и позволит получить 10-15 % доли мирового рынка. Ключевое решение безопасности сети – использование квантовых технологий.

В планы НТИ на ближайшие 3-4 года входит продвижение следующих проектов: «мастерская Сейфнет в Санкт-Петербурге» (полигон для доработки прототипов решения безопасности рынков будущего) и «создание российского сегмента Евразийского квантового пути».

Валентином Леонидовичем было отмечено, что Китай на данный момент является реальным претендентом на мировое лидерство в квантовых технологиях. Он достиг реальной практической реализации проекта квантовых коммуникаций на своей территории и запустил спутник, обеспечивающий квантовую передачу сигнала на Землю. Поэтому нам необходимо усилить свои позиции, чтобы получить 10-15% мирового рынка. Для этого задействовать МИД, Минкомсвязь и другие госструктуры, которые смогли бы обеспечить международную поддержку проекта.

Задачи, которые необходимо решить, чтобы реализовать проект:

  1. Создать единый стандарт коммуникаций для оборудования стран Евразии
  2. Страны должны иметь свои сертифицированные национальными регуляторами системы квантовой криптографии и все страны должны иметь общий стандарт для сквозного прохождения ключей
  3. Создать стандарт доверенности среды, сертификат квантовых повторителей и генератора квантовых ключей.
  4. Формирование спутниковой инфраструктуры

О практической реализации проекта «Создание единой защищенной евразийской телекоммуникационной инфраструктуры на основе автодорожной сети» рассказал Кувиков Денис, заместитель директора по PR и маркетингу РИЦ СейфНет.

Директор по телекоммуникационным проектам ОАО «Супертел» Константин Лукин отметил, что их компания за последние 2 года подготовили технические инженерные решения для создания нового оборудования, которое будет использоваться в проекте. Главная задача – максимально реализовать проект на отечественном оборудовании и отказаться от импортного телекоммуникационного оборудования. Также он отметил, что в этом году в инициативном порядке был разработан криптомаршрутизатор полностью из отечественных элементов.

Сергей Хоружников, декан факультета ИКТ Университета ИТМО, руководитель проекта «Создание системы управления географически распределнными ЦОДами,…» сообщил, что «огромный поток информации диктует необходимость использовать крупные ЦОДы, которые становятся все более географически распределенными». Текущая реализация проекта: в мае заканчивается техническое проектирование системы распределенных ЦОДов; создан локальный полигон, который используется для отработки элементов системы; созданы макеты мониторинга порталов и систем хранения данных. «В июне будет переход в рабочий проект, а в 2019 году планируется завершить этот проект и провести приемосдаточные испытания к концу 2019 года».

Геннадий Васильевич, также отметил, что данный проект является коммерчески эффективным, и нет необходимости использования бюджетных средств.

«Достаточно, чтобы Минкомсвязь и Минтранс захотели решить свои проблемы/задачи, интегрировав их в проект».

«Операторы нуждаются в магистральных линиях, особенно в направлении Западная Европа - Восточная Азия. В настоящее время трафик в этом направлении идет в обход России по двум причинам: низкая надежность наших каналов и их высокая цена из-за отсутствия конкуренции и малых пропускных способностей. Поэтому этот проект мог бы стать коммерчески эффективным.

Главное препятствие: нежелание дорожников. Хотя запуск ТМК позволит запустить ИТС на большинство дорог РФ, а это позволит дорожникам получить дополнительный источник доходов, снизить смертность на дорогах и обеспечить сохранность дорог».

Марков Дмитрий Александрович, исполняющий обязанности директора направления «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая Экономика» сообщил, что АО «СМАРТС» выходило на них с предложением включить данный проект в направление «Информационная инфраструктура». Этот вопрос будет рассмотрен на уровне центра компетенции. Но, в целом, этот проект интересен АНО «Цифровая Экономика» и они готовы его продвигать.

Участники круглого стола обратили внимание на эффекты от реализации проекта:

  • наивысший уровень кибер-физической безопасности передачи и создание новых защищенных сетей на сверхскоростях;
  • развернутая доверенная телекоммуникационная инфраструктура, сопряженная с финансовыми и логистическими центрами «нового шелкового пути»;
  • возможность России стать одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надёжной защиты информационных массивов, так называемых больших данных.
  • повышение безопасность на дорогах и снижение смертность в результате ДТП, за счет внедрения интеллектуально-транспортных систем на основе реализуемого проекта;
  • создание безопасной телекоммуникационной инфраструктуры для внедрения автобеспилотного транспорта, интернет вещей (IoT), 5G, нейронных сетей и т.д.
  • интегрирование в общее социальное и экономическое пространство России не только крупных, но и небольших населённых пунктов России;
  • обеспечение недискриминационного доступ к связной инфраструктуре, учитывающей предстоящие глобальные технологические изменения и большую в ней потребность;
  • осуществление интеграции различных информационных систем государств;
  • организация коротких маршрутов транзитного трафика по ВОЛС с минимальной задержкой между Европой и Азией в интересах всех государств ЕАЭС;
  • импортозамещение - реализация проекта основана на использовании отечественных разработок и оборудования.

Подводя итоги круглого стола, участники приняли решение обратиться с письмом в Минтранс России, Минкомсвязь России, Минстрой России и в АНО «Цифровая экономика» с просьбой всецело поддержать проект.

Решения круглого стола

Партнёры