RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Спорт, красота, автомобили: россияне возвращаются к привычным тратам

Спорт, красота, автомобили: россияне возвращаются к привычным тратам 26 мая 2020

Потребительские расходы граждан в мае восстановились на 80% после апрельского падения

В первые рабочие майские недели траты жителей России выросли на 18% по сравнению с периодом самоизоляции. Значительно увеличились расходы на спорттовары (89%), автоуслуги (74%) и красоту (55%). Постепенно восстанавливается и сфера путешествий: на железнодорожные билеты потрачено уже на 68% больше, чем в апреле, на 58% выросли расходы на авиаперелеты и на 16% — на отели. Такие цифры следуют из расчетов индекса деловой активности Tinkoff CoronaIndex, который учитывает данные финансовых операций 12 млн клиентов экосистемы «Тинькофф». Однако пока россияне покупают меньше — по сравнению с минувшим февралем, на 20%. Полное восстановление деловой и покупательской активности в России произойдет не раньше весны 2021 года, считают эксперты, опрошенные «Известиями».

Майское оживление

Потребительская активность жителей России начала восстанавливаться после официального завершения периода нерабочих дней, свидетельствуют данные бизнес-индекса Tinkoff CoronaIndex. К 24 мая средние траты граждан составили 80% от аналогичных показателей в феврале 2020 года.

За две рабочие недели мая самым значительным ростом по сравнению с апрельскими показателями отметились расходы на спорттовары (89%), автоуслуги (73%) и салоны красоты (55%). Россияне начинают чаще выходить из дома и постепенно планировать поездки. Расходы на авиаперелеты выросли на 58%, на железнодорожные билеты — на 68%, а на бронирование номеров в отелях — на 16%. Активнее, чем до карантина, с 11 по 24 мая россияне тратили на дом и ремонт (рост на 8%), музыку (+14%), зоомагазины (+16%), супермаркеты (+17%) и автоуслуги (+21%).

Несмотря на продление режима самоизоляции в Москве и Московской области, траты выросли на салоны красоты на 79% и 55% соответственно, а спрос на автоуслуги увеличился в 2,7 и в 2,3 раза.

На сайте Tinkoff CoronaIndex в режиме реального времени отображается также и индекс потребительской активности — он подсчитывается по 10-балльной шкале на основе анализа финансовых операций 11 млн пользователей и более 600 тыс. компаний-клиентов «Тинькофф Бизнеса».

Общероссийский индекс в феврале достигал 7,3 пунктов, а 24 мая он составил 5,4 (в Москве — 5,3) пункта. Потребительские траты по всей стране на прошлой неделе (с 18 по 24 мая) оказались на 17% ниже средних значений февраля 2020 года. В столице расходы потребителей в этот период были ниже февральских показателей на 28%.

— В Tinkoff CoronaIndex мы решили объединить данные по 12 млн клиентов, чтобы сделать удобный инструмент, который бы показывал в наглядном виде, как себя сейчас чувствуют бизнес и потребители, — рассказали «Известиям» в пресс-службе «Тинькофф».

Карантинная пассивность

В целом за шесть недель самоизоляции россияне сократили потребительские расходы на 30%, показывают данные индекса Tinkoff CoronaIndex.

С 30 марта по 11 мая индекс потребительской активности опустился на 2,7 пункта — в среднем его значение по стране составляло 4,1. Обороты малого и среднего бизнеса упали на 28%.

Меньше всего транзакций было совершено 19 апреля. В этот день оборот всех физлиц составил лишь половину от средних показателей за февраль, а бизнес-индекс опустился до отметки 3,9.

После введения режима самоизоляции значительно упали расходы, связанные с путешествиями: траты на турагентства сократились на 93,3%, на авиабилеты — на 92%, на отели — на 90%, а на железнодорожные билеты — на 81%. В серьезном минусе оказалась и индустрия развлечений: расходы на кино снизились на 89%, на развлечения — на 76%, на рестораны — на 75%. После закрытия салонов красоты траты на эту сферу сократились на 72%, одежда и обувь оказались менее востребованными на 66,4%. При этом в апреле относительно февраля на 15% выросла потребность в супермаркетах, музыкальных товарах и подписках (на 8%) и зоотоварах (на 3%). Средние траты подросли на 7% по сравнению с апрелем в майские праздники с 1 по 11 мая.

