RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » Сверхдорогие госзакупки в первой половине 2014 года

Сверхдорогие госзакупки в первой половине 2014 года 06 августа 2014

Национальная ассоциация институтов закупок (учреждена «Деловой Россией» и медиахолдингом «Эксперт» в 2012 году) подвела итоги мониторинга сверхдорогих госзакупок (стоимостью свыше 1 млрд руб. каждая) за первую половину 2014 года.

В связи с внедрением Контрактной системы процедура общественного обсуждения закупок претерпела существенные изменения. С 2014 года она делится  на два этапа. Сначала закупка обсуждается на стадии ее планирования, т.е. размещения в плане-графике заказчика. Затем закупка проходит эту процедуру уже непосредственно на этапе размещения.
 
В обоих случаях принцип общественного обсуждения один: заказчик сначала обсуждает закупку в специальном разделе сайта zakupki.gov.ru, а в случае плана-графика затем еще проводит очное обсуждение с заинтересованными участниками. С 2014 года НАИЗ участвует в мониторинге сверхдорогих закупок как на этапе планирования, так и на этапе размещения.
 
За первую половину 2014 года на  форуме официального сайта для общественного обсуждения было размещено 138 сверхдорогих закупок на общую сумму около 360 млрд. рублей. Из них 79 прошли обсуждение на стадии планирования, а 59 – на обеих стадиях: и планирования, и размещения.  
 
Общественное обсуждение на этапе планирования закупок
 
Мониторинг планов-графиков закупок показал, что в 40% случаев заказчики не указывают в плане-графике информацию о проведении обязательного общественного обсуждения закупок. Это противоречит требованию приказа Минэкономразвития и Федерального казначейства от 20.09.2013. Сегодня это основной вид нарушений, связанный с общественным обсуждением закупок на этапе планирования. Он может привести к тому, что такие закупки останутся без должного внимания общественности.
 
Самым показательным месяцем стал январь 2014 года, когда  на официальном сайте было опубликовано семь планов-графиков, пять из которых опубликованы Министерством строительного комплекса Московской области. Во всех пяти случаях заказчик не разместил информацию об обязательном обсуждении будущей закупки. После получения замечаний от экспертов на очном этапе обсуждения заказчик внес изменения в планы-графики.
 
Обсуждение сверхдорогих закупок
 
За шесть месяцев 2014 года заказчиками были размещены извещения и документация по 59 сверхдорогим закупкам. В 16 из них (27% от общего числа) эксперты НАИЗ обнаружили признаки того или иного ограничения конкуренции, 
 
Самые популярные из них:
 
- Сжатые сроки поставки продукции.
 
Пример: Министерство здравоохранения РФ (закупки №0195100000214000100 и №0195100000214000101) выделяло потенциальному поставщику 30 дней на поставку лекарств на общую сумму 3,7 млрд на территорию всей страны.
 
- Избыточные требования к наличию лицензий.
 
Пример: в заказе (закупка №0373100115114000040) на реконструкцию объекта культурного наследия в Москве заказчик требовал от потенциальных поставщиков наличие лицензий на строительство автомобильных дорог и аэропортов.
 
- Отсутствие необходимой документации.
 
Например, Министерство конкурентной политики Калужской области (закупка №0137200001214005233) в заказе на строительство перинатального центра не опубликовало проектно-сметную документацию, которая необходима потенциальному подрядчику для того, чтобы рассчитать себестоимость проекта. 
 
Заказчики, игнорирующие общественность
 
В целом, эксперты НАИЗ отмечают положительную тенденцию в поведении заказчиков – они стали активно реагировать на общественный контроль, что сделало возможным диалог между общественностью и госзаказчиками. Для сравнения: в 2012 году на замечания экспертов отвечала только треть заказчиков, при этом их ответы носили формальный характер. В 2013-м на замечания общественности уже реагировала половина заказчиков. С переносом же общественного обсуждения на этап планирования закупок заказчики практически перестали игнорировать мнение общественности.
 
