Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » Стратегию развития ювелирной отрасли обсудили на заседании комитета

Стратегию развития ювелирной отрасли обсудили на заседании комитета 30 ноября 2017

В «Деловой России» 29 ноября состоялось расширенное заседание комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам. Самое серьезное отношение к комитету в «Деловой России» подчеркивало не только присутствие, но и активное участие непосредственно в заседании сопредседателя «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, курирующего в организации промышленный блок. И не только – на заседании с конкретными взглядами на ситуацию в отрасли выступил Илья Семин, член и заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ, директор Центра мониторинга развития промышленности ОНФ.

Само собой, в заседании приняли участие члены комитета Эдуард Уткин, генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России», и Геннадий Дрожжин, председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» и член комиссии правительства РФ по вопросам государственной культурной политики. Вел заседание председатель комитета Флун Гумеров.

Не обошли вниманием заседание комитета и гости от Евразийского экономического союза – присутствующие заслушали выступление Антонины Бабосюк, президента Ассоциации ювелиров ЕАЭС и Вадима Серова, исполнительного директора Ассоциации ювелиров ЕАЭС, но более известного в среде ювелиров как руководителя сети «585».

Флун Гумеров вел заседание в демократичной форме, без строгого соблюдения регламента, что позволило хотя бы кратко обсудить практически все актуальные для отрасли вопросы. При этом модератор все время подчеркивал, что крайне важен постоянный и конструктивный диалог с властью, без которого любые инициативы бизнеса останутся бессмысленными.

Ключевым вопросом на заседание было вынесено предложение комитета начать подготовку силами ресурсов комитета межотраслевую «Стратегию развития сферы ДМДК России», чтобы далее предложить ее регулятору и иным заинтересованным ФОИВам взять за основу собственной стратегии развития сферы ДМДК, а затем и утвердить в Правительстве РФ.

Смысл в существовании такой глобального межотраслевого программного документа, как «Стратегии ДМДК» для отраслевого бизнеса в том, чтобы, с одной стороны, решения регуляторной отраслевой политики принимались бы в Российской Федерации не под воздействием текущих конъюнктурных факторов и в интересах скорейшего получения экспортной выручки (что возможно при продаже на мировом рынке исключительно сырьевых товаров), а основывались бы на ключевом принципе – переходе российской экономики к самой глубокой переработке сырья. В нашем случае – от торговли слитками золота и сырыми алмазами России должна переходить к мировой торговле готовыми ювелирными изделиями и ограненными алмазами, т.е. бриллиантами. И именно под эту конечную цель должны затачиваться все отраслевые нормативные акты.

С другой стороны, наличие «стратегии», утвержденной правительством РФ, позволяет рассчитывать и на использование в регуляторике отраслью такого правительственного инструмента, как «поручение», что может быть крайне важным для принятия оперативных мер, когда ситуация требует немедленного вмешательства.

В любом случае, принятие «Стратегии ДМДК» дало бы преимущество ювелирной промышленности России перед чисто сырьевыми или почти сырьевыми отраслями сферы ДМДК – золото и алмазодобывающей отраслями, аффинажными предприятиями. Если рассматривать интересы государства в целом – то понятно, что чем глубже степень переработки сырья, то тем выше добавленная стоимость и выше налоговые и прочие платежи в бюджет. Но и усилий, в том числе от государства, требуется, естественно, гораздо больше – никто не сомневается в том, что продавать сырье много проще и быстрее. Регулировать нормативно-правовыми актами такую длинную вертикально выстроенную межотраслевую производственную цепочку (не в рамках отдельной добывающей или перерабатывающей отрасли, а в рамках всей сферы ДМДК, причем с основным целеполаганием – преимущественной реализацией продукции максимально глубокой степени переработки) – очень сложно. Так что появится когда-нибудь эта стратегия в утвержденном Правительством РФ виде, или нет – на то может быть только высшая политическая воля…

Иначе обстоит дело со «Стратегией развития ювелирной отрасли». Здесь в безальтернативной форме видны экономические интересы государства. Совершенствование регулирования отдельно взятой ювелирной отрасли России никаким другим секторам ДМДК проблемой стать не должно. В условиях спада в ювелирной отрасли для Правительства РФ вряд ли интересы полноты полномочий тех или иных ведомств окажутся определяющими, если на карту поставлено сохранение российской ювелирной промышленности как таковой, а вместе с ней – сохранение рабочих мест в отрасли и худо-бедно налоговых поступлений от нее. Сегодня ситуация в ювелирной отрасли такова, что речь идет уже о простом ее выживании. Причем о выживании российской ювелирной отрасли в целом (что крайне важно), а не о выживании некоторых, отдельно взятых российских ювелирных компаний. И это понимание «наверху», похоже, уже пришло…

Кроме того, в ювелирной теме есть проблемы во взаимоотношениях российской ювелирной отрасли с ювелирными отраслями братских стран Евразийского экономического союза. Дело в том, что, будучи в «одной экономической семье», Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия имеют существенно различающиеся регуляторные системы. Плюс различия в строгости таможенных служб. Плюс еще многое. Как следствие, не приходится говорить о равных экономических условиях ведения хозяйственной деятельности в ювелирной отрасли этих стран. И Россия при этом выглядит не самым привлекательным местом для ювелирного производства, но зато самым большим ювелирным рынком содружества. А в условиях, когда каждый процент и даже доля процента прибыли бизнеса на счету, вопрос различий затрат бизнеса становится определяющим. Так что есть шанс, что программный документ «Стратегия развития ювелирной отрасли России», который готовит ассоциация «Гильдия ювелиров России», окажется востребованным в правительстве РФ.

В итоге заседания комитета стало ясно, что практически по всем обсуждаемым вопросам есть близкое понимание ситуации. Пути решения вопросов каждый из участников заседания предлагал свои. Но эти пути не антагонистичны, а дополняют друг друга.

В отношение двух предложенных на заседании комитета «Стратегий», сошлись на том, что вопрос «синицы в руках и журавля в небе» должен быть решен так: Ассоциация «Гильдия ювелиров России» будет заниматься более проходной, но менее всеобъемлющей «Стратегией развития ювелирной отрасли России», а комитет «Деловой России», в который входит гендиректор «Гильдии ювелиров России» Эдуард Уткин, под руководством председателя комитета Флуна Гумерова займется разработкой «Стратегии развития сферы ДМДК России».

Поэтому есть надежда, что уже в обозримом будущем мы будем иметь в руках и «синицу», а потом – и «журавля»…

Партнёры