Вынужденная экономия

Увеличение расходов на покупки в супермаркетах в апреле и мае не связано с ростом цен. Это следствие того, что россияне стали обедать дома и покупают больше продуктов питания, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Однако он признал, что временный всплеск стоимости круп, лимонов и имбиря мог отразиться на индексе роста трат.

— Пока существенного роста потребительских цен нет, ситуация не критическая, — отметил эксперт.

По его данным, сейчас уровень инфляции в России составляет 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, а к концу года может дойти до 5%.

Повышенный спрос на зоотовары Алексей Коренев объяснил тем, что изолированные по домам люди стали чаще кормить своих питомцев.

— Если раньше кормление было два раза в день — утром и вечером, то сейчас домашние животные подходят к миске гораздо чаще. Им уделяют больше внимания, — считает аналитик.

После выхода из режима самоизоляции россияне будут в первую очередь готовы к тратам на отпуск — многие захотят поехать на отдых перед учебным годом, и это оживит туризм, но восстановление туристической отрасли не будет мгновенным из-за падения курса рубля и доходов, уверен собеседник «Известий».

А вот на ресторанах и развлечениях, по его мнению, россияне пока будут экономить.

— У многих снизились зарплаты, кто-то потерял работу, поэтому люди будут стараться создавать «подушку безопасности», откладывать, и лишний раз бездумно в рестораны никто не пойдет, — убежден Алексей Коренев.

Скорость возвращения к прежним тратам будет зависеть от мер поддержки малого и среднего бизнеса, потребительского спроса и цен на нефть, на восстановление потребительской активности уйдет полтора-два года, резюмирует эксперт.

Неспешное восстановление

В период самоизоляции больше всего пострадал туризм и все, что с ним связано: транспортные перевозки, авиаперелеты, гостиничный бизнес. Доходы в отрасли сократились на 90%. Существенные потери также и у ресторанного бизнеса, который от банкротства спасла домашняя доставка, подтвердил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

— Россияне в период карантина предпочитали вкладывать в квартиру и технику, к этому подталкивало и падение курса рубля, — считает он.

Последствия кризиса будут отражаться постепенно, убежден эксперт.

— Часть предприятий прекратит деятельность, и все чаще предприниматели начнут задумываться о переформатировании бизнеса. Деловая активность начнет восстанавливаться после завершения всех основных противоэпидемиологических мероприятий, связанных с самоизоляцией и остановкой деятельности, и будет зависеть от потребительского спроса, — отметил эксперт, добавив, что полное восстановление произойдет в течение года.

Солидарен с коллегой и первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

— К докоронавирусным показателям мы раньше, чем через год, не вернемся, а восстановительные процессы зависят от отмены ограничительных мер. Если карантин закончится в ближайшее время, в начале лета, то предприятия, хотя и не все, но откроются, а продление ограничений еще на несколько месяцев грозит массовыми закрытиями. Например, может не остаться мелкой розницы, в том числе продуктовой, — заявил Владислав Корочкин.

По его данным, в апреле закрылись около 20% предприятий малого и среднего бизнеса: 14% временно, а 6% — окончательно. Еще 46% рассматривают возможность закрытия бизнеса при дальнейшем сохранении низкого спроса.

— Для таких предприятий будет особенно актуальна принятая государством мера льготного кредитования под 2%. Вообще, сейчас полезны все меры господдержки, — заявил эксперт.

Он убежден, что предприятия, оказавшиеся в подвешенном состоянии, получив кредит по льготной ставке, смогут просуществовать дольше — по крайней мере, до улучшения ситуации.

Tinkoff CoronaIndex анализирует изменение расходов потребителей на товары и услуги в отдельных категориях и фиксирует динамику оборотов в разных сферах малого и среднего бизнеса на текущий момент в сравнении со средними значениями февраля, до введения режима самоизоляции.

— Информация может помочь предпринимателям, региональным властям, экспертам вовремя отследить оживление в той или иной сфере и активизироваться с точки зрения ведения бизнеса или поддержки потребительского роста, — пояснили в пресс-службе «Тинькофф», отметив, что проект рассчитан не только на время коронавируса, и планируется его дальнейшее развитие.

В ближайшее время сервис пополнится другими данными экосистемы «Тинькофф» — показателями кредитного и других направлений розничного банкинга, средним чеком покупок в разных отраслях, а также данными «Тинькофф Мобайл», «Тинькофф Путешествий» и «Тинькофф Бизнеса».

Теги:
Партнёры