Однако с начала года на официальном сайте были размещены 12 сверхдорогих закупок без проведения обязательного общественного обсуждения на сумму 50,8 млрд рублей. Две из них были проведены в рамках размещения гособоронзаказа и поэтому не подлежали общественному обсуждения. Остальные десять отказались от обсуждения в нарушение норм закона 44-ФЗ. Согласно закону, закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
 
Эксперты НАИЗ пытались обратить внимание заказчиков на данное нарушение. На обращение отреагировали Департамент города Москвы по конкурентной политике (пообещал разобраться в данной ситуации),  Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отменил процедуру и разместил ее повторно) и Комитет по государственному заказу города Санкт-Петербурга (объяснил нарушение сбоем в работе официального сайта), остальные проигнорировали замечания экспертов. 
 
Наиболее крупные закупки, по которым заказчики не провели обязательное общественное обсуждение:  
 
– Приобретение коммунальной техники в лизинг на сумму 12,6 млрд руб. для г. Москвы. Заказчик: Департамент города Москвы по конкурентной политике, электронный аукцион №0173200001414000609.
 
– Строительство  Перинатального центра в г. Челябинске стоимостью 2,3 млрд руб. Заказчик: Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, закупка №0169200001114000029.
 
В случае с  Челябинском  эксперты НАИЗ были вынуждены обратиться в контролирующие органы, т.к. заказчик допустил целый ряд грубых нарушений и проигнорировал замечания общественных контролеров: 
 
- Заказчик не проводил общественное обсуждение ни на стадии планирования, ни на стадии проведения закупки (нарушение статьи 112 44-ФЗ).
 
- Заказчик неверно выбрал процедуру размещения заказа – «конкурс с ограниченным участием», который применяется только в ограниченном перечне случаев  (нарушение части 2 статьи 56 44-ФЗ).
 
- При обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик не использовал проектно-сметный метод, который  необходимо применять для строительных заказов (нарушение пункта 1 части 9 статьи 22 44-ФЗ).
 
Такие действия позволяют заказчику не только завышать стоимость строительства, но и отклонять неугодных потенциальных подрядчиков. Они приводят к существенному ограничению конкуренции при размещении заказа.
 
В результате Федеральная антимонопольная служба вынесла постановление об отмене данной закупки и установила срок отмены процедуры. По состоянию на начало июля Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области не только не отменило закупку, но даже выбрало победителя.
 
Аналогичные нарушения допустил Департамент государственного заказа Краснодарского края во время размещения заказа №0318200063914002220 на строительство перинатального центра в г.Сочи. Однако заказчик после замечаний со стороны экспертов НАИЗ признал, что на официальном сайте была размещена некорректная информация, но связал это с проблемами в работе самого сайта. В итоге процедура была приостановлена и завершена не будет.
 
О пользе конкуренции
 
В итоге за первую половину года было заключено 34 сверхдорогих контрактов (из 138 опубликованных на официальном сайте) на общую сумму 110,9 млрд руб.
 
Экономия на торгах составила порядка 995,8 млн руб. или 0,8%. Самое крупное снижение  было в двух случаях (закупки №0173100007914000013 и №0122200002514001268), когда при проведении процедур была конкуренция. В размещении закупок приняли участие 2-3 потенциальных поставщика. В результате произошло заметное снижение цены на 5-6%. В остальных случаях в процессе размещения заказа принимал участие только один потенциальный поставщик, падение в цене было минимальным.
 
«Правильное оформление закупочной документации, отсутствие в ней признаков необоснованного ограничения конкуренции позволяют  значительно экономить бюджетные средства за счет привлечения конкурирующих между собой поставщиков, – прокомментировал итоги мониторинга исполнительный директор НАИЗ Георгий Сухадольский. – Именно на достижение такого эффекта нацелена работа общественных контролеров, которые добиваются максимально возможного уровня эффективной конкуренции при размещении государственного заказа».
Теги:
Партнёры